Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
14 августа 2017 г.

Мендель Футлик: «Архитектуре невозможно научить!»

В октябре 2017 года Пермской областной общественной организации Союза архитекторов России исполняется 80 лет. К юбилейной дате BERLOGOS готовит цикл интервью с именитыми градостроителями Перми. Сегодня мы встретились с Менделем Иудовичем Футликом, Почётным архитектором России, Членом Союза Архитекторов СССР с 1965 года. Мендель Футлик – автор известных проектов города Перми: от областной библиотеки им. А.М. Горького до административного здания на ул. Советская 28а, которое вошло в рейтинг самых выдающихся архитектурных сооружений мира.

- Мендель Иудович, какие, на Ваш взгляд, существуют критерии хорошей архитектуры? И что значит быть архитектором?

- Римский архитектор Марк Витрувий Полион  написал трактат «Десять книг об архитектуре».  В ней он сформулировал  три   основных принципа   архитектуры – польза, прочность, красота.  Они актуальны и по сей день. В полной мере эти критерии «хорошей архитектуры»  понятны только профессионалам.  Рассуждая о «пользе»,Витрувий  подразумевал  не  только  тех,  кто здание  построил  или  им владеет.  Он  имел  в  виду и тех  людей,  кому здание служит, тех, кто в нём  живёт  или  работает. Именно поэтому я убеждён:  градостроительный совет, в  основном, должен  состоять  из архитекторов.  Но, на мой взгляд, человек с дипломом архитектора – это ещё не архитектор.  Диплом – это  всего лишь  бумажка  и немного  картона.

Когда я поступил в Уральский политехнический институт, завкафедрой архитектуры у нас был Константин Трофимович Бабыкин. Он, кстати, и организовал архитектурное образование на Урале, построил много прекрасных  зданий в Екатеринбурге, был очень образованным и талантливым человеком. Нам, студентам, Константин Трофимович  в  первый  же  день  занятий сказал: «Не надейтесь, что вы выйдете отсюда архитекторами.  Дай бог, чтобы к 40 годам кто-нибудь из вас им стал». Так и произошло. Большая часть моих однокурсников ушли в партийные и  административные  работники. Остались сидеть за кульманами лишь несколько человек.

- Наверное, это потому, что архитектура – искусство, а не просто профессия?  

- Да, в том-то и дело! Архитектуре невозможно научить  в  ВУЗе! Можно только дать импульс. Знаете, как в художественной школе учат натягивать холст, смешивать краски…   А какой получится картина и получится ли она – это уже зависит  от  тебя  самого. От  твоей  эрудиции,  интуиции  и  таланта. Архитектура, надо сказать, самый дорогой вид искусства. И эта дороговизна вредит ей на протяжении всего времени существования.

- Мендель Иудович, а когда Вы себя осознали как архитектора?

- Перед тем, как поступить в институт. Сначала я хотел быть художником, но в итоге пошёл учиться на архитектора. И не жалею об этом. Работы, правда, поначалу не было – сплошная «типовуха».   Однажды повезло – мне доверили разработать проект здания библиотеки имени Горького.

- У Вас каждый объект совсем не похож на другой. Сложно представить, что их все спроектировал один человек. Есть ли у Вас любимый реализованный объект?

- Пожалуй, дом на ул. Советская, 28. По версии Google, он входит в рейтинг лучших современных зданий мира.

- Это здание нравится и пермякам. Многие мои знакомые не могут отличить его от зданий начала XX века!

- Мне  часто  случалось  слышать  от  пермяков:  «Разве  это новое  здание?  Оно  всегда  тут  стояло!». Для меня это лучшая похвала.  Передо мной стояла задача – вписать здание в историческую застройку.  Но и история этого здания тоже очень интересна. Лет десять площадка пустовала  по  причине  неблагоприятного  для  строительства  состава грунта  – «плывунов».  Но в конце концов зданию повезло – его реализовывала турецкая фирма «Мир». Прежде всего, турки  собрали  из модулей  двухэтажное временное сооружение на проезжей  части улицы Советской.  В нём  были жилые  комнаты для строительных рабочих, административные, производственные помещения  и  столовая. Само  строительство  началось  с  наступлением  сильных  холодов.   В  котловане  на  промёрзшем  плывуне  начали  сооружать  мощную  плиту  основания  и  монолитный  железобетонный  каркас  здания.   Когда  в  марте  наступило  потепление, грунт  подтаял  и  здание  начало  крениться  набок,  как  большой  корабль  на  плаву.   К  тому  времени  каркас  уже  достиг  третьего  этажа.  До  окончания  строительства  здание  выравнивали,  постоянно  перегружая  его  «борта»,  как  на   корабле. В здании предусмотрено  небольшое встроенное  помещение  с  датчиками  его  положения  относительно  проектного  уровня. Поражало уважительное до подобострастия отношение  турецкой  фирмы  к проекту.  Каждое  замечание исполнялось быстро и в точности.   Качество строительства и само производство работ было на высоком профессиональном уровне.   Это  единственное здание в моей практике,  в котором  проект был исполнен точно,  без  изменений,  если не считать отсутствие  декоративной  детали – жезла  Меркурия  на  угловой  башенке. Все  декоративные  рельефы  вырезались  на  фасадах  здания со  строительных  лесов  по  не  отвердевшему  ещё  раствору  штукатурки.  Для  такой  работы  художникам  худфонда  отводился довольно  короткий  отрезок  времени.  Пластилиновые  модели  рельефов  в  масштабе  1: 10 выполняли  мы  с  художником  Ю. Юрчатовым.   Чтобы  придать  капризной  пластике  модерна  пермский  характер,  мы  ввели  в  орнаменты  узнаваемые  элементы  «пермского  звериного  стиля».   Намёки  отдельных деталей  фасада  на  стиль  модерн,  характерный  для  этого  места  в  городе,  позволило хорошо  вписать  здание  в  существующую  историческую  застройку. Сам по себе модерн – достаточно сложный стиль, думаю, в том числе и поэтому он просуществовал так недолго. К счастью, в Перми сохранились замечательные модерные дома архитектора Александра Турчевича.

- Мендель Иудович, что Вы можете сказать о современной архитектуре?

- Современный стиль в первую очередь диктуют строительные материалы и техника. А  также нормы  и требования к строительным площадкам.   Сейчас здания не успевают простоять и 50 лет – их сносят  по  разным  причинам. Поэтому дома теперь гораздо чаще возводят не в монолитных, а в сборных конструкциях. Получаются эдакие «одноразовые здания».

- А какой была работа архитектора в советские годы?

- Когда я пришёл работать в Горпроект, в основном занимался проектированием, как мы любили говорить, «хрущоб». У нас было три печати: «Чертёж  без изменений», «Чертёж откорректирован», «Чертёж аннулирован». Шлепаешь этими  печатями  по типовым  альбомам, – вот и вся творческая работа! Так и застроили город. Сейчас их даже жаль сносить – по сравнению со многими современными зданиями они выглядят добротно, отличаются крепкими кирпичными стенами.   Как ни  странно, тогда существовало понятие «авторского надзора». Если проект утверждён – не дай бог строителям  его изменить.  Для  этого  существовал  при горисполкоме  отдел  «архстройконтроль».   Он  решал  эти  проблемы  мгновенно  путём  перекрытия  строителям  их  счетов  в банке. Корёжила  проекты  жесточайшая  экономия  на  стройматериалах. Вот  пример со  строительства  библиотеки.  Оперативки перед окончанием строительных работ вёл заместитель председателя горисполкома Анатолия Ивановича Лукьянченко.   Заседания  выглядели примерно так: 

– К следующей неделе  закончить полы в вестибюле.  Какие у нас полы?  Здесь архитектор?

– Я здесь,  Анатолий Иванович.  Полы в проекте из мраморных плит.  Белых  и  чёрных.

– Так.  Записываем.  По просьбе архитектора Футлика полы выполнить мозаичные  с  белой  мраморной  крошкой.

- Мендель Иудович, каким был Союз архитекторов в годы расцвета организации? И как Вы можете прокомментировать ситуацию с расколом Пермской областной общественной организации Союза архитекторов России?

- Союз в 60-80 гг, когда председателем его была Вероника Сергеевна Пленина, и Союз сегодня – это, как говорится, «две  большие  разницы». Тогда организация  насчитывала  больше сотни человек, была своя площадка – Дом архитектора, на которой работали творческие мастерские, секции по архитектуре, подготовительная школа для детей. Это было, в первую очередь, творческое объединение. Мы дружили и  сотрудничали с другими творческими  союзами  города –  с  художниками, писателями, артистами. Посещали семинары  и  экскурсии в  Прибалтийских республиках, общались с Союзами Екатеринбурга, Тагила, Челябинска. В общем, жизнь Союза архитекторов кипела, клокотала и булькала во все стороны! Сегодня пришло время трём союзам объединиться вновь – такое желание есть и у меня, и у многих моих коллег. И, конечно, вернуть Дом архитектора.  Ведь у нас нет  места  даже  для  того, чтобы собрать правление.

- Мендель Иудович, над какими проектами Вы работаете сейчас?

- Сейчас заказов нет совсем. Уже 4 года я не работаю, занимаюсь живописью, заканчиваю автобиографическую книгу «Плохая клаузура, или Погоня за ветром». Об архитектуре  и о моих друзьях. О жизни деклассированных  интеллигентов в  условиях  недоразвитого  социализма.

- Мендель Иудович, спасибо за интересную беседу. Будем с нетерпением ждать издания Вашей книги!

 

Справка: Мендель Футлик родился в 1933 году в Перми, в 1956 окончил архитектурное отделение строительного факультета Уральского политехнического института. Первое построенное по его проекту здание (1966) областной библиотеки имени А.М. Горького является памятником архитектуры регионального значения, проект здания реализован в шести городах России. Автор мемориала «Скорбящая», памятников Пушкину, Хохрякову, героям Гражданской войны, памятника  жертвам  политических  репрессий, памятников «Бронекатер» и «Водопроводчик». Автор проектов многих известных пермских зданий. Административное здание в стиле неомодерн по ул. Советской, 28а (1996) вошло в рейтинг Google «Современная архитектура» (15 самых выдающихся архитектурных  сооружений мира). Почётный архитектор России, награждён медалью Союза архитекторов»РФ «За преданность содружеству зодчих»,  медалью  А.В. Щусева  «за высокий  профессионализм в  архитектуре». Активный участник воссоздания краевой организации Союза архитекторов РФ.

146
Текст: Беломестнова Анастасия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

10 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта