Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Кристиан Вельцель и Силке Ахтергарде: «Мы были рады сотрудничеству с российскими партнёрами»
Основатели архитектурной мастерской AW Achtergarde + Welzel Architektur + Innenarchitektur (Германия) – о промышленной архитектуре, российских городах и планах.
– Кристиан, согласно диплому, Вы – инженер, но окончили «Innerarchitektur» (дословно – внутренняя архитектура). Помогают ли навыки инженера создавать дизайн интерьера?
Можете ли Вы отметить разницу между «внутренней архитектурой» и дизайном интерьера?
Кристиан Вельцель:
– На самом деле разницы нет. Возможно, обучение специальности «внутренняя архитектура» в Германии имеет более технический, архитектурный уклон, чем в других странах. Здесь нет чёткого разделения между архитектурой и дизайном интерьера. Раньше в некоторых университетах дизайнеры получали по окончании диплом инженера.
Мой профессиональный опыт охватывает диапазон от небольших дизайн-объектов до городского дизайна общей площадью 600 га.
Силке Ахтергарде:
– С моей точки зрения, важно и очень полезно для проекта, когда архитекторы и дизайнеры интерьера с раннего этапа работают в тесном сотрудничестве, так как эти две области оказывают сильное влияние друг на друга.
– Вы много работали с крупными компаниями, а сейчас у вас своя студия. Предполагаю, что сейчас свободы в выборе проектов и подходов больше. В чём она выражается? Как это влияет на творческий процесс?
Кристиан Вельцель:
– Это прекрасное чувство, когда можешь принимать собственные решения. Конечно, этот положительный момент всегда сопровождается осознанием того, что ты ответственен также и за сотрудников. Приносить домой хлеб насущный – первый долг.
Но сейчас у нас есть возможность специализироваться в соответствии с нашими личными навыками. Это минимизирует экономические затраты и является основной для оптимизации результатов.
Самое важное, что, когда ты владелец фирмы, всё зависит от тебя: составление графика работы, принятие окончательного решения до того, как оно будет официально объявлено.
– Ваши проекты реализованы в Германии, США, России и других странах. Как отличается рабочий процесс в каждой из них?
Кристиан Вельцель:
– Самый важный критерий – принимать во внимание местные исходные условия. В разных странах значительно отличаются погода и климат, и следует не забывать о социальных и культурных аспектах.
Что касается процесса планирования, то мы убедились на личном опыте, что, например, в Великобритании и Германии комплексное проектирование – последнее слово техники.
В процесс планирования вовлечены разные специалисты, которые работают в тесном сотрудничестве. С моей точки зрения, это можно было бы в России улучшить. Совместное обсуждение проблемных вопросов архитекторами, инженерами и другими специалистами, быстрое взаимодействие и привлечение третьих сторон позволит спокойно и без перерыва заниматься дизайном. Проектировщики тоже должны соответствовать комплексному подходу, рассматривая менеджмент жизненного цикла здания и варианты альтернативного использования.
Существенный результат может быть достигнут при применении безвредных материалов, возобновляемых источников энергии и технологичных концепций для энергосберегающих зданий. Необходимость такого подхода не везде признана, и все преимущества не осознаются. К тому же, я ценю, что в России высшее руководство зачастую представлено более молодыми специалистами, нежели в Германии. Разумное смешение возраста способствует мышлению, ориентированному на будущее, вкупе с большим опытом и багажом знаний.
Силке Ахтергарде:
– Мы постоянно работаем с деловыми партнёрами в разных странах. Это всегда интересно и непросто. Различные точки зрения, основанные на разных исторических и этических предпосылках, расширяют горизонты и помогают улучшить проект.
– У вас много проектов, касающихся промышленных предприятий (фабрик, заводов), какие у этого типа архитектуры сильные и слабые стороны? Что сложнее: построить новый завод или реконструировать старый?
Кристиан Вельцель:
– Дизайн промышленных предприятий – это сложная задача, потому что больше привязана к экономическим факторам и ориентирована на определённого потребителя.
Следует убедить клиента не игнорировать необходимость качественного, индивидуального дизайна и вдохновить его на вкладывание средств, чтобы достичь в результате удовлетворения интересов всех сторон.
Ревитализация или даже превращение заброшенного объекта в успешное новое предприятие гораздо сложнее, чем проект, разрабатываемый с нуля. Но из-за этой сложности и сопутствующих требований, это и значительно более увлекательный процесс.
– У вас есть проекты в Екатеринбурге и Калининграде, почему вы выбрали эти города?
Кристиан Вельцель:
– Силке и я работаем над международными проектами более десяти лет. Среди них было много в России и СНГ, начиная с пивоваренного завода в Ангарске, который Силке сделала в 2006 году. Мы были рады сотрудничеству с российскими партнёрами, и наша цель – продолжать налаживать развитие деловых отношений.
Сейчас трудно начать выходить на рынок, который находится в сложной политической обстановке, под влиянием санкций и экономического кризиса. Поэтому мы решили принять участие в архитектурных конкурсах. Преобразование существующих зданий и создание новых концептов для неиспользуемых объектов недвижимости – интересные задачи, и они становятся всё более и более важными. Так, мы выбрали задачу обновления.
Aviator’s Garden – так мы назвали наш концепт ревитализации территории бывшего Уральского приборостроительного завода в Екатеринбурге – представлял особый интерес, так как это действительно показательное место, которое предлагает все условия для придания ему парадного вида. Несмотря на то, что завод снят с эксплуатации, он всё ещё часть города. Мы не только были намерены реконструировать здание, но и улучшить набережную, повысить качество общественных мест и создать социальную инфраструктуру. Это бы получило общественное одобрение и улучшило качество жизни.
Aviator’s garden (Парк авиатора), Екатеринбург, Россия
Калининград – «раненный» город: война и послевоенное развитие оставило город без «сердца». Людям нужно место, которое будет являться культурным, коммерческим и социальным центром города. Почти все города по всему миру начались с первого поселения – «сердца» города – и потом разростались. И это «сердце», как правило, остаётся центром общественной жизни. Калининград потерял его за последние 70 лет. Архитекторы и градостроители создавали новый концепт города, и мы хотели стать участниками этого процесса.
Fish Village II (Рыбная деревня II), Калининград, Россия
– Смею предположить, что вы были в Екатеринбурге. Не могли бы вы рассказать свои впечатления о городе, есть ли любимые места?
Кристиан Вельцель:
– Да, я был в Екатеринбурге в сентябре 2014 года.
Большое преимущество города – если там есть река. Наличие рек или озёр обеспечивает преобладание открытых пространств и способствует более хорошему климату, и, как правило, создаёт привлекательные пейзажи.
Захватывающая игра света и отражающиеся на поверхности воды окрестности обеспечивают красивые виды. Очарованный, вы можете часами сидеть и наслаждаться природными ценностями.
Так что не удивительно, что моё любимое место в Екатеринбурге, – набережная реки Исеть.
Екатеринбург
– Какие проекты вы планируете реализовать, в том числе в России?
Силке Ахтергарде:
– Я думаю, для любого архитектора мечта – построить высотное здание или небоскрёб, который можно увидеть издалека, из любой точки города.
Кристиан Вельцель:
– Так как я не могу предвидеть будущее, я не знаю, с какого рода задачами мы столкнёмся.
Мне лично хотелось бы однажды вернуться в Белоруссию с проектом. Если был я составил список приоритетов, то его бы возглавил Санкт-Петербург
Моя мечта – однажды спроектировать музей. Но, в основном, я открыт всему новому и рад каждому предложению. Не важно, дизайн ли это интерьера, архитектура или городское планирование.
Комментарии