Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
14 июля 2015 г.

Валерий Иовлев: «Архитектору важно уметь воспитывать непрофессионалов»

Взгляд кандидата архитектуры, профессора УралГАХА, члена Союза архитекторов.

Валерий Иовлев: «Архитектору важно уметь воспитывать непрофессионалов»
 

 


– Валерий Иванович, насколько быстро теоретические курсы архитектуры успевают адаптироваться к меняющимся потребностям общества и времени?
– Теоретические курсы в архитектурном образовании успевают достаточно быстро адаптироваться к меняющимся потребностям общества. Их совершенствование осуществляется на основе обновляющихся стандартов, представляемых министерством. Основное направление изменения программ связано с акцентированием социальных вопросов, с появлением новых предметов общеобразовательного плана. Что же касается специальных дисциплин, то в их обновлении слабое участие принимает архитектурная общественность и педагоги архитектурных школ. Речь идет прежде всего о совершенствовании, углублении содержания и самого образования и содержания важных традиционных профильных дисциплин. На практике адаптация курсов к меняющимся потребностям общества осуществляется как внутренний процесс постановки и совершенствования курса преподавателем. Здесь многое зависит от пресловутого человеческого фактора.

– Как происходит воспитание вкуса у молодых архитекторов? На что обращается внимание?
– Воспитание вкуса у молодых архитекторов происходит по мере их профессионального роста. Вкус – категория эстетическая, во многом определяемая традициями и модой. В то же время это – ценностно-ориентационная система профессиональной деятельности, важное качество, позволяющее архитектору быть, в определенном смысле, законодателем моды в организации пространственной среды. В развитии вкуса важную роль играют три фактора: изучение классического наследия, композиционная деятельность, контакты с педагогами и практиками архитектуры. Вместе с тем в этот закрытый круг профессиональных факторов вторгается внешняя реальная среда. Она создает информационное поле, влияющее на сознание всех жителей, в том числе и архитекторов. В формирование архитектурной среды активно вмешиваются – и не только вмешиваются, но и часто играют роль законодателей моды – менеджеры, маркетологи, бизнесмены. Поэтому архитектору важно не только иметь развитый вкус, но и уметь работать с этой публикой, уметь воспитывать непрофессионалов.

– Изменились ли особенности восприятия у современных студентов, например, по сравнению со студентами советской эпохи?
– В восприятии на физиологическом уровне, естественно, ничего не изменилось. На психологическом же происходят перемены, связанные с оценкой той или иной формы или явления. Восприятие в определенном смысле – узнавание, сравнение с каким-то знакомым явлением, предметом, образцом, идеалом. Один из патриархов уральской архитектурной школы А.Э. Коротковский называл эти образцы «оперативными единицами восприятия». Со временем, со сменой поколений такие «образцы» меняются, как и мода. Поэтому прочтение архитектурной формы не только личное, но и социальное. Я много раз замечал, что идеал архитектурного стиля у многих архитекторов кристаллизуется в период завершения образования. Мода именно этого периода накладывает отпечаток на многие последующие проектные работы. И.В. Жолтовский, например, всю жизнь носил фото своего дипломного проекта в портмоне.

– Насколько популярны и актуальны сегодня такие дисциплины как архитектурная семиотика, архитектурная психология? Существуют ли предпосылки для создания новых дисциплин, необходимых для профессионального развития архитектора?
– У студентов-архитекторов, как и у всех молодых людей, существует тяга ко всему новому и к расширению сферы представлений о мире и о своей будущей профессии. Поэтому такие дисциплины как архитектурная семиотика, архитектурная психология вызывают у них естественный интерес.
Включение этих дисциплин в учебные планы архитектурно-художественных вузов не носит постоянного характера. В ряде случаев они включаются как «дисциплины на выбор», в других случаях для них не находится места по причине «сверхплотной» компоновки предметов. Надо заметить, что в отечественных вузах нашего профиля количество изучаемых дисциплин значительно выше, чем в подобных зарубежных учебных заведениях. Поэтому один из способов совершенствования системы подготовки специалистов – это интеграция предметов и ориентация их на путь развития комплексного получения знаний. Одно из проявлений этой системы – интеграция знаний различных дисциплин на базе комплексного проектирования.

Интеграция знаний является одной из предпосылок разработки и внедрения новых дисциплин в процесс подготовки специалистов. Кроме того, контуры новых предметов вырисовываются под влиянием следующих факторов: изменение характера мышления новых поколений, развитие технологий проектирования и строительства, обострение социально-экологических проблем архитектурной среды. Сегодня под воздействием информационных технологий меняется стиль профессионального проектного мышления, которое приобретает черты нелинейности, альтернативности, неоднозначности. Это стимулируется и расширением сферы профессиональной деятельности архитекторов.

494
Текст: Виана де Баррос Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

10 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта