Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Юлиан Вейер: «Следует думать новаторски»
Архитектор крупнейшей архитектурной мастерской Скандинавии C.F. Møller – об экологической рациональности проектов и гармонизации природы и города.
– Последнее время доминируют идеи использования зеленых зон и водных пространств в городах, что Вы думаете об этой тенденции возвращения к природе?
–Мы полностью охватили эту тенденцию, постоянно включая подобные идеи во все наши проекты. В некотором смысле это для нас давняя традиция, подтверждением чего служит радикальный проект Орхусского университета в Дании, в котором уже более 80 лет назад состоялось, так скажем, подчинение индивидуального строительства большему контексту окружающей среды.
Орхусский университет, Дания, 1930-е гг.
Однако в последнее время появился вопрос, который стал иначе рассматриваться, – то, как мы живем в мире, борющемся с урбанизацией, когда природа подавляется и изменяется климат. Мы больше не можем основывать наш взгляд на традиционных оппозициях: город – страна, культура – природа, здание – ландшафт и технология – природа. Когда мы работаем со зданиями и ландшафтами, следует думать новаторски и видеть их не отдельными объектами, а скорее, неразрывными частями одного целого, дополняющими друг друга в экологически-рациональном союзе.
Орхусский университет, Дания
В наших проектах архитектура и ландшафтный дизайн идут рука об руку уже довольно давно. Любые разработки, государственные или частные, должны иметь в своей основе улучшение городского состояния – в противном случае у них мало шансов на успех. Мы твердо верим в стратегию предложения беспроигрышных сценариев симбиоза природы и города. Большой потенциал для ландшафта в городском контексте лежит в объединении чувственного и функционального. Мы считаем, что ландшафт и природа – нечто большее, чем просто тротуар, растения и деревья. Пейзаж и природа имеют чувственную эстетику и глубокую рекреационную ценность, но могут также выступать и в качестве «зеленых» и «синих» инфраструктурных связей. Включение в проект ландшафтного дизайна – решение проблемы и дополнительные преимущества. Здесь всегда необходимо учитывать погодные и климатические условия, стратегии адаптации, биоразнообразие и пр., так как это является частью нашей городской среды, наравне со зданиями, которая будет привлекательна еще в течение многих лет.
– Не могли бы Вы показать нам несколько удачных и неудачных примеров интеграции архитектуры и ландшафта?
– Наглядным примером может послужить недавний уникальный проект – Датский парк энергетики, климата и окружающей среды в Хиллероде, где производство энергии, техническое коммунальное хозяйство, градостроительство и климатическая устойчивость по-новому сочетаются с экологическими ценностями и туристическими пространствами.
Еще один яркий пример – ранее упоминавшийся кампус Орхусского университета – ансамбля зданий, в котором пейзаж находится на первом месте, а каждая отдельная часть теряет претензии на уникальность ради целостности проекта. Действительно, даже после 83 лет использования одних и тех же простых принципов в дизайне зданий кампуса, результат далеко не скучный и без повторений. Вместо этого, в нем можно отметить тонкие переходы ландшафта между зданиями, которые сознательно заменяют типичную монументальность архитектуры монументальностью свободного пространства.
Другим примером может быть новый логистический центр для фэшн-группы Bestseller, расположенный на автомагистрали E45 в Хадерслеве. Он был спроектирован на 50 га нового участка, хорошо видимого с автомагистрали, которая изначальна была важным элементом в амбициозном проекте.
Идея состояла в создании промышленного здания, которое бы выходило за рамки типичных стандартных решений для логистических объектов и имело ярко выраженную индивидуальность. С автомагистрали можно увидеть два высоких склада для минигруза, каждый общей площадью примерно по 6000 кв. м, с прозрачными фронтонами, позволяющими видеть блеск подъемных кранов в процессе работы. Они напоминают ландшафтные скульптуры. Фасады простые, облицованные узкими вертикальными полосками сосны. Несмотря на масштаб всей конструкции, благодаря деревянному фасаду она кажется доступной и человечной.
Акцент был сделан на создании приятных и безопасных рабочих мест с большим количеством дневного света, с красивыми видами на окружающий ландшафт, занимающий примерно 65 га. Подобный масштаб обусловлен поддержкой и восстановлением экологического состояния исходной природной территории в качестве компенсации за использование зеленой зоны под строительство.
Генеральный план местности и ландшафтного дизайна включал интегрированное управление дождевой водой и крупномасштабные зеленые крыши, а также вновь посаженные леса, дубовые водно-болотные угодья и луга с пасущимися коровами как плодородную среду для богатой флоры и фауны.
Центр был разработан с архитектурной чувствительностью, которая способна выразить человеческое через передовое техническое оборудование, объединяя сырые технологии с хорошими материалами, большое количество дневного света с сильной социальной направленностью, – это выходит далеко за рамки простой функциональности.
Гармония с ландшафтом для такого типа здания – явление очень редкое. В общей сложности, объект стремится установить новые стандарты для зеленого развития промышленного сектора и продолжает современную скандинавскую традицию.
Несколько сложнее указать особенно неудачные проекты, так как в большинстве случаев добавление ландшафтного дизайна не будет отрицательным. Но все-таки, я бы сказал, что любой проект, где интеграция появляется лишь «для галочки», не способствует полноценному использованию и ощущению места и не реализовывает потенциал. И более того, ландшафтный дизайн должен быть ориентирован на долгосрочную экологическую рациональность и сохранение биоразнообразия. Если используемые виды не являются естественными, то они будут малоэффективны с точки зрения среды обитания. Если дизайн требует интенсивного использования воды и технического обслуживания, например, в городах Ближнего Востока, не учитывая местный климатический контекст, тот тут трудно даже и говорить об экологическом дизайне.
Комментарии