Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
15 октября 2018 г.

Фестиваль Эко-берег в Казани

Стали известны лауреаты конкурса «Активизация городских функций Казани в акватории Волжской излучины», который прошёл в рамках Международного архитектурного фестиваля «Эко-берег» в Казани.

Организаторами конкурса выступили: Союз московских архитекторов и Союз архитекторов Республики Татарстан при поддержке Исполнительного комитета г. Казани, Кабинета Министров Республики Татарстан, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

В этом году конкурсантам предложили творчески переосмыслить и трансформировать участок прибрежной территории от Речного порта г. Казани до Кировского моста.  

Цель конкурса – получить концептуальные градостроительные предложения по развитию территории в акватории Волжской излучины, которые помогли бы реанимировать представленный к проектированию участок на территории полуострова Локомотив, создать благоустроенную набережную с различными вариантами подхода к воде и обеспечить связь новой рекреационной зоны c городским центром. 

На выставке было представлено 45 работ из 7 стран мира: России, Австралии, Англии, Китая, Сербии, Италии, Испании.

Авторитетное жюри в составе мэра Казани Ильсура Метшина, заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики Татарстан Владимира Кудряшева, главного архитектора Казани Татьяны Прокофьевой, председателя Белорусского Союза архитекторов Александра Корбута, президента Санкт-Петербургского Союза архитекторов Олега Романова, вице-президента Союза московских архитекторов Вячеслава Осипова, вице-президента Союза архитекторов Грузии Николоза Абашидзе, сооснователя архитектурного бюро ARCH-SLON, победителя прошлогоднего конкурса в рамках фестиваля «ЭкоБерег» Александра Салова приняло решение присудить следующие призы: 

II ПРЕМИЯ и денежный приз — 200 000 рублей (включает все применимые налоги).

Девизный номер проекта: 771907.

Авторский коллектив: Тиняев Павел, Корнилова Елена.

Тезисы проектного решения: 

1. АКТИВАЦИЯ городских функций посредством выхода города на прибрежные территории первой линии.

2. Устройство новых транспортно-пешеходных векторов к прибрежным территориям.

3.  Создание прибрежного ЖИЛОГО РАЙОНА с объектами яхтенной инфраструктуры.

4.  Гидротехнические сооружения – острова диффузоры, путь к оздоровлению акватории.

5.  КУЛЬТУРНЫЙ КОД и топонимика – путь к раскрытию исторических смыслов Реки ВОЛГА.

6.  Благоустройство на основе ГЕОРЕКОНСТРУКЦИИ береговых ландшафтов и выявления уникальных точек восприятия акватории и панорамы города.

7. Декларация нового городского тренда – ЯХТИНГ доступен каждому. 

Для реализации конкурсного предложения согласно заявленным тезисам предполагается ряд градостроительным мероприятий, в том числе создание искусственных земельных участков (ИЗУ) в акватории предназначенных для обеспечения проточности водной системы, отсутствующей в настоящее время. Проектируемые ИЗУ предлагается выполнить в виде диффузора течения р. Казанка в районе затопленного устья. На этих островных территориях предполагается размещение прибрежного района с названного по выявленному исчезающему топониму БАКАЛДА. Предусматривается четыре острова, на которых расположатся объекты яхтенной инфраструктуры, пляжный комплекс городского значения, гостиничный комплекс, туристический объект – смотровая площадка с уникальной визуальными качествами обзора панорамы города и восприятия акватории Волги, жилая малоэтажная застройка 2-3 этажа, общеобразовательная спортивная школа, детские дошкольные учреждения и развитая сеть прибрежных парков. 

II ПРЕМИЯ и денежный приз — 200 000 рублей (включает все применимые налоги).

Девизный номер проекта: 054266.

Автор проекта: Беленко Алексей Викторович.

Краткое описание проекта: Из-за близости железной и проектируемой автомобильной дорог становится невозможным на существующей береговой территории создать достаточно озеленённую и насыщенную функциями среду, в связи с этим было приятно решение расширить береговую линию путём создания выступающих над рекой террас. При проектировании новых объектов важно создать современную и гармоничную архитектуру, которая не будет спорить с объектами культурного наследия, а являться для них хорошим фоном, при этом сохраняя свою выразительность и отображая современную эпоху. Предусматривается организация пляжа для отдыха жителей в тёплое время года. Также на территории планируется размещение спа-комплекса с открытыми бассейнами, которые в зимнее время можно трансформировать в каток. Для длительного и комфортного нахождения на набережной предусмотрены зоны ритейла и санузлы, которые гармонично вписаны в рельеф вдоль набережной, имеющие озеленённые кровли. Кроме того, на территории предусмотрены эко-отели и крытый зимний сад. 

III ПРЕМИЯ и денежный приз — 100 000 рублей (включает все применимые налоги).

Девизный номер проекта: 300469.

Авторский коллектив: Леонидов Роман, Шутегов Александр, Сороковов Павел, Фианцева Светлана, Галкина Юлия, Шпилько Артём, Царьков Сергей, Курмалиева Елена, Харламова Наталия.

III ПРЕМИЯ и денежный приз — 100 000 рублей (включает все применимые налоги).

Девизный номер проекта: 482018.

Авторский коллектив: Ковалёв Юрий, Теслер Надежда, Астраханцева Елена, Григорян Марта, Русанова Тамара.

Одним из основных преимуществ является близость рассматриваемой территории к центру города. Среди наиболее выразительных знаковых архитектурных объектов – железнодорожный вокзал «Казань», Ансамбль Казанского кремля, Прилуцкий молитвенный храм, Храм Спаса Нерукотворного, Казанский цирк, Богоявленская колокольня.

Характер контекста диктует применение индивидуальных, ярких, но не агрессивных решений при развитии рассматриваемой территории.

На сегодняшний день набережная отрезана от общегородского центра железнодорожными путями. Вдоль них Генеральным планом развития г. Казани также предусмотрено строительство магистрали непрерывного движения.

Чтобы повысить связанность набережной с центром города, предлагается устройство пешеходных мостов над путями и магистралью. В зоне железнодорожного вокзала продлеваются существующие пешеходные галереи с их выведением на видовую платформу, располагаемую над автодорогой. Коммунальные объекты, расположенные в южной части рассматриваемой территории предлагаются к выводу. На освободившейся территории размещается новая застройка общественного назначения.

Важным пунктом является создание условий для контакта человека с водой. Для этого проектом предусмотрены спуски, мостки, пирсы и террасированные берега.

Предлагаемое зонирование набережной подразумевает разнообразие функциональной программы территории. Проектом заложено размещение торговых, развлекательных, деловых, культурно-просветительных и инфраструктурных объектов, в их числе: предприятия общественного питания, рынок локальных продуктов, магазины и объекты обслуживания, офисный центр, аквапарк, спортивные сооружения, игровые зоны для детей, ботанический сад, оранжереи и другие. 

Расположение у воды подразумевает также использование её рекреационного потенциала. Помимо формирования зон тихого отдыха, развиваются функции, характерные для прибрежных территорий: рыбная ловля, водные и пляжные виды спорта, пляжный отдых.

Проектом предлагается корректировка существующей схемы организации движения транспорта. На большей части набережной перекрывается транзитное автомобильное движение. Возможность проезда к яхт-клубу сохраняется по спецпропускам. Для обслуживания объектов инфраструктуры устраивается технический проезд вдоль всей территории.

При входах на территорию предусмотрены плоскостные автостоянки. В зоне вывода коммунальных объектов, в пятне застройки новых общественных объектов запланированы подземные автостоянки.

Вдоль всей территории устраивается двусторонняя велодорога. При входах на набережную размещаются пункты велопроката, включенные в общегородскую сеть.  

Основным приоритетом является формирование современного пешеходного пространства с полноценным природным наполнением. Ввиду этого для озеленения применяется выверенный зимостойкий ассортимент растений, пригодных для использования в экстремальных условиях крупного города. В озеленении набережной используются различные породы лиственных деревьев. Плодовые деревья, кустарники и цветники повышают эстетическое разнообразие среды. В широкой части профиля набережной разбивается ботанический сад, а также сад водных растений – на спусках к реке.

Форма знака набережной вдохновлена образом слияния вод Волги и Казанки, бурления котла религий и культур. Двухэлементный водоворот олицетворяет собой круговые движения танцующих пар и динамику традиционной орнаменталистики. Тонкие широкие ленты также напоминают древесную стружку, символизирующую судостроительные традиции Казани. Закрученный спиралью элемент часто встречается в изображениях Зиланта – мифического дракона – одного из символов города. Дополнительной темой является лигатура «А» и «Х» (инициалы историка Альфреда Халикова, в честь которого названа прибрежная улица).

Ленты, закрученные в спираль, находят своё отражение в характере благоустройства: трассировке дорожек, облике застройки и малых архитектурных форм.

III ПРЕМИЯ и денежный приз — 100 000 рублей (включает все применимые налоги).

Девизный номер проекта: 771771.

Автор проекта: Мухаметзянов Тимур.

Проблемы:

1. Депрессивность и малоэффективное использование рассматриваемой территории в интересах города.

- Рассматриваемая территория до подъёма уровня воды в 1955-57 гг. была за краем города, ограниченном в своём росте от Кремля естественной преградой – заливными волжскими лугами. До этого времени, разумеется, ни о какой набережной речи не было. С образованием водохранилища, строительством защитных сооружений, нового речного пассажирского и грузового порта с устройством железнодорожной ветки и улиц к нему, был сформирован каркас существующего положения территории.

2. Изолированность прибрежной зоны от центральной части г. Казани.

Со временем на первый план вышла проблема изолированности от центральной части г. Казани. Факторы изоляции разделим на два типа. Первый тип: логистическая доступность. Две железнодорожные ветки с путевым хозяйством, тупиковый характер улично-дорожной сети с единственной основной улицей (Татарстан), в первую очередь направленной на речной порт, всего два не самых удобных и заметных «входа» на территорию – со стороны речного порта и через мост у железнодорожного вокзала. Изоляция усугубилась с момента обнесения забором привокзального путевого хозяйства – практически 50% набережной оказалась «тупиковой». Второй тип: доступность сценариев. На данный момент фактически реализуются следующие сценарии разной степени доступности в летний/зимний период и в утреннее/дневное/вечернее/ночное время: пешие и велосипедные прогулки вдоль набережной, рыбалка, пикники, барбекю, кальяны, алкоголь, романтические свидания в автомобилях, кайтинг, трансфер на водные суда (маломерные, средние и крупные), причал, хранение и обслуживание водных судов. Обобщая: в основном это рекреация, отдых, но в то же время и обслуживание отдыхающих. При этом максимальный одновременный поток посетителей (траффик) на всём протяжении набережной – очень небольшой, и это в летнее светлое время суток. Таким образом, очевидно, что при существующей логистической доступности вышеуказанные сценарии как недостаточно привлекательны для большего потока, так и сам перечень сценариев довольно ограничен (например, нет варианта «поужинать в кафе с видом на закат», нет проката оборудования, нет туалетов, в темное время без освещения и системы контроля территории люди считают, что находится там опасно). А без большого потока посетителей невозможно поддерживать достаточный уровень благоустройства.

Поэтому решение проблемы изолированности территории должно вести к созданию потока посетителей, экономически достаточного для поддержания уровня благоустройства.

Решение проблемы депрессивности должно вести к направлению этого потока наиболее эффективным способом как для территории, так и для людей. Зонирование территории и межевание земельных участков должно соответствовать этой задаче. 

Жюри приняло решение не присуждать первую премию, а положенное в данном случае денежное вознаграждение — распределить на дополнительные вторую и третью премии.

Выставка конкурсных работ будет представлена на Международном фестивале «Зодчество 2018», который в этом году пройдёт с 19 по 21 ноября в ЦВЗ «Манеже» (Москва). 




Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие новости

21 февраля 2020 г.
20 февраля 2020 г.
11 февраля 2020 г.
28 января 2020 г.
6 декабря 2019 г.
5 декабря 2019 г.
8 ноября 2019 г.
25 сентября 2019 г.
4 сентября 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта