Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
1 декабря 2015 г.

2000-е в архитектуре Йошкар-Олы

Несмотря на то, что Йошкар-Ола – город с более чем четырехсотлетней историей, ее основные достопримечательности появились в последние несколько лет. Такой уникальной ситуацией город обязан увлеченному архитектурой главе республики Леониду Маркелову, который за свое практически пятнадцатилетнее нахождение у власти развернул широкое строительство. 

Застройка в городе ведется согласно Генеральному плану, утвержденному в 2009 году, но почему-то новые архитектурные достопримечательности идут вразрез с его основной идеей – идеей преемственности. Проект базируется на концепции эволюционного градостроительства по отношению к сложившейся застройке, но сложно назвать эволюцией появление псевдовенецианских и фламандских зданий в историческом центре города с деревянными купеческими домами и памятниками советского неоклассицизма. 

Куда точнее описывает современную градостроительную политику ее главный идеолог – президент республики Леонид Маркелов, который в одном из интервью сказал о своем желании превратить Йошкар-Олу в «центр средневекового города, но при этом абсолютно современного».  Это желание он активно претворяет в жизнь – сам схематически рисует новые здания Йошкар-Олы, которые потом доводят до ума местные архитекторы. 

Одной из главных достопримечательностей города является площадь имени Оболенского-Ноготкова, которую буквально можно назвать уголком Венеции в Йошкар-Оле. Архитектурной доминантой площади является Национальная художественная галерея – республиканский аналог дворца Дожей. На центральной башне расположены часы: в их левом верхнем углу каждый час открываются ворота, в которых возникает образ девы Марии, а после, в левом нижнем углу, появляется осел с иконой Богоматери, который движется в находящиеся справа ворота. Все это сопровождается песнопением на музыку Рахманинова. 

До недавнего времени по соседству находилась типичная советская высотка – гостиница «Йошкар-Ола», но ее пришлось снести, так как она не вписывалась в венецианский облик ансамбля. На ее месте планируется построить республиканский выставочный центр. Его проект продолжает венецианские тенденции городской застройки и еще больше, чем Национальная галерея, походит на дворец Дожей.

Уголок псевдорусского стиля в Йошкар-Оле находится на площади Республики и Пресвятой Девы Марии, где расположены Собор Благовещения Пресвятой Богородицы и Благовещенская башня, очень напоминающая Спасскую башню московского Кремля. 

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы также копирует московскую архитектуру – в его проекте по задумке создателей перекликаются элементы храма Василия Блаженного и храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

 

Другой памятник псевдорусской архитектуры – Царевококшайский Кремль, воссозданный по образцу целого ряда памятников средневекового оборонного зодчества. Он представляет собой  комплекс из четырех башен, объединенных массивными стенами с галереями наверху. 

На Патриаршей площади расположен театр кукол, на создание которого авторов вдохновил замок Норванштайн в Баварии. 

По соседству с ним здание местного телеканала – комплекс «12 апостолов», копия палаццо Публико в Сиене. Помимо своей архитектуры здание примечательно  тем, что каждые три часа на балконе здания разворачивается фрагмент евангельской истории – въезд Иисуса Христа в сопровождении апостолов в Иерусалим. 

Также в духе европейской архитектуры эпохи Возрождения построена Архангельская слобода – комплекс двухэтажных зданий, где размещаются банки, магазины, аптеки. 

Одной из самых необычных для российского провинциального города улиц является набережная Брюгге, названная в честь одноименного бельгийского города. 

 На набережной расположены административные здания (всевозможные министерства, загс и пр.), построенные в духе фламандской архитектуры с элементами северной готики. Фламандская архитектура вдохновила архитекторов и при застройке Успенской улицы. 

Проектированием практически всех новых зданий занимается одна и та же организация – «Марийскгражданпроект». Может, поэтому, несмотря на разные стили –  венецианский, фламандский, псевдорусский, все здания очень похожи – их объединяют фасады из красного и белого кирпича с мраморными вставками и крыши с кровлей зеленого цвета.


Текст: Утёмова Лидия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта