Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
6 мая 2015 г.

Марина Терехович: «Арт-терапия в метро никогда не повредит»

Известный искусствовед, специалист по монументально-декоративному искусству – о прошлом и будущем московского метро.

Марина Терехович: «Арт-терапия в метро никогда не повредит»
 

 


Марина Леонидовна Терехович – член правления Общероссийской ассоциации искусствоведов, член комиссии по монументальному искусству Союза художников России, член правления секции художников монументально-декоративного искусства Московского союза художников. Сфера интересов: архитектурно-пространственная среда и взаимодействие искусств, советское монументально-декоративное искусство второй половины ХХ века.


Ст. м. «Славянский бульвар»

– Марина Леонидовна, в самом начале, в 1930–1950-х годах, станции метро проектировались как «дворцы для народа». В целом эта направленность так или иначе сохранялась в советский период. Удалось ли современной России перенять эстафету и продолжить традицию «дворцового» декорирования интерьеров метро?
– Московскому метро в этом году исполняется 80 лет. Его архитектура, так же, как и вся отечественная архитектура, пережила несколько этапов. Первые станции еще несут на себе признаки модернизма (конструктивизма). Обильно декорированные послевоенные станции так называемого «стиля Победы или Триумфа», собственно, и породили в общественном сознании стереотип «дворцовости». Далее, в 1960-х–1970-х наступил период упрощенчества, некоторые станции этого времени – вообще без каких-либо произведений изобразительного искусства. В последующие десятилетия декор возвращается с новым пониманием своей роли, более скромной и рациональной.


Ст. м. «Трубная»


Ст. м. «Трубная»

Художники наших дней, храня культурно-исторические традиции, делают свои работы в современных формах, с использованием новых технологий. «Метроканоны» сегодня представляют собой не примитивное подражание и копирование. Например, на станции «Сретенский бульвар» была использована оригинальная техника травления по металлу для создания изобразительного ряда (худ. И. Лубенников), на станции «Битцевский парк» панно выполнено в технике фотопечати на триплексе (худ. Е. Бубнова, В. Шапошникова). Сегодня метро как транспортный объект инфраструктуры мегаполиса в своем облике тяготеет к высокохудожественному дизайну.


Ст. м. «Битцевский парк»

– Существует ли вообще, на Ваш взгляд, какой-то смысл в украшении интерьеров метро? Ведь кажется, что все эти миллионы вечно спешащих людей попросту не замечают красоты и богатства декоративного оформления?..
– Искусство создает особую атмосферу, помогает психологически «пережить» поездку под землей. Особенно это было актуально для далеких 1930-х. На улицах тогда еще были в ходу лошади и телеги. Метро – сложный объект, оно и для многомиллионной толпы, и для отдельного человека. Его декорирование, создание произведений с развитыми сюжетами было вызвано объективной причиной – переплетением идеологии и прагматики.


Ст. м. «Комсомольская»-кольцевая


Ст. м. «Курская»

Эмоциональное влияние цвета и формы на человека никто не отрицает, замечает он их или нет. Поэтому идею «дворцовости» московского метро как фактор эстетический крайне желательно сохранить и далее. Воплощение может быть разнообразным, главное – оригинальная концепция и профессиональный уровень реализации. Кстати, в стокгольмском и нью-йоркском метро, например, присутствуют настоящие произведения художников. Ведь люди не только спешат по делам, но и какое-то время ждут поезда, а еще – назначают встречи. Так что арт-терапия никогда не повредит.


Ст. м. «Славянский бульвар»

– Как Вы думаете, могли бы какие-нибудь из приемов декора станций метро быть использованы при оформлении современного жилого интерьера?
– Декорирование, в первую очередь, не должно вредить функциональности. Наше метро изначально было очень грамотно спроектировано, с огромной перспективой на будущее. Его инженерно-технические достоинства неоспоримы. Например, платформы до сих пор не удлиняли, а в ряде других стран это вынуждены были сделать.
Мозаики, росписи, витражи, рельефы и прочие виды произведений монументально-декоративного искусства активно используются при декорировании жилых интерьеров, особенно состоятельных заказчиков.


Ст. м. «Чеховская»


Ст. м. «Арбатская»

В заключение хочу сказать, что благодаря метро можно в концентрированном виде проследить историю советского монументально-декоративного искусства ХХ века. В «подземных дворцах» произведения хорошо сохранились, в то время как на поверхности они претерпели значительные разрушения, особенно начиная с 1990-х годов.


Фото: Инженер Филиппов, Виктор Тройнов 

Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта