Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
30 апреля 2015 г.

Олег Карлсон: «Любой дом можно декорировать и украсить до бесчувствия»

Московский архитектор – о вкусах, выборе стиля и реальности.

Олег Карлсон: «Любой дом можно декорировать и украсить до бесчувствия»
 

 


– Олег Анатольевич, чем, как Вам кажется, обусловлено возвращение к строительству усадеб? В XIX веке русская усадьба была уникальным феноменом культуры, с особенным жизненным укладом. Можно ли сказать, что сейчас она воспринимается просто как привлекательная архитектурная форма?
– «Возвращение в усадьбу» – тема очень интересная и многогранная. Усадьбы, которые я делал, в большей степени имитация. Хотя были и удачные примеры, ведь усадьба – это жизненный уклад со своими крестьянами, производством, садами и огородами, козами и лошадьми, рекой и прудом. Сейчас у меня интересный проект большой семейной усадьбы на три поколения (бабушка, дедушка, отец, мать и трое детей со своими семьями); в этом проекте будут все признаки русской усадьбы: музыкальный зал, зал для занятий с внуками, спортивная площадка, свои козы, куры, лошадь, своя река. А для этого необходим участок площадью не менее гектара! Поражают своей нелепостью поселки с участками в 30-40 соток, застроенные сплошь классическими усадьбами.

– Многие Ваши проекты сделаны в стиле модерна, классицизма. Насколько актуально обращение к ним? Это требование заказчиков или Ваше собственное предложение?
– Выбор стиля всегда за заказчиком. Мы с одинаковым удовольствием запроектируем дом в классике, модерне и из стекла-бетона-дерева (см. вилла «Дрова»), а недавно нам заказали дом в стилистике шато. И мы с удовольствием запроектируем замок, благо наша мастерская – рисующая. Часто отговариваем заказчика, когда он просит запроектировать очередной «историзм» усадебного типа на участке, где все это великолепие вообще не к месту и будет выглядеть глупо и смешно. Тут уже сам хозяин должен решить, какие «декорации» для своего театра по имени жизнь он выбирает: то ли этот дом будет во «фраке», то ли в «джинсах» или в «лаптях». Тут совсем смешная история была: пришел в дом, построенный в классике со сложносочиненными интерьерами, а меня встретили мужчина в футболке и «трениках» и женщина в ситцевом халате с цветочками. Думал, обслуга, а оказалось – хозяева, муж и жена.



Вилла «Дрова», Московская область

– Почему большинство фасадов объектов современной архитектуры лишены декоративных украшений, свойственных, например, зданиям эпохи барокко?
– Нас учили тому, что «архитектуру надо украшать архитектурой», «дом – машина для жилья» и т.д. Любой дом можно декорировать и украсить до бесчувствия. При этом задачи у построек разные. Можно сделать красивый дом, но то, что мы видим из его окон, способно нагнать тоску и уныние. Важны среда и окружение, а тут полная беда! Большинство поселков Подмосковья состоят из трех-четырех типовых проектов, размноженных до бесконечности, и здесь могут быть вполне себе приличные, дорогие фасады, но крайне бездарные планировки. В нашей мастерской треть (!) объектов – реконструкции. Вилла «Евгения» начиналась с переустройства, но в итоге заказчик все-таки принял тяжелое для себя решение снести дом и построить его заново. В случае с усадьбой «Светлана» нас пригласили запроектировать интерьеры, но дело закончилось полной реконструкцией дома, а он был очень хорошо и дорого декорирован.



– Какие произведения современной архитектуры Вам кажутся интересными?
– Сам термин «современная архитектура» я рассматриваю намного шире. Современная архитектура – это то, что построено сегодня, год назад или пять лет тому назад? Современной архитектурой я считаю как здания и сооружения, возведенные давно, дошедшие до нашего времени и до сих пор вызывающие восторг и восхищение современников, так и построенные совсем недавно. А это могут быть и Парфенон, и Колизей, и здания Баженова, Казакова, Старова, Шехтеля, Мельникова, Аалто, Миса, Гауди, Оскара Нимейера... Список можно продолжать до бесконечности. Путешествую много, и всегда в любой стране, любом городе, и даже убогой деревне можно найти прекрасные сооружения, вызывающие восторг.

Беседовала Татьяна Афонина

Текст: Виана де Баррос Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта