Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
22 марта 2018 г.

Снос Телебашни

24 марта снесут телебашню – один из символов города Екатеринбурга. Реакция горожан и знатоков культуры и архитектуры города – профессоров, академиков не заставила себя ждать. Предлагаем к прочтению статью профессора УрГАХУ Раевского Андрея Александровича.

Осуществляется безжалостная интервенция в историческую городскую среду, в центральную, смыслообразующую ткань города. Такое может происходить исключительно только на основании глубокого анализа городского пространства и системных урбанистических исследований, в особенности, когда речь идёт о столь важных и значимых для города участках, которые входят в основу исторической концепции формирования генерального плана и облика центральной части городского пространства.

То,что мы сейчас наблюдаем, связанное с готовящимся сносом недостроенной телевизионной башниг. Екатеринбурга, можно назвать не иначе как акт архитектурного, градостроительного, исторического и социокультурного вандализма.

ЧТО МЫ ТЕРЯЕМ

Архитектурный аспект. Уникальность сооружения в том, что оно формирует несколько уровней восприятия городского пространства, его многоплановость, раскрытие на ближнем, среднем и дальнем планах.

Ближний план-1 кольцо восприятия: улицы Куйбышева, 8 Марта, Декабристов, Розы Люксембург-– это монументальность, восхождение, символизм центральной городской колонны, башни, шпиля, который присущ столичным городам, и ансамбль, организующий общественное пространство с набережной и зданием цирка.

Средние планы-2 кольцо восприятия: улицы Куйбышева, 8 Марта, Белинского, Малышева – это формирование и раскрытие ракурсов центральной части городского пространства, знаковый ориентир, дополняющий и объединяющий композицию практически всех раскрываемых характерных и запечатлённых в сознании горожан архитектурных силуэтов города.

Дальние планы – фирменная городская панорама, визитная карточка Екатеринбурга, узнаваемый, благодаря башне, силуэтный облик с улицы Ленина, по оси главного исторического сквера, градообразующей исторической части, плотины, откуда берёт начало Екатеринбург.

Градостроительный аспект. По замыслу архитекторов и градостроителей центральная городская ось с Плотиной, Историческим сквером, формирующая центральную часть города, символично завершается знаковой доминантой, что в комплексе создаёт торжественность, величие, значимость и парадность уральского города, а также придаёт ему статус столичности, ставит его в один ряд с Санкт-Петербургом, Москвой, Парижем, Лондоном и другими столицами, где мы можем увидеть подобный символизм и градостроительные замыслы масштабного раскрытия значимых городских пространств через аналогичные вертикальные доминанты.

Исторический аспект. Историческая ткань города формируется этапами.Центр города заложен в дореволюционный период, в нынешнем виде сформировался в советскую эпоху.Историческое ядро прирастает смыслами и оформляется непрерывно. Глубина связей между историческими этапами развития пространства тождественна историческому и духовному осознанию горожанина, гражданина страны. Объект является знаковым, важным звеном в формировании исторической цепочки смыслов, целостной семантической ткани городского пространства и его уникальности. Область его значений и смыслов напрямую связана с восприятием и осознанием индивидуальной истории города, его традиций и смыслов. Как уникальный высотный архитектурный объект индустриального исторического наследия, башня прочно занимает одну из ключевых позиций в матрице исторического самосознания Екатеринбуржцев.

Социокультурный аспект.Система ценностей, заложенная в ещё советскую эпоху, в своём культурном кодировании формирует сознание нескольких поколений. Для большинства горожан матрица восприятия советского исторического периода несёт в себе очень прочную духовно-историческую основу и является отражением большей стабильности, социальной справедливости, культурной и нравственной чистоты. Поэтому, болезненный переход в постсоветскую эпоху перекраивания системы ценностей, новых моральных и нравственных ориентиров, упадка в духовном и историческом самосознании, сопровождающийся показательным разрушением главной городской панорамы выглядит очень красноречиво и символично.

КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ. КОНФЛИКТ СИСТЕМЫ

Глубина стратегического планирования должна соответствовать историческому и духовному мировоззрению общества. В этом случае социальные сообщества в своих ориентирах и целеполагании едины, их объединяет духовность, например, –религия, идеология, общественное самосознание. Если цель одна, тогда возможно разделить компетенции и доверить сектора ответственности профессионалам. При этом, осознавая себя частью истории, мы можем предвосхищать будущее, быть в нём уверенными и осуществлять планирование не на десятки, на сотни лет, на несколько поколений вперёд. Частью такого планирования и являлась стратегическая разработка генплана любого крупного города в СССР. Башня в нашем случае – неотъемлемая часть такой глобальной концепции развития города.  Если же историческое самосознание сводится к нулю, а духовность заменяется провозглашением культа потребления, границами целеполагания становятся временные отрезки не 100 лет, как в СССР, не 1000 лет, как сейчас в Китае, а 1-2-3.. года – это сроки завершения бизнес- проекта и получения моментальной прибыли. В этом случае, город для его горожан превращается просто в территорию, где система ценностей горожан не совпадает с системой ценностей управленцев и бизнесменов, поскольку для последних город – это прежде всего ресурс, где важна только окупаемость. Эти люди не мыслят категориями исторического развития и тем более категориями духовности, поскольку мыслят категориями торговли.

Оценка Башни вне культурно-исторического смыслового городского контекста приравнивается к ценности занимаемой ей полезной для выгодоприобретателей территории. Между тем, исключение из культурного пространства знаковой доминанты – сложнейший механизм, где задействованы сложные алгоритмы формирования самосознания граждан, проживающих в регионе. Для этого ведётся активный процесс обесценивания сооружения, делаются негативные информационные вбросы в СМИ и интернет- ресурсы, чтобы продемонстрировать его бесполезность и неказистость. Эта кампания активно поддерживается новостными порталами. Появление ряда специфической терминологии «предсмертный оскал», «траурный чулок», «ведение отсчёта последних дней жизни башни» изрядно накаляет ситуацию и создаёт ощущение необратимости разрушения чего-то ценного длягорода, для егогорожан, для его истории. Должно ли это происходить таким образом?

Так, сам процесс сноса автоматически приобретает символическое значение. Объект, ставший субъектом культурного кода городского пространства и неотъемлемой частью истории и жизни города, через эмоциональное взаимодействие с городскими сообществами запустил процесс осознания новой реальности. Разрушение такого уровня – воздействие на историческое сознание, задействующее междисциплинарные связи. Город в канун своего 295-летия терпит уничтожение сооружения, ставшего символом целой эпохи, свержение архитектурных, социокультурных устоев, пренебрежение историей и традиционными ценностями.

ЦЕННОСТЬ И ОЦЕНКА

Объект с точки зрения исторического и духовного содержания для города Екатеринбурга – бесценен. У каждого города складывается своя городская культура, свой ритм жизни, свой алгоритм взаимодействия с горожанином, этим он и уникален. В этом взаимодействии участвуют самые значимые по эмоционально-духовному наполнению образы городской среды. Так, для Екатеринбуржцев становится традицией по пути через центр бросить взгляд на главную городскую панораму. Это формирует городскую культуру и принадлежность к ней. Если говорить о прибыльности в эксплуатации данного сооружения, то ценность за три десятка лет его многократно возросла. Если развивать исторический смысл сооружения, его архитектурную и эстетическую значимость, то Башня может стать концентратором смыслов российского и мирового значения, основным символом города и региона. Город принимает Форум 100+, поэтому должен иметь уникальные объекты высотного строительства.Город участвует в соревновании по линии Экспо, поэтому должен иметь свой символ. Екатеринбург – крупнейший город, расположенный на границе Европы и Азии, что так же по-особому символично, и в конце концов, есть тенденция активной застройки небоскрёбами, город растёт вверх. С другой стороны, кроме знакового символа городу не хватает рекреационных и парковых зон, особенно в центральной его части.Река, как активный городской смысловой исторический информационный контент, природный фактор, проходящий через всю центральную часть городской ткани, просто обязует нас к умному урбанистическому подходу, экологизации городского пространства через благоустройство набережных и создание парковых зон, общественных, доступных для горожан пространств. Это признак хорошего тона – создавать красивые парки и набережные, обустраивать среду в центре города, а не застраивать беспорядочной разномасштабной и разномастной по стилистике архитектурой, как это происходит вдоль набережной Исети в данный момент. Парковая зона, обустроенная набережная и символ города, каковым должна стать Башня, могут создать поистине уникальный центральный инфраструктурный объект, который не только войдёт в историю города, но и станет очередным витком, этапом в формировании цивилизованного общества, которое ценит и чтит свою историю и свою культуру. Если о плохом, то будет очень печально, если новая эпоха, в которую мы сейчас входим после выборов 2018, ознаменуется показательным сносом Символа города.




Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие новости

21 февраля 2020 г.
20 февраля 2020 г.
11 февраля 2020 г.
28 января 2020 г.
6 декабря 2019 г.
5 декабря 2019 г.
8 ноября 2019 г.
25 сентября 2019 г.
4 сентября 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта