Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
22 февраля 2017 г.

Malopolska: сад искусств в Кракове, Польша

Автор проекта: Ingarden & Ewý Architects (IEA)

Здание MGA (Malapolska Garden of Arts) принадлежит к числу наиболее успешных культурных и архитектурных достижений Кракова за последние годы. Это пример современной выразительной архитектуры, встроенной в исторический контекст и создавшей новый пространственный порядок между улицами Rajska и Szujskiego.

ФУНКЦИЯ

Сад искусств Malopolska сочетает в себе два учреждения: театр Юлиуша Словацки и библиотеку Малопольского воеводства. Основными целями проекта стали функциональное расширение обоих организаций и одновременно их новая интерпретация. Речь шла о совершенно новом типе культурного объекта, объединяющем медиабиблиотеку, кинозалы, театр, концертные площадки, экспозиционные залы.

В части здания, обращённой к улице Szujskiego, расположены медиабиблиотека и павильон современного искусства; а участок, стоящий на улице Rajska, содержит многофункциональный зал и театр.

Зал может быть и конференц-холлом, и концертным залом, и студией театра, а также местом для проведения банкетов и выставок. Он оснащён по последнему слову техники: 3 выдвигающиеся лестницы, зафиксированные на лебёдках и кранах к стальным балкам потолка, способны вместить дополнительно до 300 человек. Поэтому здесь с лёгкостью проводятся крупномасштабные мероприятия – выставки, показы фильмов, театральные представления, концерты, художественные аукционы, симпозиумы, показы мод и другие. В целом площадь этого помещения составляет 4300 кв. м. Рядом расположены кафе, кинозал на 98 мест, а также вспомогательные помещения для организации образовательных и иных событий.

НОВЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА

При создании формы архитекторы особое внимание уделяли двум открытым общественным пространствам перед входом и их взаимодействию с будущими пользователями. Эти зоны представляют собой новые маломасштабные городские «карманные сады» и для посетителей центра, и для жителей города.

Открытая керамическая кровля поднята над садом со стороны улицы Rajska, она не функционирует как фактическая крыша, её значение лишь формально – для создания атмосферы внешнего фойе. Ещё одним доказательством сложной игры с пространством служит сам сад. Зелёные полосы с низкой зеленью подражают цветникам и являются лишь метафорой сада. Символично, что Ulica Rajska в переводе означает «Райская улица», что добавляет пространству новое смысловое значение – Райский сад.

ДИЗАЙН-СТРАТЕГИЯ

Основная задача архитекторов заключалась в разработке контекстной стратегии для создания индивидуальной формы здания, с собственным современным выражением, но без ущерба характеру места. Форма постройки является результатом попытки формирования сильного современного знака в историческом контексте. Стратегия дизайна заключалась в балансе мимезиса и абстракции. Вдохновение подчерпнуто из кода контекстных форм за счёт визуальной связи с геометрией крыш и ткани (кирпичной облицовки) соседних структур. Здание по масштабу идеально вписано в окружение и прекрасно поддерживает деления фасадов и линейные решения соседних построек. То есть, с одной стороны, оно демонстрирует морфологическую непрерывность геометрического кода, с другой – абстрагирует и интерпретирует контекст. Для того чтобы добиться новой современной формы, архитекторами были проанализированы все соседствующие исторические формы и материалы.

Фото: Krzysztof Ingarden

Фото: Marcin Czechowicz 

ФОРМАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ

Район представлен в основном жилыми домами в стиле XIX-XX вв., окружающими средневековый центр Кракова. Большинство зданий имеют эклектичные фасады, карнизы и межэтажные членения, гребни крыш параллельны линии улицы. Профили отделаны штукатуркой и кирпичом. Проект осуществлялся на месте бывшей школы верховой езды XIX века постройки, а затем технического помещения театра Словацки, с сохранившимися кирпичными стенами и стальной конструкцией крыши. Части старых стен были органично включены в новую структуру.

Высота «Сада искусств» варьируется, но не превышает высоты бывшей школы верховой езды и соседних зданий. Угловая линия карниза по своей форме отсылает к масштабу и наклону крыши домов неподалёку. Архитекторы максимально выверяли новую форму с учётом типа и характера существующих структур. Даже новый фасад здания, несмотря на то, что он далёк от любых классицистических систем, соотносится с соседними постройками. Непрерывный ритм чередующихся полос стекла и вертикальных керамических элементов в цветовой гамме традиционного обожжённого кирпича соответствует окружающей местности. 

СТРУКТУРА. СИСТЕМЫ И МАТЕРИАЛЫ

Структурная система здания многопрофильна и неоднородна. Форма зависит в первую очередь от гидрогеологических условий и непосредственной близости сооружений XIX-XX вв. Самой серьёзной проблемой стала установка уровня пола подвала значительно ниже уровня грунтовых вод. Он установлен на уровне около 3,5 м под водой. При разработке необходимо было учесть и обеспечить неизменность фундаментов соседних зданий. В проекте была использована система шламовых стен – они проведены до уровня третичных глин, лежащих на глубине до 31 м. Подземная часть здания построена в виде монолитного бесшовного блока, несмотря на значительные различия в нагрузках.

Над нулевым уровнем конструкция медиатеки была разработана в качестве железобетонной смешанной системы мембран, колонн и плит. Конструкция многофункционального зала состоит из железобетонных продольных и поперечных стен – реконструкции существовавшей ранее школы верховой езды. Его кровля – стальная конструкция, состоящая из поперечных балок, поддерживаемых продольными стенками. Кроме того, структура крыши также имеет систему сценического оборудования, вентиляционные устройства и технологические платформы. Керамические и стеклянные элементы фасада поддержаны стальной конструкцией беседки и железобетонной конструкцией медиатеки.

Здание «Сада искусств Malapolska» состоит из двух основных зон – медиатеки и многофункционального зала. Соответственно, система вентиляции, отопления и кондиционирования разделена на два контура, согласно функциональной планировке, с целью свести к минимуму затраты на эксплуатацию. Установки работают с переменным количеством наружного воздуха – соотношением свежего воздуха и рециркуляции в зависимости от температуры поступающего воздуха и его количества, количества людей в помещении, которое контролируется с помощью датчиков CO2. Двигатели вентиляторов оснащены преобразователями, способными контролировать поток воздуха. В летний и зимний сезоны в помещения поступает минимальное необходимое количество наружного воздуха в соответствии с гигиеническими нормами. Осенью и весной холодный воздух может быть использован для охлаждения внутреннего пространства.

Дополнительная экономия энергии, связанная с нагревом и охлаждением наружного воздуха, обеспечивается роторными теплообменниками (рекуперация тепла), встроенными в вентиляционные установки.

Для обеспечения надлежащего комфортного звука установки были оснащены аттенюаторами, а воздух распределяется по вентиляционным каналам, сделанным из демпфирующих пластин с высоким коэффициентом поглощения звука.

ИННОВАЦИИ VS ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

С городской и архитектурной точек зрения, здание MGA – беспрецедентный пример гармоничного соединения исторического контекста и новой архитектуры. С социальной и институциональной точек зрения, это лучший пример культурного учреждения нового типа в городе, функциональное взаимодействие двух государственных учреждений – библиотеки и театра. Библиотека оснащена современными медиатехнологиями, позволяющими оцифровывать любые архивы медиа (ТВ и кинозаписи, музыкальные плёнки и пр.). Театр располагает новым современным и многофункциональным залом студийного типа. В «Саду искусств» есть множество помещений для различных научных, образовательных и профессиональных семинаров, симпозиумов, презентаций, коллоквиумов. Выставочная площадь прекрасно оборудована для проведения художественных спектаклей, экспозиций, показов и концертов. Таким образом, здание стало своего рода городским культурным аккумулятором, открытым для экспериментов, новых технологий и творчества.

Проект удостоен 17 международных наград.

Фото: Krzysztof Ingarden

142
Автор проекта: Ingarden & Ewý Architects (IEA)

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие работы автора

© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта