Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Николай Воронков: «Я пытаюсь прочувствовать форму с точки зрения контакта с ней»
– Николай, почему Вы решили заняться созданием мебели, преимущественно, стульев, кресел?
– Я, в принципе, не решал заниматься креслами и стульями – мне одинаково интересно придумывать и другие предметы, также как интересно рисовать и писать живопись. Но сейчас, видимо, настало время для придумывания кресел, стульев, светильников и других функциональных предметов интерьера. Главная причина – меня это увлекает. Увлекает по нескольким причинам – мне интересно создавать гармоничную форму, но такую, которая бы отлично выполняла свою функцию, была бы органична к материалу, из которого она сделана и гармонична по цвету. Сложилось так, что большую часть своей профессиональной деятельности я посвятил графическому дизайну, поэтому создание мебели или предметов освещения – это для меня выход в 3-е измерение, и это мне очень интересно. Кроме того, графика – это визуальная информация: нравится – смотришь, не нравится – отвернулся. А функциональные предметы – это прикладная сфера, люди будут ими пользоваться. Тут, пожалуй, больше ответственности, в каком-то смысле. И это тоже одна из причин этим заняться (улыбается).
– Как Вы создаете форму, чем вдохновляетесь, на что обращаете больше внимания?
– Идея приходит, обычно, «из ниоткуда» – хотя импульсом может послужить что угодно: какое-то маленькое событие или наблюдение – например, видишь какой-нибудь сухой лист акации на улице – и возникает идея, потом развивается и может вылиться во что-нибудь. Вдохновению может послужить и созерцание хороших дизайнерских предметов – не в смысле возникает желание «содрать» или сделать подобие, нет – возникает сначала такое «...ух!», а потом просто чувствуешь больше свободы и энергии, чтобы тоже «выдать» что-нибудь интересное.
Я пытаюсь прочувствовать форму с точки зрения контакта с ней. Если это кресло – надо мысленно посидеть в нем, представить себя в нем и так и эдак, и с прямой спиной, и со скругленной, попробовать сесть поперек, с ногами, наклонившись вперед... И каждый раз тело выдает некий импульс, реакцию на ту или иную позу. Мне нравится фраза, сказанная об этом одним из признанных дизайнеров прошлого века: «Чтобы сделать хорошее удобное кресло, надо немного стать этим креслом». Если прочувствовать предметы таким способом, то сразу замечаешь «нюансы».
В качестве примера приведу очень классный, стильный, минималистский стул от Марио Цай. Однако меня лично он не устроил двумя вещами: острым углом подлокотников – о них можно элементарно больно удариться; и второе – это центральная металлическая связка, которая идет от середины спинки к сиденью – если сидящий человек сдвинет попу назад, то его копчик встретится с этой железкой (улыбается).
Второй пример – табурет Луи Денио (осмелюсь покритиковать маэстро, работы которого мне, как правило, нравятся). Он красивый, форма такая тонусная, но заостренный торец сиденья может покалечить ногу, если табурет упадет на нее. А табуретки падают довольно часто.
Вообще, у Денио вся эта коллекция довольно колкая и агрессивная. И называется соответственно – «Искры».
Простота, необычность, удобство, красивый силуэт, функциональность – все важно. Другое дело, что может что-то из этого играть поначалу главную роль, но в процессе работы хочется остальные составляющие тоже подтянуть на должный уровень.
Этапы создания примерно такие: идея/образ – в голове, потом – эскизы на бумаге, потом, если не хватает эскизов, чтобы хорошо представить форму или какие-то узлы, – небольшая модель в пластилине, не обязательно подробная – порой со стороны даже не очень понятно, что это такое вообще (улыбается), потом – более-менее подробный проект на компьютере. Истинное удобство пользования и детали силуэта надо проверять экспериментально на моделях в масштабе 1:1.
– При политике импортозамещения улучшилась ли ситуация на отечественном рынке мебельного дизайна?
– Я не очень в курсе общей ситуации на рынке, но, по логике вещей, ситуация должна улучшаться – покупать за валюту дизайнерские услуги или готовую дизайнерскую мебель стало дорого.
– Сколько у Вас реализованных проектов?
– Реализованных проектов в промышленном дизайне у меня мало – когда-то я победил в конкурсе на дизайн торгового стеллажа для компании Samsung Digital – по моему дизайну была изготовлена серия стеллажей и разослана по торговым точкам в Москве и других городах РФ, один из стендов стоял в ТЦ «Охотный ряд». Был опыт создания интерьера для небольшого ателье. Разрабатывал витрины и вывески для нескольких ресторанов. Делал дизайн для выставочных стендов – один из них даже получил какой-то приз от организаторов выставки в Экспоцентре. И сейчас есть несколько проектов необычных скамей для московского метрополитена – я их предложу, если будет объявлен конкурс.
– С какими материалами предпочитаете работать?
– Мне интересны фанера, дерево, металл, пластик. Если будут условия – обязательно поэкспериментирую с необычными материалами и способами создания формы: один из молодых современных дизайнеров, например, делает объекты из стеклоткани, пропитанной цементной смесью.
– Как Вы относитесь к проекту Гампера «Сто дней, сто стульев»?
– Проект отличный в смысле поиска новых путей и способов мыслить. Но меня лично порадовали лишь несколько предметов из того, что я увидел – те, которые совместили в себе и оригинальность, и функциональность, и красоту. А большинство получившихся объектов я бы назвал скорее прикольными, чем красивыми и удобными (улыбается). Хотя, работа проделана огромная и полезная для расширения дизайнерского сознания. Ну, и как шоу – тоже отлично, безусловно.
– Ваши объекты единичны, или Вы планируете выпускать сериями?
– Я с равным удовольствием придумаю и отдельный предмет, и серию. Но создание серии, пожалуй, более благодатная история – и задача сама по себе интересная, и результат позволял бы декораторам наполнять интерьеры заказчиков родственными предметами и упрощал бы им жизнь. Да и магазинам выгоднее продавать предметы сериями (улыбается).
С работами автора можно ознакомиться здесь.
Комментарии