A ' Design Awards & Competition-Победители
От прошлого к будущему: сохраняя память места
Голосование за номинантов премии «Headliner года» уже идёт — и это уникальная возможность для каждого поддержать любимые проекты и своими голосами дать шанс выйти в финал премии лучшим проектам и их лидерам. Проголосовать за эти и другие проекты можно до 15 декабря.
«Headliner года» — ежегодная всероссийская премия, благодаря которой страна узнает о людях, создающих для неё нечто выдающееся. Уже третий год подряд премия выделяет тех, кто последовательно реализует яркие созидательные идеи и достигает заметных результатов, действительно меняя жизнь вокруг, стимулируя прогресс в своей области и активно привлекая к своему делу единомышленников. Традиционно победители выбираются в пяти номинациях: «Общественная деятельность и социальные проекты», «Культура и искусство», «Наука и образование», «Бизнес и инновации», «Спорт, здоровье, фитнес».
Тема сохранения и переосмысления культурного наследия — одна из самых заметных в номинации «Культура и искусство». Номинантов — Илью Варламова (фонд сохранения исторического наследия «Внимание»), Ксению Сидорину («Краеведческая Ячейка ГЭНГЪ», Санкт-Петербург), Андрея Кочеткова («Том Сойер Фест», Самара), Митю Кузнецова («Этно-кузня — мультимедийная усадьба», Рыбинск) и многих других — объединяет одно стремление: сохранить историческую архитектурную ткань в непрерывно изменяющемся облике современных городов, вернуть подлинные детали архитектуры старинным зданиям, бережно пересобрать заново городские пространства и смыслы — и вовлечь как можно больше людей в эти процессы. Разница лишь в подходах и методах воплощения идей.
Так, благотворительный фонд Ильи Варламова «Внимание» занимается фандрайзингом на реставрацию, консультирует и помогает собирать инициативные группы и спасать от разрушения объекты культурного наследия по всей стране. С начала года фондом собрано больше 7 миллионов рублей на реставрацию объектов, среди которых каменные и деревянные дореволюционные дома, шедевры конструктивизма, старинные двери и даже советские неоновые вывески. Фонд восстанавливает исторические здания в 19 регионах России, и их число постоянно растёт.
Фонд «Внимание». Восстановленное деревянное здание почты конца XIX века в селе Богатое
Фонд «Внимание». Деревянный дом в центре Иркутска
Ксения Сидорина, автор проекта «Краеведческая Ячейка ГЭНГЪ», вместе с другими его участниками — Максимом Косминым, Марией Тычининой и Алексеем Шишкиным — за год придумали и провели в Санкт-Петербурге два масштабных фестиваля краеведения «Крайконъ», а также запустили проект «Пора парадных». Вместе с волонтёрами члены ячейки находят и отмывают уникальные архитектурные детали питерских парадных — печи, витражи, керамические панно. Также ребята провели множество бесплатных экскурсий и несколько открытых мастер-классов с реставраторами.
Краеведческая Ячейка ГЭНГЪ. Очистка витражей в Доходном доме Степнова
Питерские энтузиасты доказывают, что сохранение наследия — дело каждого и по силам каждому. Этого же принципа придерживается и Андрей Кочетков, основатель движения «Том Сойер Фест».
«Том Сойер Фест» в Томске
Благодаря его проекту уже удалось спасти ряд исторических зданий, причём не только в его родной Самаре, но и во многих других городах России, в том числе в Нижнем Новгороде, Ельце, Бузулуке.
Андрей фокусирует внимание на зданиях без охранного статуса, в особенности на деревянных. Волонтёры под руководством профессиональных реставраторов, архитекторов, художников облагораживают такие строения: ремонтируют фасады, изготавливают деревянную резьбу, создают арт-объекты и элементы благоустройства. Участвовать в реконструкции может каждый.
Дворы старых домов при этом становятся площадками для концертов, мастер-классов, кинопоказов, лекций, выставок. Здания восстанавливаются на средства спонсоров.
А вот фолк-музыканту, композитору и мультиинструменталисту Мите Кузнецову, создателю «Мультимедийной усадьбы «Этно-кузня», удалось привлечь к восстановлению наследия его родного Рыбинска не только волонтёров и спонсоров, но и городскую администрацию.
«Наш город имеет явно выраженный облик XIX века. Рыбинск сохранил и здания, и дух того времени. Я сформулировал свою идею как «Музей живой старинной вывески под открытым небом», — пояснил Кузнецов.
Так, в центр патриархального волжского города начали возвращаться старые вывески, причём на самые настоящие магазины и учреждения: «Дѣловой костюмъ», «Конторский домъ», «Издѣлiя изъ золота, серебра. Ремонтъ, скупка, обмѣнъ. Изготовлѣнiе по каталогамъ». Вывески изготавливаются вручную с применением исторически достоверных материалов, красок и шрифтов.
По словам Кузнецова, возвращение старых вывесок — это не только проект для привлечения туристов, а ещё и продолжение исторической традиции, важной для культурной идентичности места. Подчеркнуть ценность своей культуры, открыть дверь в прошлое и увидеть город таким, каким его видели наши предки, — вот к чему стремится Митя.
Хранить память места в столице призывает и проект Александры Запоевой «Ну да Москва». Через одноимённый блог и передачу на радио «Серебряный дождь» можно узнать интересные факты московской истории, «увидеть» и запомнить постоянно меняющийся город под разными углами зрения и в разные времена. Поднимая неожиданные вопросы и темы — например, где послушать реку Неглинку и кто сконструировал неоампирный холодильник в Измайлово, — проект привлекает внимание аудитории, в том числе молодёжной, к историческому наследию.
Проект «Ну да Москва»
Трудкоммуна «Вспомнить всё» Натальи Тарнавской находит и восстанавливает чудом сохранившиеся старинные городские детали. Вывески магазинов начала XX века, дореволюционные люки и решётки — живые детали старой Москвы возвращаются в город благодаря их усилиям. Средства на реставрацию собираются краудфандингом, и теперь москвичи сами решают, какая Москва им интереснее.
«Стрелецкая пекарня» 1920-х годов была найдена и восстановлена активистами трудкоммуны «Вспомнить всё»
Автор крупнейшего Telegram-канала, посвящённого архитектуре и сохранению историко-культурного наследия, Павел Гнилорыбов представляет проект по спасению исторических памятников в России. Благодаря проекту «Архитектурные излишества» уже организованы волонтёрские культурные субботники в ряде российских городов, в том числе в Туле, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде. Волонтёры спасают памятники зодчества и читают просветительские лекции.
Гнилорыбов. Проект «Архитектурные излишества»
Иван Хафизов и его «Виртуальный музей резных наличников» распространяет историю памятников деревянного зодчества. В виртуальном музее представлено уже больше 15 тысяч снимков резных оконных наличников из всех регионов России. В будущем Иван хочет видеть резные наличники таким же узнаваемым символом России, как Matreshka, Vodka, Balalayka.
Виталина Станиславчук с помощью проекта «Городок милиции» стремится сохранить идентичность части своего родного города Екатеринбурга. В начале 30-х гг. ХХ века здесь появились специализированные закрытые городки с собственной инфраструктурой — по сути, предшественники современных жилых комплексов, хоть и с другими задачами. Они представляют собой памятники архитектуры советского конструктивизма. Виталина Станиславчук старается собрать и сохранить историю места, а затем придать ему новые, современные смыслы.
Проект «Городок милиции»
Арт-проект Марины Звягинцевой «Карта памяти» не относится напрямую к теме памяти места: он сконцентрирован на настоящем и устремлен в будущее, хотя и отсылает к прошлому.
Проект «Карта памяти»
Проект представляет собой гигантскую микросхему-матрицу площадью 4500 кв. м, нарисованную на асфальте, которая проходит через все дворы бывшей московской фабрики «Октябрь». В этой матрице зашито всё, что происходило с этим местом начиная с 70-х годов XIX века.
«Карта памяти» содержит культурные коды, значимые для ЦТИ «Фабрика»: в ней объединено 4 направления — история, искусство, ценности и производство. Все здания «Фабрики» давно вышли за рамки своего традиционного назначения и превратились в арт-объекты, а пространство Арт-кластера — в карту, отражающую историю и ценности этого места.
Тема сохранения и переосмысления культурного наследия объединяет начинания, попавшие в фокус премии, уже не первый год. В прошлом году это были Юрий Осинин, художник, вернувший исторические керамические таблички питерским мостам, Юлия Бычкова, продюсер фестивалей «Артовраг» и «Архстояние», Александра Селиванова, руководитель Центра авангарда на Шаболовке, Александр Можаев, «АрхНадзор», Николай Белоусов, «Древолюция», Евгения Казарновская, «Река Мира».
Открытое голосование продлится на сайте премии два месяца. Лидер народного голосования получит 1 миллион рублей. Также с помощью открытого голосования будут выбраны хедлайнеры в каждой из пяти номинаций. Они получат по 200 тысяч рублей на развитие проектов.
Параллельно с народным голосованием пройдёт голосование экспертного совета премии, в который вошли общественные деятели, профильные специалисты и лидеры мнений. Эксперты также выберут по одному лидеру в каждой номинации с призом 200 тысяч рублей и помогут составить шорт-лист, на который будет ориентироваться жюри, выбирая абсолютного победителя премии «Headliner года». Его приз составит 2 миллиона рублей.
Помимо денежного приза кандидаты борются за возможность заявить о своих инициативах в масштабе всей страны и поднять свои проекты на принципиально новый уровень. В этом году премия «Headliner года» выступает не только как площадка для виртуальной презентации проектов, но и как коммуникационная платформа для профессионального общения и развития.
«Headliner года» – ежегодная всероссийская премия, учреждённая ООО «Жилой квартал Сити». Её задача – поиск и продвижение хедлайнеров – людей, которые являются носителями яркой созидательной идеи, последовательны в её реализации, стимулируют развитие сообществ и прогресс в своей области; людей, о которых должна знать вся страна.
Комментарии