Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
10 октября 2013 г.

О смотре-конкурсе в Санкт-Петербурге

Юлия Янковская, заведующая кафедрой архитектуры УралГАХА: В Санкт-Петербурге в конце сентября завершился XXII Международный смотр-конкурс выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну. Каждый год меняются места его проведения смотра, и каждый город накладывает свой отпечаток на особенности проведения и специфику восприятия этого действа.  

О смотре-конкурсе в Санкт-Петербурге
 

Ю лия Янковская, заведующая кафедрой архитектуры УралГАХА:

 

В Санкт-Петербурге в конце сентября завершился XXII Международный смотр-конкурс выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну. Каждый год меняются места его проведения смотра, и каждый город накладывает свой отпечаток на особенности проведения и специфику восприятия этого действа.


В отличие от многих коллег, чей стаж поездок на ежегодные смотры измеряется десятилетиями, мой шестилетний опыт весьма скромен, но дает возможность поделиться некоторыми субъективными наблюдениями.

Свои первые и самые яркие впечатления я получила еще в студенческую пору в 1996 году, когда смотр-конкурс проходил в Екатеринбурге. Тогда меня удивили вторичность, отсутствие новаторских решений, некоторая «школьность» и приглушенность (чтобы не сказать – серость) работ основной массы экспозиции.

Следующее «столкновение» со смотром произошло через 12 лет и ... то ли работы стали лучше, то ли их экспонирование сделало рывок от черно-белых полуслепых фотокопий к полноценным цветным распечаткам дипломных проектов, но общее восприятие экспозиции приобрело более радужный характер. Экспозиция, в зависимости от возможностей принимающей стороны и наличия площадей, формируется по-разному.

 

В этом году нам повезло: благодаря организаторам – архитектурному факультету СПбГАСУ – выставка проходила в двух больших атриумных залах Центрального музея связи имени А.С. Попова. Общая экспозиция получилась с питерским налетом – соединение истории и современности. Во втором зале удачно разместили работы практически всех наиболее сильных архитектурных школ, чтобы облегчить борьбу за распределение наград и сделать более наглядными как общие приоритеты и тенденции, так и специфику каждой школы.

 

Из явных и неявных тенденций в работах архитекторов (о дизайнерах судить не могу) настораживает активное продвижение и даже в какой-то степени насаждение вторичных шаблонно-минималистических концепций среднеевропейского мейнстрима, бесконечное копирование и тиражирование всевозможных «зеленых» и родственных им эколого-средовых концепций и приемов, стереотипность научных обоснований у магистров. В научных работах очень ярко представлено два шаблона: «советская» традиционно-типологическая или историко-архитектурная работа и комплексная «проблемно-средовая», выполненная по стандартной европейской кальке.

 

Это, наверное, вполне закономерно и отражает общие тенденции как в отечественной архитектуре, так и в архитектурной науке – постоянное метание между «догнать и перегнать» запад (а в скором будущем и восток) и держаться за советские традиции. К сожалению, среди более чем 600 представленных работ очень мало своеобразных, авторских, выстроенных на собственной концепции. Мало попыток творческого осмысления, поиска пластического языка выражения собственных, а не заимствованных идей. В этом плане, мне кажется, за 17 лет ничего не изменилось.

 

В последние четыре года на смотрах появилась новая система личного голосования для выявления лучших работ, вытесняющая традиционную работу общественной референтуры с ее разбором и обсуждением работ. Ранее общественная референтура проводила оценку выпускных проектов по номинациям: жилые, общественные здания, градо и прочее. Удивительное рядом – в последние годы работы дизайнеров и архитекторов в номинациях «магистр» и «бакалавр» голосуются единым списком.

Не знаю, как можно сравнивать в одном ряду дизайн одежды и районную планировку, предметный дизайн и архитектуру зданий, какие общие параметры могут объединять работы из столь разных областей. Специалистам же «везет» больше – за них голосуют по номинациям.

 

Почему не награждают лидеров голосования, хотя каждый раз провозглашается необходимость поощрения лауреатов? Не тех выбрали? Три года архитекторы УралГАХА были лучшими бакалаврами смотра – в 2010, 2011 и  2013 годах, лучшими в смотре проектов общественных зданий (2010, 2011 и 2013 годы), два года голосований за магистров наш вуз первый по магистратуре (2012 – архитектор, 2013 – дизайнер).

 

Конечно, мы привезли в основном свои традиционные дипломы первой степени и совсем немного вторых, дополнительные награды и премии, но конкурсная составляющая этого мероприятия всегда носила достаточно тенденциозный характер. Организация конкурсов, в том числе и архитектурно-художественных – это отражение жизни современного российского общества.



Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта