Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
10 октября 2017 г.

Конкурс на лучший проект музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда»

Большинство людей до сих пор называют Санкт-Петербург Ленинградом, и в таком случае никто даже не делает попытки поправить сказанное. Всё потому, что для города это название памятно до боли из-за событий Второй Мировой войны – блокады. Чтобы эта память сохранилась, в городе до сих пор проводятся различные тематические мероприятия, в том числе градостроительные и архитектурные конкурсы. Одним из подобных является конкурс на лучший проект музейно-выставочного комплекса«Оборона и блокада Ленинграда». Планируется создать музей нового типа, совмещающий в себе постоянную экспозицию и временные выставки, архив, фондохранилище, научно-исследовательский центр, библиотеку, парк и экспозицию под открытым небом на прилегающей территории.

В ходе жёсткого отбора в финальный этап вышли 9 проектов отечественных и зарубежных авторов. Одним из таких стал проект «Реквием» финского архитектурного бюро Lahdelma & Mahlamäki.

Архитектурная форма здания, названная авторами как «Нить жизни», представлена в виде спирали, которая имеет продолжение под насыпью. Внутри она является единым лестничным пролётом. Монументальность формы не портит общую горизонтальную линию города, но в то же время является сильным акцентом, активизируя вокруг себя новый район в исторической части Петербурга.

Прилегающая парковая территория с мемориалами подчёркивает образ постройки в общей панораме. Выбранные для облицовки белая эмаль и позолота не только выделяют объект по цветовой гамме, но и по отношению к героическому подвигу города.

Норвежская группа «Snøhetta» подготовила проект «Навстречу свету».

Авторы предлагают абстрактное решение в формировании комплекса – разбить музей на несколько монументальных объектов в пределах предлагаемой площади. В итоге общая композиция их расположения в сочетании с перемещением посетителей по парковой зоне будет создавать «урбанистические ассоциации», напоминающие о городе во время блокады. Таким образом, открывается экспозиция под открытым небом с постоянно меняющимся профилем. Несмотря на расстояние между архитектурными фрагментами, музейный комплекс воспринимается как единое целое.

На конкурсе также представлен проект из Германии от Thomas Herzog Architekten. Концепция в этом случае включает в себя больше метафоричных отсылок и ассоциаций в отличие от предыдущих вариантов.

Здание можно поделить на две зоны. Первая – подземная – символизирует испытания и мучения, пройденные жителями блокадного Ленинграда. В надземной части будет располагаться выставочный центр конической формы, расширяющейся кверху. В итоге посетители проходят путь от подземной части наверх, от «отчаяния к надежде», от тьмы к свету. Прилегающая территория также имеет символическое значение – вымощенная галькой она напоминает об огромном количестве жертв.

Московский вариант музея от «Проектного института Арена» снова предлагает пространственную композицию из отдельных фрагментов.

В данном случае помимо символического значения объекты также наделены определёнными функциями. Прямая линия, отделяющая набережную и сам комплекс (линию фронта), является визуальной и шумовой защитой от воздействия городской среды. Далее идёт круглая стена-галерея (оборона, блокадное кольцо), она представляет собой видовой и ознакомительный маршрут для постепенного погружения посетителей в атмосферу военного времени.

Прямоугольное здание музея (окружённый город) – выставочные и фондовые пространства. По мнению авторов, ключевая особенность концепции в поэтапной подготовке к ознакомлению с историей блокады.

Петербургские авторы постарались шире раскрыть символическое наполнение в архитектурной форме. «Архитектурная мастерская Мамошина» представила проект «Неприступная крепость».

Внешний облик здания заключает в себе общепринятый символ разорванного кольца блокады. В основе верхней части конструкции лежит десятиконечная звезда – орден Александра Невского, Победы. Колоннада, идущая вокруг музея, – 29 месяцев. 872 оконных проёма, в свою очередь, символизируют количество дней. Общий план постройки подчиняется стилю петербургской архитектуры.

Простые геометрические формы, по мнению авторов из «Архитектурной мастерской Романова», призваны напоминать посетителям о стойкости и мужестве жителей блокадного города.

Центральная часть здания – аванзал под открытым небом – символ дворового городского пространства. Возвышение, на котором располагается здание, предусматривает функциональное использование подземного пространства. Прямоугольные формы фасада скрывают кольцевое спиральное положение прохода внутри музея, как и в одном из предыдущих вариантов олицетворяющее путь к Победе и Миру.

Студия «А.Лен» также взяла за основу идею о супрематизме форм, добавив больше открытого пространства. Авторы предлагают использовать большую площадь кровли в качестве места для размещения экспозиции. Однако с учётом петербургской погоды, подобная организация музея не всегда будет удобна для посещения. С другой стороны, масштабность поднимающейся широкой лестницы также создаёт отсылку к теме пути к Победе.

«Земцов, Кондиайн и партнёры» предлагают воплотить состояние окружённого города с помощью взаимодействия разнородных архитектурных масс.

Холм с пологим спуском на набережную опоясывает музейное здание. Внутренняя структура музея подразумевает хронологическое восприятие экспозиции, в соответствие с чем, пространство предлагает ленточное движение, а также имеет небольшой уклон как сопротивление, которое будут ощущать посетители.

Активно работающая с объёмами и пространствами Санкт-Петербурга «Студия 44» создала проект музея, представляющего скульптурную группу из нескольких прямоугольных блоков, символизирующих городскую архитектуру, подверженную обстрелам. Опоясывающее кольцо включает в себя инсталляцию с хронологически выстроенными событиями. Располагаться постройка также будет на возвышенности.

Каждый проект несёт в себе сильное концептуальное, символическое и эмоциональное наполнение. Несмотря на то, что некоторые моменты переплетаются в идеях разных авторов, каждый проект своеобразен. Объединяет их также подход к выбору цветовой гаммы, монументальности и в то же время простоты, так как одной из главных задач для авторов было вписать музейный комплекс в петербургский ландшафт на набережной. Время проведения конкурса было обозначено как май – сентябрь 2017 года, однако его продлили ещё на месяц. Проекты представлены к общему голосованию не только членов жюри, но и жителей города.  


Текст: Крузман Юлия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта