Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
10 августа 2015 г.

Юрий Соколов: «Русский стиль – это вечная сказка». Часть II

Московский антиквар и создатель бренда по производству мебели и декора в русском стиле – о заказчиках и перспективах развития направления.

Юрий Соколов: «Русский стиль – это вечная сказка». Часть II
 

 


Юрий Анатольевич Соколов – коллекционер антикварной мебели в стиле русский модерн, автор оригинальных проектов мебели и предметов декора в русском стиле, руководитель арт-центра по проектированию и производству вещей для интерьера «Алексеевское подворье».

– Юрий Анатольевич, как бы Вы охарактеризовали русский стиль в целом? Каковы самые характерные черты, отличающие его от других, в том числе этнических?
– Я бы так сформулировал одной фразой: русский стиль эпохи модерна – это преломление народного художественного наследия сквозь призму творческого восприятия великих художников. Они знали, как преподнести современному зрителю то, что было сделано когда-то давно народными мастерами.
Русский стиль для меня – это как бы превращение неодушевленного предмета в одушевленный, наделение его чем-то возвышенным, чем-то живым... Для меня русский стиль – это вечная сказка, это преподношение зрителю арт-объектов, в которых через образы чувствуется история народа, его быт, вера, сказания и легенды древних предков. Предмет мебели – не просто функциональная и красивая вещь, а собеседник, которому есть что нам рассказать.





– А есть какой-нибудь особенный вид резьбы, который встречается только в оформлении предметов в русском стиле?
– Есть. Знание этого нюанса и позволяет дифференцировать предметы европейского производства от русских. Это отдельный вопрос, он достаточно обширный. Если ответить односложно, то да. Есть определенность в сочетании растительного орнамента и геометрической резьбы, а также в соединении народных мотивов и русских сказочных образов. Все особенности идут еще издревле. Художники тоже не выдумывали резьбу с нуля, они вдохновлялись народным творчеством. Каждый художественный руководитель или владелец мастерской – Тенишева, Поленова и другие – старался сформировать музей из оригинальных русских этнических предметов. И от этого отталкивались художники, проектирующие предметы интерьера. Повторюсь, стилевые нюансы резьбы – сложный вопрос, требующий основательной проработки и наглядности с обширным иллюстративным материалом.

– Как Вы думаете, что сегодня более востребовано: классический русский стиль, который затрагивает весь интерьер, или небольшие элементы – арт-объекты, встраивающиеся в современную стилистику, – городскую, лофт, минимализм?
– Чем глубже заказчик знает историю стиля, тем больше вероятность, что он захочет традиционный деревянный интерьер. У нас были подобные проекты – как правило, частные дома. Это очень большой труд и серьезное знание вопроса. В классическом русском стиле такие заказчики чувствуют себя комфортно. Но это и другие материальные возможности, и внутренне человек должен быть подготовлен.




Наиболее востребована в современной жизни, безусловно, эклектика. Она лучше воспринимается, она проще в реализации, практичнее. Вкрапления русского стиля оживляют интерьер, делают современный стиль интереснее, индивидуальнее. Дом становится теплым, добрым, русские вещи словно приглашают к размышлению, пробуждают фантазию. Предметы – как антикварные, так и новые, которые заказывают у нас для современных стилей, – это предметы утилитарные: подставки под телевизор, аппаратуру, тумбы, шкафы соответствующих размеров. Они органично встраиваются в интерьер и на фоне кирпичных стен, современной мебели смотрятся как старинные украшения, разбавляют прямолинейную напряженность.





Поэтому, повторюсь, перспективней второй вариант – в качестве вкраплений. За ним – развитие русского стиля. Сейчас эклектичный подход все больше набирает обороты: многие поняли, что не стоит делать «богато» весь дом, достаточно добавить несколько высокохудожественных предметов мебели или декора, чтобы интерьер стал стильным.

В каждом антикварном салоне, на каждой выставке у нас есть так называемый «судовой журнал», в который мы записываем всех посетителей, которых интересует русское направление в декоративно-прикладном искусстве, не только потенциальных заказчиков. Для меня прежде всего важны сами люди, которые любят этот стиль. Мы приглашаем их на встречи, именно они создают непринужденную атмосферу общения, потому что между нами нет материальной заинтересованности. Они для нас – истинные ценители русского стиля, для которых красота и история предмета дороже его стоимости.

– Среди них есть молодежь? Или это исключительно люди среднего возраста?
– Есть. Исходя из опыта предыдущих лет, я вижу, что прогресс идет фантастический и в лучшую сторону. В конце 1990-х – начале 2000-х тема считалась исключительно эстетской, ею интересовались только люди старшего поколения, начиная от 40-50 лет. Они были старых взглядов, подходили к вопросу профессионально. Некоторые имели целые интерьеры в русском стиле, продолжали традицию коллекционирования русского искусства. А вот последние 5 лет наблюдаю приятную тенденцию к «омоложению» стиля: приходят молодые люди, семьи, которые хотят иметь у себя дома именно такие вещи, с нуля создавать коллекцию. Они готовы к тому, чтобы мы выполняли для них какие-то масштабные проекты.





– Юрий Анатольевич, а бывает, что к Вам обращаются заказчики, которые ничего не знают про русский стиль, про его историю, просто увидели мебель, и им понравилось?
– Да, бывают. Более того, это самый благодатный сегмент заказчиков, потому что они больше всего доверяют нам, дают нам творческую свободу. Их не так много, но это наши самые любимые клиенты.

– Как Вы оцениваете перспективы развития национального почерка в предметном и интерьерном дизайне? Нужно ли вообще самобытному русскому стилю становиться популярным? Может быть лучше оставаться элитарным, каков он теперь?
– Возможно, мой ответ прозвучит слишком категорично. Я считаю, что любой русский человек, любой россиянин обязательно должен знать об этом направлении и иметь что-то в русском стиле у себя дома. Дифференциацию элитарности или неэлитарности придают глубина познаний самого владельца и качество предметов. Элитарность формируют именно эти два аспекта: глубина познаний (это доступно любому, было бы желание) и наличие предметов высокого уровня (это для тех, кто сможет приобрести). Но в каждом доме непременно должна быть хоть какая-то, пусть совсем недорогая, но аутентичная вещь. Это как часть нашей самобытности, нашего самосознания.





Маленький предмет в русском стиле, доступный многим, – например, шкатулка, фоторамка – не только декоративная часть интерьера, но еще и вещь со смыслом. У нее своя история, легенда, свой рассказ зрителю. Именно с этого, я думаю, и надо начинать. Чтобы дети жили и воспитывались в сказке, интересовались историей своей земли, своей фамилии. Поверьте, это не высокие слова, к такому пониманию я пришел сам в течение жизни. Надо не терять связь времен, наполнять повседневную жизнь, в том числе свой дом, чем-то важным, глубоким по смыслу, проверенным веками. Тогда многое может измениться, появится настоящая цель, интерес, желание оставить свой след в истории, сделать что-то значимое не только для себя, но и для своих потомков.
 
Начало интервью читайте здесь .
987
Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

10 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта