Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
17 октября 2016 г.

NERPA: архитектура для детей

Интервью с группой Петербургских архитекторов «NERPA» (Network Environment Research Practicing Architecture или Исследование Среды Архитектурными Методами) – победителями конкурса «Деурбанизация. Организация открытого пространства в городской среде» 2013 года. 

Расскажите о вашей связи с Творческим объединением кураторов? Нам известно, что благодаря этим ребятам у вас было несколько интересных работ: они выступают в роли заказчиков или друзей? 

Александра Гетманская, архитектор: 

– Наше движение в сторону проектов, связанных с детьми, началось в 2013 году, когда мы отправились в обучающую поездку с проектом «Дизайнерская платформа». Это международный продолжающийся проект социально-ориентированного дизайна, инициированный Творческим объединением кураторов в 2011 году. Основная цель проекта – применение инновационных дизайнерских и архитектурных решений и практик в социальном секторе. В течении 10 дней группа архитекторов, дизайнеров, социологов посещала самые современные школы Дании и Норвегии, а также мастерские архитекторов, которые их проектировали. Так мы наглядно увидели, какие идеи работают и продолжают жить в школах, а какие не приживаются и отмирают.

Итогом этой поездки стал проект преобразования первого этажа типовой школы № 53 в Санкт- Петербурге. Впоследствии с ТОК у нас сложились хорошие отношения, которые вылились во множество других совместных проектов. 

Проект HUGS, Кашир 

Колесова Ольга, архитектор: 

– Особенным моментом стала необходимость привлечения к участию в проекте «Дизайнерская платформа» представителя нашего будущего проекта – школы № 53. Важно было пригласить в команду человека из школьной среды, чтобы показать, какие модели существуют в развитых странах, и, что особенно важно, которые могут быть в России. Представить, как можно использовать западные приёмы в нашей стране невероятно сложно, особенно человеку не из архитектурной среды, это нужно видеть наглядно. Также большим итогом поездки стала публикация «Современный дизайн в социальном секторе. Новые идеи для школьных пространств», отражающая все идеи участников, которые посетили Северные страны. 

Наталья Парсаданова, архитектор: 

– Система образования в России похожа на европейский образец, но она мало практикуется, потому что для этого существует недостаточно условий. На Западе распространена практика школьных помещений рекреационного типа. У нас в стране есть несколько способов проведения учебного процесса, как правило, это лекционный и групповой. Лекционный – это классический вариант проведения занятий с учителем у доски, групповой – вариант, когда класс разделён на маленькие подгруппы, каждая из которых выполняет свою определённую задачу. Соответственно, для второго случая традиционный ряд парт – четыре на шесть уже не вписывается в это пространство. В качестве решения пространства для группового обучения могут выступить парты на одного человека, потому что они мобильны, их легко перемещать, или пространство коридора – рекреации. Выглядеть это может более или менее талантливо, самое главное, что такая архитектура должна решать практические задачи, в данном случае, положительно влиять на учебный процесс. 

Модуль рекреации 

Александра Гетманская, архитектор: 

– Впоследствии на базе концепции организации школьного пространства кураторы ТОК создали программу «Школьный музей: создаём историю вместе», которая получила поддержку фонда Владимира Потанина. В 2015 году мы приступили к разработке школьного музея и плотной работе со школой, которая вылилась в три объекта: непосредственно сам школьный музей, открытый лекторий в одной из рекреаций, мобильные выставочные модули. В проекте музея главной задачей для нас стало качественное зонирование пространства: в текущем виде оно больше напоминало склад, чем выставку. В центральном объёме разместили «гордость» школы – «Пионерскую комнату». Она разделяет кабинет на две части, в одной из которых предполагается проведение встреч кружка краеведов. Стеклянная стена между коридором, и музеем визуально, и эмоционально стирает границы между музейной и повседневной жизнью школы. Мобильные модули расположены на разных этажах школы, их яркий внешний вид привлекает школьников ознакомиться с содержанием. Цвета были подобраны тщательно, опираясь на особенности восприятия подросткового возраста. Детская аудитория является для нас особенной, при создании пространств для детей мы нередко привлекаем специалистов в области психологии и сами интересуемся соответствующей литературой. Во взаимодействие с детьми необходим трепетный подход. Потому что дети – самая отзывчивая аудитория. Они не станут покупать себе неудобную, но красивую мебель и активно её эксплуатировать. Если детская аудитория пользуется нашими изобретениями – значит, все получилось. Это первое креативное пространство, которое способствует развитию их становлению и фантазии. Например, во времена нашего детства таких пространств не было. 

Интерьер школьного музея 

Можно ли назвать проект школы №53 самым трудоёмким и сложным вашим проектом? 

Александра Гетманская, архитектор: 

– В архитектурной среде всегда фигурируют какие-то сложности. Основная проблема, с которой приходится сталкиваться чаще других, – это реализация. Так как школа – это государственное учреждение, к ней привязано численное множество денежно-договорных отношений, которые реализуются не просто. В результате чего, проект растягивается по времени. Но это может случится с любым заказом. А ожидание – вещь утомляющая. Безусловно, радует наличие обратной связи: площадка проекта – лекторий – пользуется особой популярностью на территории школы. Она является достаточно простым изменением школы, которое качественно преобразило все её внутренние процессы. Важно понимать, что архитектура – это не скульптура, она должна способствовать какому-то процессу. Наверное, проект школы №53стал для нас трудоёмким и проработанным. 

Открытый лекторий школы №53, Санкт-Петербург 

Расскажите о Сатке, и что вам удалось подарить этому городскому пространству? 

Наталья Парсаданова, архитектор: 

– Проект «Моя Сатка» по своей атмосфере был похож на волонтёрский лагерь с большим количеством творческих людей, в котором все архитектурные процессы были очень грамотно организованы. Организаторы выбрали четыре наиболее значимые локации для города, которые нуждались в изменениях. На каждую локацию были приглашены команды архитекторов из разных городов, в том числе мы. Этот проект заинтересовал нас именно потому, что он тоже стал реальной возможностью качественно изменить городскую среду за очень короткий срок. Кроме того, он направлен на то, чтобы показать жителям города, что можно самим, используя малые средства, изменить среду к лучшему. Так в нашем проекте все элементы сделаны из доступных материалов и по простым схемам, чтобы местные жители могли сами продолжать развивать территорию. То есть, в перспективе проект будет дорабатываться, то, что сделали мы, – это лишь начало. В качестве локации нам достался двор жилого дома, который с одной стороны является частным пространством, а с другой – частью пешеходной улицы, включая большую арку в жилом доме, через которую проходят практически все жители города. Поэтому основным преобразованием территории стало устройство в этой арке антивандальной галереи, где сейчас разместились фотографии, которые можно увидеть только через специальные отверстия. Проект был осуществлён в коллаборации с местным клубом фотолюбителей, который давно мечтал о выставочном пространстве. 

Благоустройство квартала 19 для фестиваля «Моя Сатка» 

Отдельно хочется захватить проект Мобильный архив: как зародился, в чём его популярность, что он стал пользоваться успехом у нескольких городов? 

Александра Гетманская, архитектор: 

– «Мобильный архив» – это путешествующая коллекция видео арта Израильского Центра цифрового искусства, где собрано более полутора тысяч работ израильских и международных художников: видео арт, саунд арт, документация перформансов и инсталляций. Видео затрагивают вопросы идентичности, коллективной памяти, истории, геополитических конфликтов, социокультурных различий и другие темы, важные как для современного Израиля, так и для мирового сообщества в целом. Все они представлены в открытом доступе и позволяют зрителям составить собственную программу просмотра в режиме офлайн. Проект было необходимо оформить в передвижной и простой форме, что мы и сделали при поддержкиФаблаб Политех. В качестве материала был выбран гофрокартон. Перегородки придумали самонесущие, соединённые клипсами, как детский конструктор, на которых лазерной резкой вырезаны буквы. Задачи мобильного архива заключались в создании пространства для индивидуального просмотра: были созданы входная общая зона и непосредственно место архива с дисками. В последующем, проект несколько изменился технически: были произведены некоторые модификации под разные выставочные пространства, так как «Мобильный архив» выставлялся не только в Санкт – Петербурге, но и в Нижнем Новгороде, и в Екатеринбурге. 

«Мобильный архив» в Санкт-Петербурге

«Мобильный архив» в Нижнем Новгороде 

Назовите жизненные кредо дизайнера? 

Александра Гетманская, архитектор: 

- Опираясь на внутренние убеждения и личный опыт, хочу сказать, что нам всегда было важным понимать, для чего мы берёмся за тот или иной проект. С помощью архитектуры и дизайна мы создаём процесс жизни в пространстве, создаём коммуникации. Мы немножко режиссируем. Потому что пространство формирует сознание. Для любого профессионала важны анализ и этапность: от общего к частному. Большинство из существующих технически грамотных вещей просты, функциональны и красивы.

257
Текст: Варфоломеева Яна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

10 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта