Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
11 декабря 2015 г.

Города-призраки и архитектурная биеннале

Новое слово в проблеме преобразования моногородов: США предлагает подумать об инновационных решениях для постиндустриальных городов на примере Детройта.

О павшем жертвой деиндустриализации городе в штате Мичиган слышал каждый. Автопромышленный центр пришел в упадок после энергетических кризисов 70-х годов прошлого века: закрытые заводы, заброшенные районы, разъехавшееся население. Как результат – банкротство, объявленное в 2013 году, крупнейшее в  американской истории. Из процветающего «города автомобилей» Детройт превратился в «город призраков»: именно их напоминают ветшающие дома, в которых больше некому жить, и фабрики, которым больше нечего выпускать.

«Как спасти Детройт» – хорошее умственное упражнение для юристов и экономистов. Не обходит стороной эта многоуровневая загадка и городских планировщиков, и дизайнеров городских сред: им спасение видится в превращении индустриального города в «город, удобный для жизни» – по заветам нового урбанизма.

Motor City станет центральной темой американского павильона на Венецианской Биеннале – главной всемирной выставке архитектурных инноваций. 12 команд архитекторов, собранных по всей стране, представят свои работы. Курировать павильон будет Архитектурный и градостроительный колледж им. Альфреда Таубмана Мичиганского университета.

В центре внимания – концептуальные решения для четырех территорий Детройта: пустующих пространств заводов и автомобильных развязок в стиле «городов для автомобилей, а не для людей», а также здания почты и отрезка земли между одной из самых оживленных улиц города и рекой Детройт.

Программная идея павильона – предложить инновационные решения для вышедших из употребления территорий в городах XXI века. Объединяющее название – «Архитектурное воображение». Именно в его власти, согласно идеологам выставки, трансформировать объемы и формы и создать пространство для будущих возможностей. В более широких планах – возродить Детройт как центр «американского воображения, способного не только к промышленному производству, но и к созданию современной архитектуры и современного образа жизни, поражающего воображение зрителей всего мира».

Идейный центр разрабатываемых архитекторами решений – человек, удобство его передвижения по городу, комфорт его существования в городском пространстве, качество его жизни – именно эти факторы, считают кураторы выставки, привлекут в Детройт людей, оздоровят экономику, социальную систему и инфраструктуру.

Тема моногородов актуальна для многих стран. В России моногорода – неизбежный результат разрушения советской экономическо-социальной структуры: в СССР доля городов, существовавших за счет единственного промышленного предприятия, порой доходила до 30%.  Наследие советского плана по заселению этих городов, географические особенности и постоянные административные барьеры создают в России проблемы, с которыми редко сталкиваются в других странах: мобильность населения настолько низкая, что даже разрушение инфраструктуры и экономики города все равно не является достаточной причиной для жителей его покинуть. Например, в городе Чусовом в Пермском крае количество населения снижается последние 50 лет. Из-за падения цен на нефть и роста стоимости валют реализация плана по реконструкции города отложена на неопределенный срок

В России подход к возрождению моногородов иной – перспектива взгляда от нужд человека обращается к нуждам предприятия, вокруг которого энное количество лет назад образовалось поселение людей. Вместо поиска концептуальных решений – поиск инвесторов, фондов, денег. Российский Фонд развития моногородов разрабатывает комплексные проекты с руководителями регионов, работа ведется в правительственных комиссиях на федеральном уровне. Даже в относительно стабильном Магнитогорске (где более 70% денежного оборота приходится на градообразующее предприятие) авторы проектов по обновлению моногорода мыслят предприятиями, агломерациями, отраслями, улично-дорожными сетями и районами – на фоне этого подхода Детройт с его поиском точечных, частных решений небольших развязок и отдельных зданий кажется особенно интересным.

Возможно, здесь решающий фактор – опыт. Если для России проблема моногородов – относительно новая, то в США с ней пытаются разобраться уже более века. Условный предок постиндустриального города это «company town», где все основные объекты инфраструктуры, магазины и кафе принадлежат одной компании – и решение чаще всего ложится на плечи местных муниципалитетов, а не федерального правительства. Выведение проблемы на общенациональный, мировой уровень – интересный признак. Многие страны научились рассматривать моногорода как «отложенную проблему», с которой можно будет разобраться в будущем. Кураторы «Американского воображения», похоже, мягко намекают: вот оно, будущее, уже здесь, а решений так и нет. Насколько удачными они получатся у архитекторов и дизайнеров выставки, нам предстоит увидеть в Венеции в 2016 году. В любом случае, должно получиться любопытное высказывание на тему биеннале («Вести с передовой»): свое первое сражение со временем Детройт проиграл, но, вполне возможно, призраки его истории помогут одержать реванш – при должном воображении архитекторов.


Текст: Кудрявцева Екатерина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта