Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
1 октября 2015 г.

Как сон в летнюю ночь

Сентябрьская оттепель, так неожиданно случившаяся в Москве, напомнила о том, что настало время провожать один из самых жизнерадостных и ярких летних проектов: временный павильон в галерее Серпентайн, который, как и наши солнечные дни, скоро канет в лету, оставив после себя множество теплых воспоминаний.

Лондонская галерея Серпентайн, расположенная в Кенсингтонских Садах, пятнадцать лет подряд привлекает лучших архитекторов мира для возведения временных павильонов. Среди участников исключительно звезды: Тоё Ито, Оскар Нимейер, Фрэнк Гэри, Жан Нувель.

Все началось в 2000-м году, когда галерея пригласила архитектора Заху Хадид спроектировать дебютный павильон. Постройка иронично обыгрывала идею «тента», то есть попросту палатки, являющейся упрощенной основой концепции временного паркового павильона: пирамидальная крыша из невесомых белых панелей, лежащая на массивных стальных столбах, формирующих треугольники. Сооружение превзошло ожидания, функциональность открытого летнего павильона оправдала себя, традиция прижилась.

С тех пор каждый год галерея Серпентайн наделяет именитых архитекторов свободой воплощать свои самые смелые архитектурно-дизайнерские фантазии. К примеру, крыша павильона, спроектированного Айем Вэйвэйем в 2012-м году, представляла собой овальный бассейн, возложенный на тяжелые, будто бы выкопанные из земли колонны.

Летом нынешнего года галерея празднует пятнадцатилетие своей архитектурной деятельности, в связи с чем она порадовала нас необычным сооружением. Слово «радость» здесь как нельзя кстати, ведь это именно то чувство, которое вызывает павильон испанского архитектурного бюро, возглавляемого Хосе Селгасом и Люсией Кано.

Стержнем этого проекта, выделяющим его на фоне прочих, стала идея создать нечто тактильное, визуально-активное; поиграть с цветом и фактурой. В итоге получился яркий «кокон», сотканный из множества материалов, положенных в несколько слоев для создания переливчатой поверхности.

Перекрестно расположенные рукава сделаны из матовой и прозрачной полимерной мембраны. Материал «натягивался» на каркас в два слоя, чтобы получить эффект цветовых переливов стенок мыльного пузыря. Павильон светится флуоресцентным перламутром медовых, персиковых и лиловых тонов. Влажно-блестящий, он действительно вызывает ассоциации с огромными мыльными пузырями, выдуваемыми с помощью веревки в развлекательных парках, этому содействует динамика округлых форм его полигональной конструкции. Внутри павильона зритель погружается в светоносное сомнамбулическое пространство, наполненное движением теней, отражений и полутонов. Но все же, «мыльный пузырь» в глазурной оболочке постепенно растворяется, обнажая скелет постройки – сбивчивую паутину, опутавшую арочный каркас. Или же это праздничные ленты?..

Стоит единожды взглянуть на это сооружение, чтобы почувствовать прилив радостного волнения, легкой эйфории. Притягательный вид павильона, его развлекательность очаровывает всех и каждого. Возникает необходимость оказаться частью этого фантасмагоричного кокона, внимательно его рассмотреть, потрогать, в чем как раз и заключалась концепция создателей объекта.

 Немаловажная задача, помимо прочего, состояла также и в том, чтобы «вписать» конструкцию в ландшафт парка. Необходимо было встроить павильон в окружающую природную среду: преобразовать ее, подчеркнуть, установить с ней диалог.

Подобная цель стоит перед каждым архитектором, участвующим в разработке временного павильона для галереи Серпентайн. В 2013-м году Со Фудзимото создал растворяющуюся в воздухе белую «сеть», сквозь объем которой просвечивал весь окружающий зеленый ландшафт.

На контрасте с по-японски деликатным, тщательно взвешенным, чутким природно-архитектурным симбиозом Смильян Радич в последующем 2014-м году представил павильон в форме огромного булыжника.

Нынешняя конструкция 2015-го года не менее оригинально справилась с этой задачей: рукава павильона повторяют форму парковых дорожек, возводя над ними полупрозрачные коридоры. Благодаря своей обтекаемой форме и полупрозрачной фактуре постройка удачно обыгрывает погодные явления, будь то яркое солнце, разбивающее свои лучи о паутину лент, обвивающих каркас и преломляющее свой свет сквозь разноцветную мембрану; или дождь, оставляющий причудливые узоры на полупрозрачной поверхности.

Смена дня и ночи обыграна большим количеством яркой иллюминации, находящейся внутри сооружения, что с внешней стороны создает эффект приглушенного сияния, равномерно растекающегося по цветным коридорам.

Этот павильон обладает привораживающим свойством. Тщательнейшим образом продуманное количество света, цвета и блеска позволяет постройке уверенно балансировать в глазах посетителей, не вызывая пресыщения или неудовлетворенности. К сожалению, в середине октября павильон будет разобран, а зимой начнется возведение нового строения, которое появится на свет вместе с первыми днями грядущего лета.


Текст: Горожанцева Наталья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта