Живые крыши: от мала до велика
Конкурс на лучший проект музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда»
Большинство людей до сих пор называют Санкт-Петербург Ленинградом, и в таком случае никто даже не делает попытки поправить сказанное. Всё потому, что для города это название памятно до боли из-за событий Второй Мировой войны – блокады. Чтобы эта память сохранилась, в городе до сих пор проводятся различные тематические мероприятия, в том числе градостроительные и архитектурные конкурсы. Одним из подобных является конкурс на лучший проект музейно-выставочного комплекса«Оборона и блокада Ленинграда». Планируется создать музей нового типа, совмещающий в себе постоянную экспозицию и временные выставки, архив, фондохранилище, научно-исследовательский центр, библиотеку, парк и экспозицию под открытым небом на прилегающей территории.
В ходе жёсткого отбора в финальный этап вышли 9 проектов отечественных и зарубежных авторов. Одним из таких стал проект «Реквием» финского архитектурного бюро Lahdelma & Mahlamäki.
Архитектурная форма здания, названная авторами как «Нить жизни», представлена в виде спирали, которая имеет продолжение под насыпью. Внутри она является единым лестничным пролётом. Монументальность формы не портит общую горизонтальную линию города, но в то же время является сильным акцентом, активизируя вокруг себя новый район в исторической части Петербурга.
Прилегающая парковая территория с мемориалами подчёркивает образ постройки в общей панораме. Выбранные для облицовки белая эмаль и позолота не только выделяют объект по цветовой гамме, но и по отношению к героическому подвигу города.
Норвежская группа «Snøhetta» подготовила проект «Навстречу свету».
Авторы предлагают абстрактное решение в формировании комплекса – разбить музей на несколько монументальных объектов в пределах предлагаемой площади. В итоге общая композиция их расположения в сочетании с перемещением посетителей по парковой зоне будет создавать «урбанистические ассоциации», напоминающие о городе во время блокады. Таким образом, открывается экспозиция под открытым небом с постоянно меняющимся профилем. Несмотря на расстояние между архитектурными фрагментами, музейный комплекс воспринимается как единое целое.
На конкурсе также представлен проект из Германии от Thomas Herzog Architekten. Концепция в этом случае включает в себя больше метафоричных отсылок и ассоциаций в отличие от предыдущих вариантов.
Здание можно поделить на две зоны. Первая – подземная – символизирует испытания и мучения, пройденные жителями блокадного Ленинграда. В надземной части будет располагаться выставочный центр конической формы, расширяющейся кверху. В итоге посетители проходят путь от подземной части наверх, от «отчаяния к надежде», от тьмы к свету. Прилегающая территория также имеет символическое значение – вымощенная галькой она напоминает об огромном количестве жертв.
Московский вариант музея от «Проектного института Арена» снова предлагает пространственную композицию из отдельных фрагментов.
В данном случае помимо символического значения объекты также наделены определёнными функциями. Прямая линия, отделяющая набережную и сам комплекс (линию фронта), является визуальной и шумовой защитой от воздействия городской среды. Далее идёт круглая стена-галерея (оборона, блокадное кольцо), она представляет собой видовой и ознакомительный маршрут для постепенного погружения посетителей в атмосферу военного времени.
Прямоугольное здание музея (окружённый город) – выставочные и фондовые пространства. По мнению авторов, ключевая особенность концепции в поэтапной подготовке к ознакомлению с историей блокады.
Петербургские авторы постарались шире раскрыть символическое наполнение в архитектурной форме. «Архитектурная мастерская Мамошина» представила проект «Неприступная крепость».
Внешний облик здания заключает в себе общепринятый символ разорванного кольца блокады. В основе верхней части конструкции лежит десятиконечная звезда – орден Александра Невского, Победы. Колоннада, идущая вокруг музея, – 29 месяцев. 872 оконных проёма, в свою очередь, символизируют количество дней. Общий план постройки подчиняется стилю петербургской архитектуры.
Простые геометрические формы, по мнению авторов из «Архитектурной мастерской Романова», призваны напоминать посетителям о стойкости и мужестве жителей блокадного города.
Центральная часть здания – аванзал под открытым небом – символ дворового городского пространства. Возвышение, на котором располагается здание, предусматривает функциональное использование подземного пространства. Прямоугольные формы фасада скрывают кольцевое спиральное положение прохода внутри музея, как и в одном из предыдущих вариантов олицетворяющее путь к Победе и Миру.
Студия «А.Лен» также взяла за основу идею о супрематизме форм, добавив больше открытого пространства. Авторы предлагают использовать большую площадь кровли в качестве места для размещения экспозиции. Однако с учётом петербургской погоды, подобная организация музея не всегда будет удобна для посещения. С другой стороны, масштабность поднимающейся широкой лестницы также создаёт отсылку к теме пути к Победе.
«Земцов, Кондиайн и партнёры» предлагают воплотить состояние окружённого города с помощью взаимодействия разнородных архитектурных масс.
Холм с пологим спуском на набережную опоясывает музейное здание. Внутренняя структура музея подразумевает хронологическое восприятие экспозиции, в соответствие с чем, пространство предлагает ленточное движение, а также имеет небольшой уклон как сопротивление, которое будут ощущать посетители.
Активно работающая с объёмами и пространствами Санкт-Петербурга «Студия 44» создала проект музея, представляющего скульптурную группу из нескольких прямоугольных блоков, символизирующих городскую архитектуру, подверженную обстрелам. Опоясывающее кольцо включает в себя инсталляцию с хронологически выстроенными событиями. Располагаться постройка также будет на возвышенности.
Каждый проект несёт в себе сильное концептуальное, символическое и эмоциональное наполнение. Несмотря на то, что некоторые моменты переплетаются в идеях разных авторов, каждый проект своеобразен. Объединяет их также подход к выбору цветовой гаммы, монументальности и в то же время простоты, так как одной из главных задач для авторов было вписать музейный комплекс в петербургский ландшафт на набережной. Время проведения конкурса было обозначено как май – сентябрь 2017 года, однако его продлили ещё на месяц. Проекты представлены к общему голосованию не только членов жюри, но и жителей города.
Комментарии