Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
25 февраля 2015 г.

Станислав Орехов: «Существуют две категории дистанционных проектов». Часть I

Об удаленном дизайне, делегировании полномочий и рациональном авторском надзоре.

Станислав Орехов: «Существуют две категории дистанционных проектов». Часть I
 

 


Станислав Орехов – дизайнер, 3D-художник, создатель авторской школы обучения дизайну интерьеров. Создал с нуля и успешно развивает три компании в сфере проектирования и дизайна для корпоративных и частных клиентов, объединенные общим сайтом www.d-e-s-i-g-n.ru (Москва).

– Станислав, тема нашего разговора – дистанционный дизайн интерьера. Скажите, Вашей студии приходилось иметь дело с удаленными проектами? Какова их география?
– Приходилось. Все удаленные проекты можно разделить на две категории. Первая – когда мы вообще никуда не выезжаем, общаемся только по Интернету. Вторая – когда есть выезд, есть обмеры, есть общение с клиентом на месте. География – начиная, наверное, с Магадана... США, Франция, Крит, Кипр. В Дубае делали только концепцию, то есть реализовалось там или нет, я не знаю.

– А вот эти проекты, что Вы перечислили, сделаны полностью удаленно, от и до? С авторским надзором?
– Авторский надзор всегда, конечно, подразумевается, но зачастую удаленные проекты – это проекты концептуальные. Они предполагают консультативную помощь дизайнера по телефону или по Интернету и активное участие местных строителей, архитекторов и, конечно, самих заказчиков. Но успех зависит, в том числе, и от уровня исполнения проекта: мы стараемся делать документацию достаточно подробной и исчерпывающей, чтобы клиент и строители могли сами в ней разобраться.

При заказе полного дизайн-проекта мы несколько раз выезжаем на место, иногда и материалы везем из Москвы. Один раз для Хабаровска покупали всю необходимую плитку, оборудование, доски и поездом отправляли туда, потому что так было легче и быстрее сделать, чем им там самим покупать.

– То есть в большинстве случаев нет особой необходимости видеть проект и стройку «вживую»? Получается, вполне возможно полностью реализовать проект, не выезжая на место ни разу?
– Наш проект – это дизайн-проект, который мы отдаем клиенту, а дальше он уже сам сотрудничает с местными строителями. Этим занимается грамотный прораб или сам клиент, и у него могут возникнуть какие-то мысли по изменениям. Мы с этим, естественно, ничего поделать не можем и, в принципе, не считаем, что должны. Наша работа выполнена, мы ее отдали. Если клиенту нужно какое-то дополнительное участие – да, он оплачивает и работает с нами дальше. Очень часто клиенты сами приглашают своих людей уже по месту.
Мы стараемся в любом случае поддерживать отношения с клиентами. Я много путешествую, часто заезжаю в гости, смотрю, что получилось. Либо просим, чтобы они прислали фотографии – посмотреть, что же вышло в итоге. И они присылают.




Вилла на Кипре, дизайнер – Станислав Орехов

– А финальные фотографии заказчики делают сами? Имею в виду интерьерную съемку. Обычно же дизайнер договаривается с фотографом, а здесь получается, что заказчик сам все это организует и высылает вам уже готовые фотографии?
– Профессиональную съемку мы вообще не делаем. Делали, пожалуй, один раз только. Обычно я сам с фотоаппаратом выезжаю – у меня хорошая «продвинутая» камера – и снимаю. В принципе, этого достаточно, в том числе, чтобы и в журнале напечатать. Но, конечно, я не думаю, что так правильно. Это моя недоработка, надо доводить проект до конца – делать фотосессию и публиковаться. Но работы и так всегда было достаточно, и этот момент мы упускали. Поэтому какие-то проекты у нас и сейчас еще висят несфотографированные. Думаю, в нынешнем году как раз займемся этим вопросом, поедем по объектам со своим фотографом.

– Если взять вариант, при котором дизайнер никогда не видит помещения «вживую», как заказчик предоставляет специалисту необходимую информацию об интерьере? Ходит по комнатам с планшетом, в котором работает скайп?.. Или делает фотографии пустых стен?
– Когда делается не полный дизайн-проект, а концепция, достаточно плана БТИ, и, если есть какие-то сложные архитектурные детали либо инженерные вещи, должны быть фотографии по этой теме. Никакой клиент не будет профессионально замерять, у него это просто не получится. Но в этом случае и рассчитывать на то, что будет сделана полная рабочая документация, не приходится.

Второй вариант – когда требуется не эскизный проект, а полная реализация: клиент хочет, чтобы все было построено. Тут единственное решение – найти такую организацию, которая на месте сделает обмеры профессионально. Обмерщики выезжают, делают качественную фиксацию, видеофиксацию, вычерчивают планы в AutoCAD, обозначают коммуникации. Хотя, когда мы делаем удаленно, все-таки стараемся выезжать сами: сейчас билеты не так дорого стоят, и можно на день-другой туда-сюда слетать и с клиентом пообщаться.

Часто бывает, что клиенты – особенно из тех, что живут за рубежом, но являются русскоговорящими, – сами берутся оплатить перелет, потому что им удобнее работать с дизайнером, который понимает на родном языке. Расскажу, как это бывает в моей практике. Я прилетаю, первый день – на объекте, затем делаем концепцию, сразу же согласовываем, на третий день расстаемся. Иногда я даже успеваю отправить материалы в студию, дизайнеры делают проработку и высылают мне уже более подробную концепцию – тогда на месте сразу можно показать что-то конкретное, обсудить тонкости. Получается такой интересный формат, когда, по сути, за три дня делается половина всей основной работы. Клиент уже доволен, он получил первые эскизы, сказал, что ему нравится, что нет, и дальше все взаимодействие уже идет по Интернету. Для полного дизайн-проекта в любом случае нужен кто-то, кто будет делать обмеры на месте.




Отель во Франции, дизайнер – Станислав Орехов

– То есть существует практика делегирования части полномочий специалистам, проживающим в регионе заказчика? Либо обмеры, либо, скажем, авторский надзор?
– Авторский надзор сложно делегировать, потому что он на то и авторский, что его делает автор. Человек со стороны просто не сможет его сделать, потому что не поймет сути. Проще организовать, допустим, видеофиксацию. Вот, к примеру, я сейчас в Таиланде нахожусь, буду здесь еще четыре месяца, а до этого два месяца был в Европе. То есть меня не будет в Москве в общей сложности полгода. На реализуемом объекте мы установили три веб-камеры, которые в реальном времени фиксируют процесс стройки. Это дает возможность постоянно контролировать объект, видеть, как продвигается работа. Можно даже на строительную каску поставить камеру, и рабочий будет с ней ходить. Естественно, я не увижу каких-то нюансов, поэтому при сложном строительстве обязательно на месте должен быть кто-то, кто проверит, что называется, линейкой, и собственными глазами увидит, так это сделано или не так. Визуальный контроль на расстоянии, в принципе, возможен, но исполнители тогда должны быть очень хорошо подкованы. Хотя, с другой стороны, все же дешевле будет вызывать дизайнера раз в месяц, чтобы он приезжал на место стройки.

Чтобы минимизировать участие дизайнера, мы перед началом работ плотно сотрудничаем с прорабом, который обязательно должен быть опытным и высококвалифицированным, обсуждаем с ним все нюансы при личной встрече, вместе составляем исполнительную схему. Потом, когда дизайнер уже уехал, ему остается только в случае необходимости отвечать на возникающие вопросы прораба: для этого есть телефон, скайп, любые средства связи. В исключительных случаях – ехать, но при грамотном взаимодействии на начальном этапе можно существенно сократить количество будущих поездок. Если клиент нанимает низкоквалифицированных строителей, ориентируясь только на цену, то, как правило, это заканчивается очень печально.

Более того, есть еще один важный момент. Многие клиенты путают понятия «авторский надзор», «управление строительством» и «комплектация». Это абсолютно разные вещи, разные услуги, ни в коем случае их смешивать нельзя. «Авторский надзор» – это контроль за соответствием тому, что указано в дизайн-проекте; «комплектация» – закупка и доставка на объект материалов, привлечение смежников; «управление» – процесс поиска строителей, организация их работы, составление графиков и несение ответственности за итоговый результат. Очень часто клиенты все это скидывают на дизайнера и говорят: «Ну, давай! Ты же дизайнер, давай строй!» И многие дизайнеры, особенно начинающие, от страха перед заказчиком и прорабом соглашаются на это, а потом у них большие проблемы, в том числе, и финансовые. Они не должны делать то, чего они не знают и не умеют, да и не должны, собственно говоря, знать и уметь.


Окончание интервью читайте здесь .
Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта