Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
13 июля 2015 г.

Архитектура, опередившая время

Архитектура, опередившая время
 

Проекты небоскребов советских архитекторов, повлиявших на современную архитектуру больше, чем мы можем себе представить.


Не многие смелые и революционные для своего времени архитектурные проекты советских зодчих, созданные около ста лет назад, смогли осуществиться в реальности. Но действительно ли это так? Возможно, эти проекты воплотились в архитектуре, но в другое время и в иной форме?

В начале XX века в свете переворотных событий в России произошел мощный культурный сдвиг. Революционная борьба послужила вдохновением для советских зодчих. Самобытная архитектура появилась на волне авангарда, зародившегося еще в 1890-е годы, и буквально дышала пафосом мятежного романтизма. Два направления определяли формирование архитектурной теории и практики в 1920-е годы: конструктивизм и рационализм. Каждый из них развивал свой вектор авангардной архитектуры: функциональный и формотворческий. Именно авангардная архитектура рождает немыслимые в своей смелости и прогрессивности шедевры, которые побуждают наших современников задаваться вопросом: это было создано почти сто лет назад? Ведь нечто подобное мы видим сегодня!

В особенности поражает сходство «Архитектурных фантазий» Якова Чернихова конца 1920-х годов с известными современными небоскребами на Пресненской набережной под названием «Москва-Сити». Силуэты этих построек, их зеркальные поверхности, цветовая гамма и стройные геометричные линии – все это уже было изобретено и спроектировано давным-давно. Казалось бы, в мире построено множество подобных зданий, однако именно квартал «Москва-Сити», включающий в себя группу небоскребов, благодаря их расположению относительно друг друга и внешнему виду напоминает нам старые советские проекты. Случайность это или мудрое использование культурного наследия? Вполне возможно, современные архитекторы отталкивались от совокупности разработок советских зодчих практически столетней давности.



«Архитектурные фантазии» Якова Чернихова


Московский международный деловой центр «Москва-Сити»

Проект здания Наркомтяжпрома Ивана Леонидова опять же может напомнить нам известные современные небоскребы Москвы. Подобная преемственность на протяжении веков отдает дань безусловного почтения достижениям русских архитекторов и создает ощущение единства и последовательности, что не может не радовать нас.


Проект здания Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР. Автор – Леонид Андреев

Но если мы продолжим искать современные прототипы для проектов советских архитекторов начала прошлого века, то, напротив, придем в недоумение от следующего открытия: некоторые архитектоны знаменитого на весь свет авангардиста и супрематиста Казимира Малевича напоминают… Эмпайр-стейт-билдинг! Таково мнение известного русского арт-критика, теоретика и историка искусства Сергея Валерьевича Хачатурова. Визуально эти проекты действительно схожи. Казимир Малевич, изобретавший не только живопись нового века, но и утопическую архитектуру, создал концепцию архитектонов – моделей, наглядных проектов супрематического здания. Нас интересуют вертикальные архитектоны Малевича, особенно «Гота», сделанный из гипса в 1923 году. Это многоступенчатое здание, центральное звено которого по мере возвышения постепенно освобождается от декоративных наслоений в виде прямоугольных выпуклых частей, сужаясь наподобие конуса. Именно такую структуру имеет самый знаменитый Нью-Йоркский небоскреб в мире. Имели эти проекты что-либо общее в действительности или же нет? Возможно ли, что одна из самых знаковых построек Америки ХХ века была вдохновлена творением советского художника? Эти вопросы открывают широкое пространство для полемики.


Вертикальный архитектон «Гота» Казимира Малевича


Макет небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг, Нью-Йорк, США

Что же касается следующего проекта, тут споров не возникает вовсе. Уникальная концепция Лазаря Лисицкого под названием «Горизонтальный небоскреб» используется архитекторами и по сей день. Горизонтальный небоскреб – весьма парадоксальная вещь, ведь такая постройка должна возвышаться, подпирать собою облака, что следует из самого названия. Однако подобная концепция на деле – это удивительно функциональное, удобное и экономичное здание. Что же представляет собой горизонтальный небоскреб? Это строение в форме буквы «Г», «Т» или «П», так называемый «небесный утюг», призванный расположить максимальное количество человек на минимальном участке земли.


«Горизонтальный небоскреб» Лазаря Лисицкого

Проект Лисицкого не получил воплощения в 1920-х годах, однако пятьдесят лет спустя архитекторы начали активно использовать концепцию горизонтальных небоскребов. Так, в Грузии, тогда еще советской, архитекторы Георгий Чахава и Зураб Джалагхания построили весьма необычное здание, которое представляет собой ни что иное как трехмерную версию горизонтальных небоскребов Лисицкого. И это было в 1974 году.



Министерство автомобильных дорог Грузии, Тбилиси

Что уж говорить о современных архитекторах, активно использующих концепцию горизонтальных небоскребов! Port Event Center и Music and Lifestyle Hotel в Берлине, Kranhaus в Кёльне, Medienbrücke в Мюнхене, апартаменты WoZoCo и Parkrand в Амстредаме, деловой центр De Brug / Deсade в Роттердаме, центральное здание CCTV в Пекине, UNASUR Building в Кито на Эквадоре и, наконец, Московская школа управления СКОЛКОВО. Каждое из этих зданий по-новому интерпретирует концепцию Лисицкого, чьи проекты нашли свое признание и воплощение лишь спустя несколько поколений.


Port Event Center, Берлин, Германия


Music and Lifestyle Hotel, Берлин, Германия


Medienbrücke, Мюнхен, Германия


WoZoCo, Амстердам, Нидерланды


Parkrand, Амстердам, Нидерланды


De Brug / Deсade, Роттердам, Нидерланды


CCTV, Пекин, Китай


UNASUR Building, Кито, Эквадор


Московская школа управления СКОЛКОВО

Архитектура всегда была фасадом и каркасом для своей эпохи. Советские зодчие начала века привнесли множество беспрецедентных, революционных, единственных в своем роде концепций, навсегда изменивших внешний облик нашей культуры. Однако архитектура неразрывно связана с возможностью воплотить проект на бумаге в реальное здание. Мысль архитекторов опережала время, и возможность внедрить в повседневность нечто столь прогрессивное, не потеряв при этом всей «космичности» подобной архитектуры, появилась лишь в нашу эпоху. Таким образом, многие современные архитекторы не спешат изобретать велосипед, а обращают свое внимание на то, что было придумано за долго до их появления на свет.


Текст: Горожанцева Наталья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта