Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
12 марта 2015 г.

Чем Екатеринбург похож на Лондон?

Чем Екатеринбург похож на Лондон?
 

Анализируем современную архитектуру Екатеринбурга.


В современных городах, постоянно развивающихся и растущих, невозможно предотвратить возведение новой архитектуры в исторической застройке. В подобном окружении архитектору трудно отойти от заданного контекста и создать новый объект другого плана. Для формирования «нового» нужна определенная смелость и грамотный выбор архитектурно-проектного решения. От таких решений и зависит градостроительная целостность и архитектурная завершенность создаваемого объекта.

Одним из ярких примеров внедрения «нового» в Екатеринбурге служит здание торгового центра на пересечении улиц 8 Марта и Радищева архитектора С.Ю. Ершова. Самым простым вариантом его включения в окружающую среду было бы нюансное проектирование в заданном улицей стиле, но архитектор решил рискнуть, и спроектировал торговый центр, играя на контрасте. Благодаря этому оно выгодно выделяется на фоне классических зданий, являющихся фоном, ярко демонстрирует прогресс и новые возможности в сфере архитектуры. Кстати, проектировщик уже имел подобный опыт строительства в историческом окружении: немного выше, на улице 8 Марта, 30Б, стоит офисное здание, выполненное в той же манере стилевого контраста. Однако там была предпринята попытка воспроизведения элементов исторической застройки на главном фасаде сооружения.




Нельзя не отметить исключительное положение объекта на градостроительном плане: он находится на пересечении двух улиц городского значения и, как пространственная доминанта, имеет определенное влияние на формирование нового силуэта улицы. Угловое положение дает возможность рассматривать постройку с трех сторон и предлагает автору определенную свободу в плане эстетического решения. Его не надо было «втискивать» между домами, да и не было сильного давления со стороны окружения. При постановке здания не существовало ныне стоящего рядом нового торгового центра «Гринвич», тогда на его месте находился рынок. С правого бокового фасада задумывалось создание шикарного козырька, который бы вел в ресторан, но после возведения почти вплотную ТЦ «Гринвич» на козырек просто не осталось места. Возможно, с этой стороны на здание открывался бы совсем другой вид.



На создание столь необычной формы повлияли отчасти проходящие близко к тротуару трамвайные пути. Если бы его возвели вплотную к проезжей части, как настаивал заказчик, то для пешеходов не осталось бы места для прохода. Но проектировщик сумел объяснить необходимость пустого пространства перед торговым центром, так как напротив стоящее здание, уже оформившее противоположенный угол, почти вплотную примыкает к улице. Подобную постановку архитектор не мог себе позволить, иначе сложилось бы впечатление психологического прессинга и пространственной ограниченности. Таким образом, здание деликатно оставляет место для воздуха, не давит на улицу, создавая живописную панораму.



Самое интересное, что сказалось на всей форме объекта, – то, что на стадии создания эскиза проект был отдан другому архитектору. В результате спроектированный им фундамент здания был быстро возведен строителями, но проект не прошел согласования у главного архитектора города. После этого уже существующий «фундамент» передали первоначальному проектировщику, которому оставалось работать на «подоснове». Это сыграло важную роль в формообразовании сооружения, так как если бы другой архитектор не создал в своем проекте фундамент центральной башни, ее возможно и вовсе не существовало бы.

Архитектор вдохновился работами таких выдающихся мастеров, как Норман Фостер, Ричард Роджерс, Ренцо Пиано, Фрэнк Гери и многих других. Их влияние сказалось на образе, заложенном в основу здания. Так, прямую ассоциацию можно провести с объектами Нормана Фостера, например, с башней Хёрста и знаменитым «огурцом» в Лондоне. Несмотря на то, что объект имеет схожие черты с проектами Фостера, он лишь взял основное из оригинала. В нем можно увидеть цитирование мастера только в нескольких характерных штрихах и чертах. В здании – сложное сочетание различных форм, тонкое чувство пропорций, особенно по отношению к исторической застройке. У объема здания смелое пересечение форм, остроугольные линии, динамичный силуэт. Стиль здесь проявился в больших площадях остекления, синей и медно-бежевой цветовой гамме, использовании пластика и металла.


Башня Хёрста (Нью-Йорк, США). Норман Фостер


Башня Мэри-Экс («Огурец», Лондон, Великобритания). Норман Фостер

Боковой фасад выходит на новую очередь ТЦ «Гринвич». Он решен нейтрально: первый этаж остеклен витринами, а второй этаж облицован коричневой плиткой из алюкобонда с медно-металлическим отливом. Скругления осуществлены с помощью пересечения треугольников, сочетающихся масштабом с остеклением башни. Третий этаж – продолжение верхнего цилиндра с бежево-металлической полосой, идущей по спирали. Появляется активное движение, привлекающее внимание к главной башне. В этой части просматривается намек на «огурец» Фостера. Посередине фасад разделен линией из слегка вогнутого сплошного остекления, элементы которого имеют наклон, пересекающийся с наклоном треугольников спирали верхнего объема цилиндра.

У здания имеются несколько не вписывающихся в общий образ элементов. Так, например, на главном фасаде, справа от башни через первый и второй этаж, пущен под уклоном остекленный прямоугольный элемент. Он сочетается с уклоном стен второго этажа, а на уровне первого этажа удачно подчеркивает угловой вход и создает эффектную витрину для магазина. Вопрос лишь в том, зачем остекление этого элемента заходит на второй этаж?



Еще одной нелепой деталью здания является треугольный остекленный выступ, расположенный справа на боковом фасаде на уровне второго этажа. Для чего нужен этот декоративный элемент – непонятно, но с фасадом здания он согласуется только за счет своего сплошного остекления. Архитектор С.Ю. Ершов уловил суть стиля, пусть и подражая великому мастеру. Ему удалось создать собственное произведение архитектуры. Так он взял легкость башни Хёрста и сложность объема «огурца», сложил их вместе и получил собственный объект. За счет своей художественной выразительности здание стало визуальным акцентом. Благодаря своей скульптурности, объект выделяется в городской среде.



Нельзя делать из исторического окружения музей и ставить его под стекло. Как развивается город, так должно развиваться и строительство – это требование прогресса, старые технологии требуют замены на новые. Здание следовало сделать значимым, привлекающим к себе внимание, так как оно имеет определенное функциональное значение. Подобное сооружение должно обращать на себя внимание прохожих, заинтересовывать, побуждать зайти внутрь. И торговый центр отвечает этим требованиям: он имеет запоминающийся фасад и формы объема, а также оригинальное конструктивное решение. Оно начинает выгодно формировать улицу Радищева, которая на данный момент заполнена многочисленными магазинами. Таким образом, получилось альтернативное здание, представляющее интерес благодаря нестандартному подходу архитектора к вписыванию в историческую застройку и смелому отношению к классическому окружению.


Текст: Новинская Ксения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта