Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
7 октября 2014 г.

Хельмут Ян об архитектуре, коммерции и обществе

Эксклюзивное интервью для BERLOGOS.

 

Хельмут Ян – немецкий и американский архитектор, ученик Людвига Мис ван дер Роэ, руководитель архитектурной мастерской JAHN.

– Господин Ян, однажды вы сказали: «Современная архитектура не стремится переделать мир, она может только отражать духовное состояние общества и улучшать его». Каким образом?
– Архитектура всегда реагирует на условия нашей жизни, коррелирует с обществом, отзывается на новые возможности техники и отвечает на современные задачи. Ресурсный кризис – наиболее острая проблема сегодня: за последние пять лет население планеты увеличилось, а природные ресурсы истощились. У нас не хватает энергии, мы загрязняем окружающую среду, мы разрушаем мир, в котором живем. Для архитектуры никогда еще не было настолько важно сохранение природной среды. Но в одиночестве архитекторы не смогут решить эту задачу. Мы можем решить ее, только если она будет осмыслена обществом, если люди начнут формулировать конкретные предложения и планы. Строительство зданий оказывает огромное негативное влияние на природу. Современная архитектура нуждается в обновлении, в адаптации к сегодняшнему дню. Мы знаем, что должны делать, и движемся к этому шаг за шагом, но мы никогда не будем удовлетворены, потому что цели слишком высоки и почти что недостижимы.



– Вам принадлежит фраза: «Настоящее искусство – в архитектурном дизайне». Что это значит для вас?
– Я думаю, что вопрос «является ли архитектура искусством?» всегда вызывает интерес, и это оправдано. В основу архитектуры заложены сложные и содержательные принципы: как решать проблемы, как взаимодействовать с обществом, как регулировать эти взаимоотношения. И одновременно сам процесс решения всех этих проблем – твое собственное видение того, что ты делаешь. Когда архитекторы с помощью инструментов, технологий и дизайна заботятся не только о том, как здание выглядит, но и как оно существует, как сделать его комфортным для людей, только тогда архитектура становится искусством, а здание – произведением искусства. За последние двадцать лет основной ориентир сместился, и архитектура больше не может рассматриваться только как эстетика.



– Как вы считаете, современная архитектура развивается эволюционным путем или возможна революция в архитектуре XXI века?
– Я не силен в предсказаниях. (Смеется.) Если ты слишком много предсказываешь, то можешь быть уверен, что ошибаешься. Архитектура сейчас стала более изобретательной, более инновационной, чем тысячу лет назад. Хоть это и не оптимистично, но здесь на первом плане – вопрос денег, инвестиций, когда люди не столько создают архитектуру, сколько преследуют определенные цели и продвигают свое видение инноваций. Большинство вещей стоит лишь чуть больше денег. Здания станут еще более функциональными, еще более экологически-рациональными, еще более комфортными, поэтому приоритетным будет соблюдение уже имеющихся целей.

– Чем отличается современная общественная архитектура от коммерческой архитектуры?
– Разница между общественной архитектурой и коммерческой, прежде всего, в целях. Если в одном случае ты хочешь что-то сделать, то в другом – ты обязан что-то сделать, следовать регламентам и установкам. В общественном строительстве важно взаимодействовать с городом, с населением, чтобы достичь высокого уровня, поскольку ты чувствуешь, что строишь что-то важное. Когда ты делаешь коммерческое здание, ты соревнуешься с другими людьми. Это особенно видно сегодня, когда каждый гонится за минимальной ценой, но при этом жаждет качества. Это неправильно. В коммерческом мире архитектура превратилась в рынок. Мы, архитекторы, должны принимать все вызовы и справляться с ограничениями. Даже если я не согласен с условиями, я не могу их отрицать, не могу сказать: «Я не буду следовать им» – я должен им следовать. Отказ становится причиной, по которой архитекторов увольняют.

– Что служит для вас вдохновением? Как происходит ваш творческий процесс?

– Вы знаете, каждый раз творческий процесс происходит очень по-разному. Сейчас я строю много разных зданий. Например, коммерческое здание на тысячи квадратных километров, которое мы будем строить довольно долго. И каждый раз план будет меняться, поскольку жизнь изменится, а вместе с ней и требования. Мы думаем, что сегодня нам нужно больше квартир, кто-то думает, что надо больше офисов, потому что это выгоднее и рентабельнее. Получается интересное сочетание: если мы будем ограничены, то творчество будет невозможным. Мы не миримся с ограничениями, но должны реагировать на них. Творчество всегда разное. Коммерческие проекты имеют так много параметров, все из которых мы прекрасно знаем; они во многом даже формируют будущий проект, но все-таки стоит посмотреть вокруг, чтобы найти вдохновение.

Беседовала Татьяна Афонина
Фото: Анастасия Сухоросова

 

966
Текст: Афонина Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

10 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта