Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
1 декабря 2015 г.

2000-е в архитектуре Йошкар-Олы

Несмотря на то, что Йошкар-Ола – город с более чем четырехсотлетней историей, ее основные достопримечательности появились в последние несколько лет. Такой уникальной ситуацией город обязан увлеченному архитектурой главе республики Леониду Маркелову, который за свое практически пятнадцатилетнее нахождение у власти развернул широкое строительство. 

Застройка в городе ведется согласно Генеральному плану, утвержденному в 2009 году, но почему-то новые архитектурные достопримечательности идут вразрез с его основной идеей – идеей преемственности. Проект базируется на концепции эволюционного градостроительства по отношению к сложившейся застройке, но сложно назвать эволюцией появление псевдовенецианских и фламандских зданий в историческом центре города с деревянными купеческими домами и памятниками советского неоклассицизма. 

Куда точнее описывает современную градостроительную политику ее главный идеолог – президент республики Леонид Маркелов, который в одном из интервью сказал о своем желании превратить Йошкар-Олу в «центр средневекового города, но при этом абсолютно современного».  Это желание он активно претворяет в жизнь – сам схематически рисует новые здания Йошкар-Олы, которые потом доводят до ума местные архитекторы. 

Одной из главных достопримечательностей города является площадь имени Оболенского-Ноготкова, которую буквально можно назвать уголком Венеции в Йошкар-Оле. Архитектурной доминантой площади является Национальная художественная галерея – республиканский аналог дворца Дожей. На центральной башне расположены часы: в их левом верхнем углу каждый час открываются ворота, в которых возникает образ девы Марии, а после, в левом нижнем углу, появляется осел с иконой Богоматери, который движется в находящиеся справа ворота. Все это сопровождается песнопением на музыку Рахманинова. 

До недавнего времени по соседству находилась типичная советская высотка – гостиница «Йошкар-Ола», но ее пришлось снести, так как она не вписывалась в венецианский облик ансамбля. На ее месте планируется построить республиканский выставочный центр. Его проект продолжает венецианские тенденции городской застройки и еще больше, чем Национальная галерея, походит на дворец Дожей.

Уголок псевдорусского стиля в Йошкар-Оле находится на площади Республики и Пресвятой Девы Марии, где расположены Собор Благовещения Пресвятой Богородицы и Благовещенская башня, очень напоминающая Спасскую башню московского Кремля. 

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы также копирует московскую архитектуру – в его проекте по задумке создателей перекликаются элементы храма Василия Блаженного и храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

 

Другой памятник псевдорусской архитектуры – Царевококшайский Кремль, воссозданный по образцу целого ряда памятников средневекового оборонного зодчества. Он представляет собой  комплекс из четырех башен, объединенных массивными стенами с галереями наверху. 

На Патриаршей площади расположен театр кукол, на создание которого авторов вдохновил замок Норванштайн в Баварии. 

По соседству с ним здание местного телеканала – комплекс «12 апостолов», копия палаццо Публико в Сиене. Помимо своей архитектуры здание примечательно  тем, что каждые три часа на балконе здания разворачивается фрагмент евангельской истории – въезд Иисуса Христа в сопровождении апостолов в Иерусалим. 

Также в духе европейской архитектуры эпохи Возрождения построена Архангельская слобода – комплекс двухэтажных зданий, где размещаются банки, магазины, аптеки. 

Одной из самых необычных для российского провинциального города улиц является набережная Брюгге, названная в честь одноименного бельгийского города. 

 На набережной расположены административные здания (всевозможные министерства, загс и пр.), построенные в духе фламандской архитектуры с элементами северной готики. Фламандская архитектура вдохновила архитекторов и при застройке Успенской улицы. 

Проектированием практически всех новых зданий занимается одна и та же организация – «Марийскгражданпроект». Может, поэтому, несмотря на разные стили –  венецианский, фламандский, псевдорусский, все здания очень похожи – их объединяют фасады из красного и белого кирпича с мраморными вставками и крыши с кровлей зеленого цвета.

1007
Текст: Утёмова Лидия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта