Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
2 апреля 2015 г.
Павел Авсюкевич: «Одно неверное решение может уничтожить все»
Главный архитектор проектов, аспирант кафедры «Архитектура жилых и общественных зданий» БНТУ (Беларусь) – о реставрации, реконструкции и дисгармонии.
– Павел, расскажите, пожалуйста, что входит в комплекс мероприятий по реставрации зданий?
– Так как реставрация – это совокупность работ и мероприятий по воссозданию нарушенного первоначального облика памятников искусства и архитектуры, то из самого этого определения вытекает, что главной задачей, которая стоит перед проектировщиками, является максимальное сохранение достоверного аутентичного облика объекта.
Основное отличие реставрации от других видов проектных работ заключается в том, что разработке проекта предшествуют комплексные научные исследования. Это раздел проектной документации, в котором собирается информация, способная дать разработчикам представление о первоначальном облике объекта, изменениях, произошедших с ним за время его существования, функциональном назначении как всего объекта, так и отдельных его частей.
Исторические фотографии объекта. Комплекс научных исследований по объекту «Реконструкция с проведением реставрационных работ памятника архитектуры Бывшая графская усадьба в а.г. Опса Браславского района Витебской области» под туристический комплекс. Источник: частная коллекция.
Схема парка. Комплекс научных исследований по объекту «Реконструкция с проведением реставрационных работ памятника архитектуры Бывшая графская усадьба в а.г. Опса Браславского района Витебской области» под туристический комплекс. Источник: статья А.Т. Федорука в книге «Садово-парковое искусство Белоруссии», 1989 г.
Также проводится натурное обследование здания, включающее в себя обмеры, физико-химический анализ, а если требуется, то и археологические исследования на прилегающей территории. За процессом разработки проекта пристально следит назначенный научный руководитель. А вся проектная документация по реставрации объекта проходит обязательные согласования с Министерством культуры. Весь этот процесс создан для сохранения культурного наследия, а также исключения возможных исторически недостоверных решений проектировщиков.
– Чем обусловлено и как регулируется колористическое решение реставрируемого здания?
– Выбор колористического решения при реставрации представляет собой в большей степени технический процесс. При проведении комплексных научных исследований производится химический анализ штукатурного слоя и кладки. По определенной методике берутся образцы с разных мест фасада. На основе этого анализа составляется заключение о цветовых слоях, присутствовавших на взятых образцах, и уже в соответствии с ним формируется колористическое решение фасадов здания.
Так, при работе над усадьбой в а.г. Опса Браславского района Витебской области анализ образцов показал, что преобладающим цветом фасадов был охристо-желтый. Но здание за время своего существования неоднократно меняло свой облик – доминирующими цветами были и белый, и розовый. В итоге в проекте было принято решение воссоздать первоначальное колористическое решение фасадов. Цветовые слои на штукатурном слое подобны годичным кольцам на спиле дерева и могут многое рассказать об истории здания.
Фотография существующего состояния памятника архитектуры Бывшая графская усадьба в а.г. Опса Браславского района Витебской области.
Проектное решение памятника архитектуры Бывшая графская усадьба в а.г. Опса Браславского района Витебской области.
– Если сравнивать реконструкцию и реставрацию, то какой процесс более трудоемкий?
– Наиболее трудоемким является сочетание этих процессов. Если говорить об объектах, представляющих собой историческую ценность, то работы по реконструкции зачастую включают в себя и комплекс реставрационных работ. Помимо восстановления внешнего облика здания, ставится задача адаптации его к новой функции, для чего необходимо учитывать все предъявляемые к ней современные требования.
Примером такого сочетания и является работа над реконструкцией здания бывшей графской усадьбы в а.г. Опса под гостиницу. Проект состоял как из реставрационных работ (восстановление фасадов здания), так и из работ по реконструкции (изменение внутреннего пространства под функцию гостиницы). Эта задача сложнее, однако, она и интереснее – при такой работе проектировщики получают больше творческой свободы.
Фрагмент интерьера вестибюля. Реконструкция памятника архитектуры – Бывшей графской усадьбы в а.г. Опса Браславского района Витебской области под гостиницу
Фрагмент интерьера ресторана. Реконструкция памятника архитектуры – Бывшей графской усадьбы в а.г. Опса Браславского района Витебской области под гостиницу
Фрагменты интерьера президентского номера. Реконструкция памятника архитектуры – Бывшей графской усадьбы в а.г. Опса Браславского района Витебской области под гостиницу
Проект реконструкции здания склада под ресторан с пивоварней в а.г. Опса Браславского района Витебской области.
– Насколько реконструированное или реставрированное сооружение меняет архитектурный облик города?
– Процессы развития и роста городов приводят к тому, что со временем приходится корректировать генеральные планы с учетом новых потребностей города.
Так, например, возникает необходимость выноса производства за пределы города, а на его месте в зданиях, представляющих собой историческую ценность, могут появляться музеи, офисы, рестораны. Исторические здания должны меняться, приспосабливаясь к потребностям современного общества. В меньшей степени это проявляется в их внешнем облике, но содержание может меняться коренным образом. Поэтому можно сказать, что реконструируемое или реставрированное здание должно сохранять сложившийся облик как застройки, так и города.
Совсем другая ситуация обстоит с восстановлением исторических зданий, когда на месте ранее существовавшего сооружения строят новое в стилистике старого. Вопрос рациональности такого строительства в последние годы вызывает много споров, поскольку новое здание появляется уже в новых градостроительных условиях, его строят с применением современных материалов, и ему уже никогда не передать тот облик и ту атмосферу, сложившуюся во времена существования здания. И такие объекты «псевдовосстановления», на мой взгляд, могут изменить облик города и совсем не в лучшую сторону, а, как известно, архитектура не может существовать вне контекста места и времени.
– Существуют ли примеры дисгармоничного взаимодействия здания с окружающей средой?
– К сожалению, таких примеров с каждым годом появляется все больше. В условиях современной строительной индустрии, когда одним из главных критериев при реализации проекта является его экономическая рентабельность, проектировщики часто находятся под постоянным давлением со стороны службы заказчика на протяжении всего процесса разработки проекта. Это, на мой взгляд, и привело к тому, что постепенно стало реализовываться все больше проектов, которые совершенно не учитывают специфику сложившейся среды. Особое сожаление вызывают постройки, находящиеся в исторических районах города. В таких случаях одно неверное решение может уничтожить все, что складывалось в течение долгих лет.
Хочется привести яркий пример такого проекта в Минске, когда рядом с историческим районом города появляется здание, совершенно не соответствующее месту ни по высоте, ни по решению фасадов, визуально уничтожающее своей массой все то, что было ранее создано вокруг него.
Панорама Троицкого предместья, г. Минск, Республика Беларусь
Комментарии