Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
8 апреля 2015 г.

Юрий Назаров: «Дизайнер должен постоянно разминать мозги»

Президент Союза дизайнеров России Юрий Назаров подискутировал с BERLOGOS о перспективах современного дизайнера.

Юрий Назаров: «Дизайнер должен постоянно разминать мозги»
 

 


– Юрий Владимирович, к чему стремится современный российский дизайн? Какие у него ориентиры?
– Сегодня в российском дизайне существуют два ведущих направления: рекламный дизайн и дизайн интерьеров. Первая область неразрывно связана с рекламными бюджетами. Если, предположим, оборот рекламной продукции составляет хотя бы несколько миллионов долларов, то даже часть от этого «пирога», которая выделяется дизайнеру, – довольно приличная сумма. Конечно, в этой медиаобласти дизайнеры не главные субъекты, но, тем не менее, работу здесь находит основная масса выпускников профильных вузов.
Вторая область связана с дизайном интерьеров, причем, прежде всего, в рамках частных проектов. По Екатеринбургу видно, что строительство идет, люди обустраиваются, некоторые покупают второе, третье жилье, чтобы потом его сдавать. Соответственно, все эти площади необходимо оборудовать, а для этого как раз и нанимают дизайнера. Те из профессиональных дизайнеров, кто не гнушается своего рода строительного ремесла, идут в эту область и зарабатывают приличные деньги. Правда, такая работа требует уже менеджерских навыков, потому что нужно уметь руководить коллективом, организовывать поставки материалов, знать несколько ядреных слов... (Смеется.). Я очень рад, что такая сфера для наших выпускников сохраняется даже сейчас, несмотря на кризисную ситуацию в стране.
Есть, конечно, и мифические сферы типа фэшн-дизайна. Можно произносить это словосочетание по тысяче раз, но от этого сама фэшн-индустрия не возникнет. У нас сейчас доход в миллион долларов в этой области считается большим достижением, но на самом деле это довольно низкий показатель. Если взять, например, компанию Zara и сравнить, сколько она в год производит и какой доход получает (около 12 миллиардов евро), то сразу становится понятно, что есть настоящий фэшн, а что – частные линейки продукции типа Киры Пластининой. Поэтому не будем заблуждаться: у современного российского дизайна на данный момент реальны только две области самореализации.
Безусловно, есть еще промышленный дизайн. Это очень престижная сфера, это лицо индустрии страны, но, поскольку клиентами здесь выступают госкорпорации, мы не может говорить о каких-то конкретных цифрах. Это закрытая информация. Ребята, которые не боятся работать с крупными предприятиями, такими, как, например, «Уралвагонзавод», делают очень хороший продукт. Я вот с удовольствием езжу на трамвае УВЗ от метро «Сокол» до Строгановки (МГХПА им. Строганова. – Прим. авт.) – прекрасный трамвай. Наконец-то мы видим реализацию, а не только красивый проект на бумаге.



– Сегодня многие профессии расширяются, в угоду кризису появляются синтетические специалисты, способные быть одновременно и преподавателями, и консультантами в своей области, и организаторами и т.д. Узкие специальности отходят на последний план. А как обстоят дела в сфере дизайна?
– В мировой практике примеров достаточно. Первые, кто столкнулся с этой ситуацией, – американцы: наши коллеги в США работали в смежных с дизайном областях еще до Второй мировой войны. Например, они разрабатывали инструкции по пользованию гаджетами. Казалось бы, какое отношение это имеет к дизайну? Но оказывается, что дизайнер со своим творческим подходом может понятно объяснить потребителю, на какие кнопки нажимать. Я не говорю о современных, понятных на интуитивном уровне гаджетах; тогда были аналоговые системы, которыми было сложно управлять и которые требовали специального пояснения. Также дизайнеры приложили руку и к дистанционному обучению, создавая посредством телевидения первые обучающие программы. Этим занимались не специалисты в области медиа, а именно дизайнеры, потому что они знают потребителя, они с ним ближе знакомы. Существуют еще выставочные, музейные, учебные проекты – про эти сферы наши студенты часто забывают, хотя и на них тоже можно заработать. А главное, внутри этих проектов интересно жить.
К слову, еще о фэшн-индустрии: не знаю, как насчет пошива одежды, но в имиджелогии сейчас дела обстоят очень хорошо. Сегодня весьма прибыльно быть консультантом по формированию стиля для леди или джентльмена. Все можно продумать, начиная с прически, макияжа и одежды и заканчивая интерьером. Многие выпускники идут в данную сферу, потому что клиентам самим некогда заниматься имиджем, а специалист может подсказать и постоянно поддерживать стиль согласно модным трендам. Эта специальность, конечно, всегда связана с активной коммуникацией: необходимо иметь связи, знать тренды, уметь их донести до клиента.

– Не стали ли дизайнеры, в таком случае, отходить непосредственно от дизайна в сторону консультирования?
– Да, так было и в Америке. Например, Раймонд Лоуи 80% своих гонораров заработал консультациями. Он сидел в кафе, рисовал на салфетках свои мысли клиентам, причем зеркально, вверх ногами, чтобы клиенту не нужно было переворачивать рисунок. Это, конечно, поражало и невольно подкупало его собеседников.

– Для того чтобы поднять свой проект до уровня успешного стартапа, необходимо быть, помимо всего прочего, хорошим менеджером и маркетологом. Не получится ли так, что бизнес отсеет интересные дизайн-идеи, и на рынке останутся талантливые пиарщики, но посредственные дизайнеры?
– Те персоны, о которых Вы говорите, обладающие талантом менеджера, экономиста, стилиста и финансиста, это, конечно, личности уникальные, их по одному на миллион. Хороший дизайнер в состоянии нанять всех этих специалистов, как это сделали для той же Киры Пластининой. Она – стилист, а вокруг нее была собрана команда, обеспечивающая успех бренда. Это как на киностудии: есть авторы сценария, есть художники, есть продюсеры, есть те, кто отвечает за кастинг, свет и звук. Точно так же поступают и многие дизайнеры – разделяют обязанности. А те, кто в себе все это сочетает, – уже гении. Совершенно не обязательно быть таковым, достаточно уметь выбирать партнеров по бизнесу.

– А если дизайнер наберет хорошую команду, а сам по себе будет посредственным художником?
– Ну, тогда он может набрать хороших исполнителей. Например, Артемий Лебедев, по-моему, сам уже ничего не рисует, но зато знает, что Эркен Кагаров – один из лучших графиков страны, и поэтому именно Кагаров выигрывает тендер на разработку навигации для московского метро. И все это под брендом студии Лебедева. Вот вам, пожалуйста, – можно не рисовать, но знать хороших специалистов и активно привлекать их к проектам.

– В фильме Такеши Китано «Ахиллес и черепаха» художник всю жизнь пытался найти свой стиль, но постоянно отставал на шаг от времени. В итоге единственным его востребованным произведением стал студенческий интерьерный пейзаж, который купил владелец кафе. Как художнику, архитектору, дизайнеру найти ключ ко времени? Как поймать волну и сделать своевременный проект?
– Ну, тут два способа. Во-первых, нужно внимательно следить за новинками, которые появляются в качестве футуристических проектов. Как правило, часть из них – полный бред, но есть и множество идей, которые потом обязательно разовьются в какие-то перспективные проекты. Раньше таким полем для идей была научная фантастика. И, заметьте, многие идеи Рэя Брэдбери впоследствии реализовались – например, мультимедийная стена. Вот кто бы подумал, что появятся интерактивные дисплеи, о которых Брэдбери говорил еще в 60-е годы! Если дизайнер не ленится просматривать этот огромный информационный пласт, то он обязательно найдет что-то для своего проекта.
Во-вторых, нужно подключать интуицию, а для этого необходимо развивать творческое воображение. А как оно, собственно, развивается? Конечно, его надо все время подогревать, ставить себе задачи, которые требуют некого креативного микса. Новые идеи возникают из старого багажа, но только в неожиданной комбинации. Если участвовать в конкурсах на различные концептуальные проекты, то можно быть в постоянном тренинге, перемешивая, как в калейдоскопе, имеющийся у тебя интеллектуальный капитал. Ведь, по сути, вещь возникает из того, что у тебя есть в памяти, только нужно это иначе сочетать. А как раз умение все это скрепить, как шестеренки, дает только конкурсная работа. Дизайнер должен постоянно находиться в таком тренинге, постоянно разминать мозги. Если надеяться только на просветление - ничего не возникнет. В какой-то момент наступит тепловая смерть, и ты просто как вулкан затухнешь, если не будешь постоянно вот так себя подогревать.

– А есть ли какие-то критерии у новаторской идеи? Должна ли она быть удивительной, новой, полезной обществу?
– Бесспорно, функционализм еще никто не отменял. Я сторонник реальных, полезных и социально значимых проектов, которые больше ориентированы на тех, кто обделен вниманием. Я как раз за то, чтобы наши студенты думали не об одном миллиарде богатых, а о шести миллиардах обычных людей. Все то бредовое, что творится для миллионеров, мне не близко, я это не принимаю, для меня это – потраченное впустую время.

– То есть, хорошая идея – это социальная идея?
– Безусловно. Например, в дизайне интерьеров очень важно, чтобы любая твоя рабочая функция была обеспечена соответствующим оборудованием и создавала дополнительный уют. Многие забывают, что интерьер – это еще и рабочее помещение. Никто в этих гостиных уже давно не собирается, нет этих компаний родственников и знакомых за домашним столом. Люди, в основном, встречаются в кафе или на каких-то промежуточных площадках. Поэтому главное в жилье – обеспечить хороший сон, рабочую зону и возможность физической разминки, чтобы ты, не выходя из дома, мог создавать любое произведение – от музыкального до хореографического. И еще очень важно, чтобы это было недорого, легко и доступно. Идея, о которой мы говорим, должна быть реализована за скромный бюджет и с помощью простых технологий, чтобы буквально сам потребитель мог ее впоследствии апгрейдить, не вызывая фантастических умельцев из немыслимых контор. Не должно быть так, что если строители уйдут с рынка, весь твой домашний проект рухнет.


Редакция BERLOGOS благодарит организаторов форума Design StartUP Week за помощь в организации интервью.
Текст: Соковнина Вероника

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта