Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
29 сентября 2014 г.

Жан Пистр о контекстуальности в архитектуре

Эксклюзивное интервью журналу BERLOGOS.

 

В Екатеринбурге с 24 по 26 сентября прошел международный форум 100 + Forum Russia, посвященный высотному строительству. Одним из приглашенных гостей был Жан Пистр, соучредитель и руководитель крупнейшего в Европе архитектурного бюро Valode & Pistre, кавалер Ордена искусств и литературы, член Академии архитектуры (Франция).

 

– Месье Пистр, в одном из своих интервью вы говорили, что архитектура глобальна и контекстна. Каждая страна имеет свои особенности. Что вы можете сказать о России? Существуют ли различия в архитектуре каждого города внутри нашей страны?

– Говоря о глобальности и контекстуальности, стоит уточнить, что мы придерживаемся идеологии уникальности каждого проекта. Сама идея архитектурного проектирования заключается в том, чтобы правильно выявить и использовать территориальный и культурный контекст в качестве инструмента создания нового архитектурного сооружения. Следующий, более широкий, уровень контекста – страна, в которой планируется проект. Например, для России характерны естественные климатические условия, разительно отличающиеся от Франции и Европы в целом. Существуют и разные культурные коды – в частности, приверженность русских людей к большим пространственным композициям. Однако самое значимое для нас – найти место в исторически обусловленном контексте. Приведу пример подобного проекта, с которым мы участвовали в конкурсе на создание приборостроительного завода. Не столь важно, в какой стране находился бы этот завод, но принципиально важно решить следующие задачи: каким образом организовать диалог проекта, располагающегося на набережной, с рекой; как органично вписать его в контекст существующих зданий; как гармонизировать историческое архитектурное наследие и современные здания.



– Вы цените междисциплинарный подход. Какие области знания, науки наиболее близки и полезны для современной архитектуры?

– Архитектура сама по себе мультидисциплинарна. Она неразрывно связана и с инженерией, и с областями, затрагивающими технические вопросы или вопросы безопасности и транспортной системы, и так далее. Получается, что архитектор находится, с одной стороны, в центре сложных технических вопросов, а с другой, – в центре собственного понимания общества. Здесь очень важна работа с социологами и со специалистами, анализирующими тенденции в изменении общественной ментальности и восприятия. В зависимости от специфики области реализуемого проекта, будь то, например, какой-то университетский комплекс или медицинское учреждение, мы всегда стараемся сотрудничать с высококвалифицированными и компетентными специалистами в конкретной области. Например, сейчас мы ведем строительство крупного университета в Тулузе, и с нами работает известный, я бы даже сказал, великий философ в области новых технологий и новых современных наук Мишель Серр. Как профессор Стэнфорда, он сказал следующее: «Когда я прихожу читать лекцию, то многие студенты уже знают, что я скажу, а некоторые знают даже больше, чем я. Соответственно, какова моя роль, как профессора, и какова роль университета в современной жизни, если есть возможность прочитать все в интернете?». Таким образом, уже в самом начале нашего сотрудничества он поставил очень провокационный вопрос, касающийся функционирования сети интернет и роли образования в ней, а также собственно университета как физического воплощения образования. Этот пример иллюстрирует то, каким образом мы прибегаем к помощи специалистов, чтобы как можно глубже понять суть изучаемого объекта.


Микрорайон «Академический», Екатеринбург. Проект архитектурного бюро Valode & Pistre

– В Екатеринбург-Сити будут построены две башни, носящие имена В.Н. Татищева и В.Де Генина. Импульсом к их созданию стал памятник основателям нашего города. Насколько возможно воплотить образ личности в архитектурной форме?

– Вопрос затрагивает несколько уровней символов и символичности. Башню, благодаря ее высоте и самой форме, можно представить в виде силуэта, напоминающего какого-то персонажа. Я бы привел в качестве примера проект «Стражи Урала», который мы разрабатывали для Екатеринбурга, – две башни, стоящие на своеобразном въезде в определенную часть города. В их силуэтах отчетливо видны стилизованные человеческие фигуры. На их создание нас вдохновили творения знаменитого скульптора Осипа Цадкина, создающего взаимосвязанных между собой персонажей, выражающих любовь, притяжение или неприязнь. Что же касается башен в Екатеринбург-Сити, в этом случае источником нашего вдохновения стали образы местных горных пород и кристаллов, поэтому логично было назвать башни в честь основателей города. К тому же, для таких значимых проектов, когда, по сути, создается или воссоздается исторический центр города, необходимы символы с мощной смысловой нагрузкой. Однако сегодня проектом занимаются другие люди, поэтому я не знаю, изменится ли название или нет. Увидим.

Беседовала Татьяна Афонина
Фото: Анастасия Сухоросова

Текст: Виана де Баррос Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта