Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
6 мая 2016 г.

Интервью с основателем проекта «Наличники» Иваном Хафизовым

– Иван, как Вы думаете, почему до Вас никто не занимался классификацией и фотографированием наличников?

– Это очень просто – потому, что их было слишком много. В книжке Скворцова «Русская народная пропильная резьба» 1984 года говорится: «Маловероятно, что кто-нибудь когда-нибудь сможет объять необъятное». Все наличники сфотографировать и классифицировать невозможно. В 84-м году, видимо, было невозможно, потому что их было гораздо больше, чем сейчас. Через 20 лет все оставшиеся пять наличников будет достаточно легко классифицировать.

– Вы – первый,  кто не побоялся это сделать?

– Их просто стало гораздо меньше, и если бы не я сейчас, то через пару лет это точно кто-нибудь бы сделал.

– Что за 9 лет существования Вашего проекта изменилось? Изначально Вы начали просто фотографировать, потом классифицировать, что потом?

– Потом я начал снимать не только наличники, но и дома целиком, и сейчас я даже жалею, что не начал снимать всё сразу. Например, из Иркутска у меня нет ни одной фотографии деревянного дома. Потом я уже, конечно, начал снимать и сам дом со всех сторон. Это может в дальнейшем послужить хорошим материалом  для научной основы.

Иркутск

– Кто помогает в классификации, может быть, музеи или специалисты?

– К сожалению, никто.

Есть несколько признанных классификаций, но они не охватывают все виды наличников. У академика Рыбакова есть несколько книг  о  язычестве  древних славян и древней Руси. У него есть классификация, но он исследовал только Поволжье, а все остальные наличники туда уже не вписываются.  Поэтому, составляя свою классификацию, я заботился о том, чтобы она была открытой – чтобы добавлять то, что я даже не могу ещё пока представить. Поэтому она получилась довольно простой: по возрасту, географии, сложности и типу резьбы. Последнее разделение я ещё не встречал ни у  кого.

Юхнов, Калужская область 

– По образованию Вы вообще никак не относитесь к архитектуре? 

– Я математик, преподаватель.           

– Будете ли Вы добавлять ещё какие-то категории в Вашу классификацию?

– Конечно. Например, в процессе съемок оказалось, что в каждой области свой определённый набор цветов. В Ивановской – наличники красили одним цветом и, как правило, не белым – целиком синим или коричневым. В Саратовской области цвета, как минимум,  два, и один из них непременно белый.  И пока неизвестно, насколько это устойчивые сочетания – были ли они такими сто лет назад или нет – этим вопросом я ещё не занимался. В Томске в 2009 году были исключительно некрашеные деревянные. А сто лет назад все наличники там были крашеные. Сейчас, привыкнув к виду некрашеных домов, многие жители даже поверить в это не могут.

Шуя, Ивановская область

– Славянские верования как-то влияли на цвет наличников или только на орнамент?

– Довольно спорно проводить такие аналогии, потому что нужно узнать, какой цвет у наличников был изначально, и только потом исследовать этот вопрос. Например, в Мичуринске все дома зелёные, а наличники белые. Я спросил у таксиста – «Почему так?», а он говорит – «Да тут рядом завод по покраске вагонов РЖД». И вот выводи отсюда славянские мотивы.

– Почему не делаете классификацию по стилю узора?

– Во-первых, потому что узоров крайне мало. Когда я только начал всем этим заниматься, мне казалось, что я стою у золотой жилы: сейчас возьму и всё расшифрую. А оказалось, что наличников с узорами осмысленными примерно как гениев среди людей, может, 1 – на несколько тысяч. В основном же это орнаменты, которые делались по лекалу. Поэтому в каждом городе есть какая-то своя форма уникальная. К сожалению, эти же лекала привели к тому, что изготовление наличников стало не искусством, а ремеслом, хоть и отработанным до идеального состояния.

– Почему в Российских городах встречаются итальянские стили наличников?

– Встречаются практически все стили – от барокко до модерна. У нас вся архитектура подсмотрена у итальянцев. Но встречается и северный модерн, он же – финский. Есть подражание немецкому стилю фахверк. Кстати, в Германии довольно много деревянных домов, сохранившихся даже с XIII   века! Поэтому в голову никому не придёт дома XIX века называть «уходящей красотой», как это у нас принято, — ведь им ещё стоять и стоять!

– Где Вы нашли самые древние наличники, и чем они отличаются от всех остальных?

– Они были на самом старом деревянном доме 1781 года в Иркутске – доме Шубиных. Последняя четверть XVIII века – это рубеж, раньше которого из жилых домов практически ничего не сохранилось. В Вологде есть ещё дом Засецких, относящийся к этому же времени. Самое интересное, что в этих домах уже всё сформировано:  и наличники, и колонны, и балконы, и  мезонины, то есть в целом, они выглядят так же,  как и дома, построенные сто лет спустя. Детали, конечно, отличаются, например, наличники дома Шубиных — совершенно простые, без излишеств, но общий смысл уже угадывается.
Конечно, эти дома —  не самые старые сохранившиеся деревянные здания (та же церковь в Кижах старше ещё на сто лет), но из жилых домов – они, вероятно, самые старые.

Вологда 

– Известно, где появились первые наличники на Руси?

– Вероятнее всего, это Нижегородская область, в этом мнения  большинства исследователей сходятся. Там, в Поволжье, издревле работали несколько артелей, занимающихся украшением деревянных судов, ходящих по рекам. Они, скорее всего, и приложили руку к тому, что все эти украшательства, придя в конце XVII века с Запада, прочно закрепились в нашей деревянной архитектуре.

– Откуда именно с Запада – неизвестно?

– Отовсюду. Происходило общее изменение архитектурных стилей. К нам это в конце XVII-го века  с небольшим запозданием пришло: территория-то огромная.

– Какие самые необычные наличники Вы встречали? Может быть, современные или эпохи СССР?

– Самый простой вопрос – что общего у всех наличников? На него многие не могут ответить. На самом деле – это осевая симметрия. Но мне попадались наличники, которые ассиметричны. Был один наличник, который просто уменьшили, отрезав лишнюю длину. В Тамбове нашёлся ассиметричный наличник, который так и был задуман.

Наличник времен СССР

Асимметричный наличник 

Самые любимые – самые последние. Из Сергиева-Посада.  Очень они отличаются от всего виденного раньше. К тому же очень приятно обнаружить сокровища в городе, в котором не ожидаешь ничего найти. Загорск — город туристический, и я думал, что там кроме Лавры смотреть будет нечего. Но ошибся, и это приятно.

Сергиев-Посад 

– Возник ли интерес к наличникам после Вашего проекта?

– Да, конечно, сейчас эта тема поднимается на совершенно разных уровнях! Я слышал, что была вероятность объявления 2016-го года годом деревянного зодчества!
Что касается интереса от владельцев домов, то меня довольно часто спрашивают, могу ли я изготовить наличники. А когда я говорю, что не занимаюсь изготовлением, то возникает вопрос — а зачем вам тогда этот проект? Не все сразу понимают, для чего нужно заниматься популяризацией наличников, если не занимаешься их производством.
Так что поднять эту тему на определённую высоту мне, в общем, удалось, но конечно, если удастся сделать этот проект не только экзотическим хобби, но и коммерческим (в каком-то виде), то можно будет добиться гораздо большего.
Вообще мой интерес подстегнуло отсутствие книг о наличниках: я, когда начал их снимать в 2007-м году, хотел разузнать о них больше, но в поисках информации довольно быстро понял, что специализированных книг, описывающих особенности наличников разных регионов, попросту нет! Это было очень странно.

Нерчинск 

– Специальных книг вообще нет?

– Самое крупное, что  сейчас есть, – это вышедшая в прошлом году «Нижегородская домовая резьба». На сайте у меня в разделе есть библиография, включающая книги, так или иначе касающиеся темы наличников. Но чтобы исключительно про наличники – такой книги пока нет. «Окно с затейливой резьбой» – просто про резьбу по дереву.

Одна из лучших книг –  «Русская народная пропильная резьба». До конца XIX века была ещё развита глухая резьба, когда использовались  стаместочки, и это было больше похоже на лепнину. В книге «Народные русские деревянные изделия» А.А. Бобринский вообще  исключил пропильную  резьбу, потому что она, по его мнению,  вульгарна и банальна.

Глухая резьба 

– Почему?

– Потому что то, что было до неё, гораздо сложнее. Современный наличник – это повторяющийся шаблон. В конце  XIX века с появлением лобзиков возникло «кружево».

Есть сквозная – она более старая и появилась раньше, чем появились стекла, а есть пропильная. В Сибири глухая резьба подольше задержалась –  до середины XIX века – там преобладают барочные элементы.

– Вы сами определяете их датировку?

– Иногда — да, но есть и весьма достоверные косвенные признаки: упоминания дома в литературе, или упоминание определённого типа наличника, элементы классицизма или, например, модерна. Закруглённые сверху окна  или просто вырезанная на фасаде дата!

– Вы сами до сих пор ездите фотографировать или уже набралась команда?

– Сам.

– Кто-то может присылать Вам свои фото?

– Конечно, у нас есть на сайте отдельный раздел – уже 109 страниц — больше пяти тысяч фотографий загружено пользователями с мая 2015 года.

– Это полностью Ваш проект?

– Да, но недавно присоединилась Анастасия Клепова, она пиар-директор нашего проекта.

– Какие планы?

– Наполеоновские! Наличники на каждую девятиэтажку! Очень хочу объездить города России, чтобы был материал, на который можно будет опираться при изготовлении новых наличников. Потому что то, что делают современные мастера, иной раз вызывает у меня одни расстройства. Есть, кто делает всё в духе и в традиции, а есть очень странные работы. Зачем делать томские наличники в Вологде? Ведь есть местные традиции. Они даже не знают, что именно они делают.

Школы по резьбе есть, там их обучают технике, а вот истории практически нет. Им даже негде это всё посмотреть.

– Т.е. Вы планируете сделать такую книгу?

– Да, с максимумом картинок.

Даже ответ на такой простой вопрос – когда появились наличники – я ни в одной книге не нашел, хотя это довольно важный вопрос.

– Где вообще встречаются наличники в мире?

– В Финляндии и Норвегии их нет – только функциональные дощечки, защищающие от дождя. А в Сан-Франциско попадаются викторианские домики (рубеж XIX–XX вв.), они их называют – кукольный стиль.

По моей гипотезе, наличники встречаются в границах влияния русской культуры.  В Польше есть, но мало – только на востоке, где распространено православие. В Сан-Франциско много русских переселенцев. Север Казахстана, вся Сибирь – туда ехали  из Владимира и Нижегородской губернии.

Есть ещё предположение, что наличники каким-то образом связаны с религией. Потому что в тех местах, где больше распространено католичество, как правило, наличников нет, но встречаются красивые входные двери. А  восток Польши, Россия, Греция — традиционно православные регионы — изобилуют красивыми окнами. Но это пока ещё рабочая гипотеза, возможно, со временем выяснится, что так только казалось, а на самом деле всё иначе. Вполне может быть, что это связано лишь с тем, что в западной традиции дом воспринимается более тактильно, на ощупь: подходишь, берёшься за колотушку — с этого и начинается восприятие дома. А у нас (возможно из-за холодов) восприятие дома визуальное, издалека (узоры домовой резьбы тоже не рассчитаны на близкое разглядывание). Когда же гость подходит ближе — он поскорей стремится зайти внутрь, забегает быстро в дом, уже не обращая внимания на такие мелочи, как дверь и её ручка.

– Насколько наличники перекликаются со славянскими верованиями?

– Местами — несомненно, а местами — совершенно нет.
Тут же надо понимать, что деревянным зодчеством занималось местное население, которое далеко не всегда было чисто славянским. Наличники ведь есть и в Чувашии, и в Марийской республике, и в Бурятии, и в Якутии. Конечно, принесено оно было туда русскими из Нижегородской области, но потом, с течением времени, оно сильно изменялось, вбирая в себя представления о мире совершенно разных народов.
Согласно славянским верованиям, дом – это модель мира. Модель мира повторяется и в фасаде дома, и в самом наличнике: очелье — это мир небесный, середина — наш мир, нижняя часть — мир подземный. Но надо понимать, что славянские верования — это центр России — Владимирская, Костромская, Ярославская, Московская области. Для других регионов и картина мира другая, и наличники тоже.
Кроме того, нельзя забывать, что многое зависит ещё и от банальной моды.

– Какие наличники в моде сейчас, и возродилась ли мода на наличники вообще?

– Я был бы очень рад, если бы удалось возобновить моду на наличники. Но сейчас нет пока даже моды на свой собственный дом, не говоря уж о его украшении. Так что работа предстоит ещё очень и очень большая.

Фотографии предоставлены Иваном Хафизовым.

Текст: Кудякова Нина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта