Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
5 октября 2016 г.

«Зелёная экономика» от Клаудио Балестри

32 года назад молодой итальянец Клаудио Балестри перевернул представление дизайнеров и архитекторов о том, какой может быть краска. Тогда он не побоялся привнести на итальянский интерьерный рынок краску без запаха. Сегодня Балестри возглавляет компанию – мировой лидер по производству декоративных штукатурок Oikos.

Изменить систему производства лакокрасочной продукции Клаудио Балестри решился в 1984 году. В основу легла идея создания материалов для биоархитектуры, что являлось демонстрацией концепции бизнеса в формате «зелёной экономики», бизнеса, не загрязняющего окружающую среду. В 80-е гг. прошлого столетия эта идея казалась полной авантюрой. 

- Сеньор Клаудио, как появилась идея экологически безопасного производства? 

- Всё началось в 1982 году. Мне было 25. Я был полон энтузиазма и вместе с друзьями открыл магазин лакокрасочной продукции. Сегодня это называется стартап. Спустя год после открытия мне стало тесно в пространстве магазина. Я чувствовал, что хочу чего-то большего и отправился в Милан –  столицу инноваций и дизайна. 

Первая поездка на моей старенькой Fiesta туда и обратно по автостраде (две полосы и немногочисленные авто, никаких пробок) была приключением. Я – житель маленькой коммуны Чезенатико – мечтал увидеть большой мегаполис!  

- Вы отправились в Милан один, без соратников? 

- Моим компаньоном я видел одного архитектора, которому и предложил открыть большой магазин в Милане. Тогда там открылись магазины строительных материалов Morassutiи\ Castorama

Благодаря поездкам туда-сюда (Милан – Чезенатико) и общению с архитекторами и дизайнерами у меня родилась идея магазина со стеллажами на колесах. Подвижные стеллажи должны были привлечь внимание покупателя к новинкам. Магазин мог постоянно менять форму и наполнение. 

Другое важное открытие я сделал, когда однажды, вскрыв банку с краской, почувствовал резкий запах лака. «Господи, – подумал я, сын крестьянина, – так больше быть не должно. Краска не должна источать такой запах. С этим нужно что-то делать». Что же? Ответ лежал на поверхности: нужно производить краски, которые не содержат растворителей. 

– Как окружение отреагировало на Вашу идею? 

Сначала все считали меня марсианином и фантазёром. Говорили, что производить такую краску невыгодно. Что ж, я решил пойти против течения. Инвестировал в производство красок без запаха. Моя дерзость была вознаграждена, и производство заработало. Oikos стал первым в мире производителем красок без растворителей. 

- Вы не боялись сделать революцию в лакокрасочной продукции? Что Вас поддерживало? 

-  Тогда я не думал об этом. Мне импонировала мысль о том, что я создаю нечто новое. В 80-е мало кто задумывался о том, что можно что-то сделать полезное и прекрасное из отработанного сырья.  А мне хотелось, чтобы на стенах были не только белые краски и обои. Тогда я занялся изучением старинных методов (таких, как венецианская штукатурка Domus Aurea), чтобы на их основе создать свой продукт, отвечающий запросам современности.   Передо мной стояла только одна проблема: не было больше тех прежних мастеров-декораторов! Кто теперь достаточно компетентен, чтобы использовать воссозданные материалы? Я ездил по всей Италии в поисках маляров, готовых попробовать эти революционные, но в то же время старинные методы и техники. Так и была создана сеть  декораторов, которые, став своего рода наставниками, обучили и остальных. На сегодняшний день мы насчитываем около сотни опытных специалистов. 

- Как Вы продвигали своё изобретение – краску без запаха? 

- Единственным подтверждением экологичности продукта была наклейка в виде голубого ангелочка, которая пришла к нам  из северных стран. Автомобильная промышленность первой обратила внимание на проблему загрязнения окружающей среды и начала использовать краски на водной основе: в цехах покраски воздух был непригоден для дыхания.

Наконец, и мы сделали первый шаг по внедрению экологичных эффектов в жилые помещения. В 2004 году мы стали инициаторами европейской нормативы, которая обязывает отказываться от продуктов с растворителями при отделке общественных помещений. С тех пор нас отличает особое, бережное отношение к природе. Кроме того, мы доказали и продолжаем доказывать, что можно создать бизнес, заботясь об окружающей среде, давая новую жизнь материалам, которые в конечном счете оказались бы на свалке. 

- Приведите пример того, как Вы даёте жизнь отработанным материалам… 

- Сколько отходов получается при добыче травертина? Мы используем специальные процессы дробления и переработки  этих отходов, измельчая их до состояния особой пасты, идентичной травертину. Точно так же мы можем воспроизвести эффект ржавчины и эффект древесины, или, например, эффект опалубки (casserato). Это ещё один модный в наше время метод, который мы воспроизвели в холле нового здания Unicredit в Милане, спроектированном маэстро Микеле де Лукки. В этом прекрасном дворце все имитации дерева являются результатом применения техники  Casseratoby Oikos. 

- А как зелёный бизнес представлен в Вашем бренде? 

- Даже в выборе названия предприятия и цвета  отражается наша любовь к зелени и к окружающей среде. Наш зелёный логотип, символизирующий природу, был выбран изначально и с тех пор не менялся. Название нашей компании взято из греческого языка: «Oikos» означает «дом, семья, место здорового образа жизни и благополучия». Выбор бренда был продиктован нашими представлениями о компании, а не желанием  адаптироваться ко времени или к требованиям рынка.

Сегодня мы продолжаем инвестировать значительные средства в исследования, наша цель – исключить негативное воздействие на окружающую среду. Мы хотим удалить формальдегид там, где он по-прежнему присутствует (этот элемент пока незаменим для сохранности продукта), даже если это очень дорогостоящий процесс. В конце концов, мы сможем преодолеть последнее препятствие и создать продукцию, не оказывающую никакого отрицательного воздействия на окружающую среду. 

– Вы занимаетесь распространением такого подхода среди дизайнеров, архитекторов, коллег по цеху? 

– Конечно,  наша миссия состоит в том, чтобы сформировать знания о цвете и его использовании у дизайнеров, потому что правильно использованный цвет улучшает окружающую среду. Неслучайно один из наших лозунгов звучит так: «Цвет улучшает жизнь».

Мы всегда развивали систему обучения. «Академия Oikos» –  предмет нашей гордости, она создана специально для формирования экологической культуры и ценностей.  Мы содействуем образованию и распространению информации, нестандартных решений и инновационных технологий, которые являются гарантией качества и долговечности, для всех представителей отрасли. 

Мы постоянно работаем в тесном сотрудничестве с архитекторами, дизайнерами, декораторами, представителями розничной торговли, поскольку для нас важно, чтобы они могли узнать о методах, качестве материалов и цветах для использования в их в проектах, а также для создания интерьеров «под ключ». 

Ошибочно определять цвет только на заключительной стадии проекта. Дизайнер, как «провидец» и  художник, должен думать не только о пространствах, но одновременно и об их цветовом наполнении. Чтобы определить, что значит «дизайн цвета», необходимо учитывать множество формирующих его аспектов, которые связаны не только с архитектурой, но и с историей, психологией, социологией, эстетикой и антропологией. 

– Какую роль для Oikos играют инновации? 

– Фундаментальную, так как, на наш взгляд, это необходимый фактор для обеспечения дизайнера-проектировщика передовыми техническими решениями, которые облегчают создание инновационных проектов,  соответствуют ожиданиям заказчика и являются безопасными для окружающей среды. 

Мы занимаемся поиском цветовых решений для различных поверхностей: вертикальных и горизонтальных, интерьерных и экстерьерных. Мы  непрерывно идём по пути исследований и экспериментов, что позволяет связать воедино цвет и материалы с высокими качественными и эстетическими характеристиками. 

– Расскажите про команду Oikos. 

– Сегодня у нас 170 сотрудников, мы работаем в 50 странах Европы, Ближнего Востока, США, Китае, всё больше внедряемся в развивающиеся страны, где задаём ориентир на качественные материалы и цвета. Oikos всегда смотрел сквозь границы и был пионером в открытии рынков, неся свои знания, культуру, историю и искусство Италии. Декоративные, технические и функциональные решения Oikos для любых поверхностей внутренних помещений и внешних фасадов являются истинным примером «Made in Italy» с решениями «под ключ», а также ремесленной отделкой вручную.  

Беседовала Илария Рега

Редакция Наталья Ханова



Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта