Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
5 мая 2015 г.

Ирина Казаринова: «Сама себе не верю, что могла это сделать»

Ижевск – родина известного оружейника Михаила Калашникова и мотоциклов «Иж». А еще... одного из лучших зоопарков России.

Ирина Казаринова: «Сама себе не верю, что могла это сделать»
 

 


По традиции ни один масштабный проект в нашей стране не обходится без политических
амбиций. Ижевский зоопарк не стал исключением, поэтому придется сказать несколько слов об истории проекта. Формально он был приурочен к торжественной дате – 450-летию вхождения Удмуртии в состав Российского государства, но в кулуарах обсуждалась другая причина: президент Удмуртии Александр Волков, понимая, что близится финал его президентской карьеры, решил прославить свое имя в веках. Так появилась идея построить в Ижевске зоопарк. О том, как шла работа над проектом, рассказывает его автор, архитектор Ирина Казаринова:

– Разработку проекта поручили «Удмуртгражданпроекту». Архитекторы предлагали разные планировки, но то, что получалось, никому не нравилось, потому что зоопарк – объект совершенно уникальный, а люди привыкли к стандартным решениям: микрорайоны, поселки, типовое жилье. До того как я пришла в институт, над этой задачей там уже работали полтора-два года. Меня этот проект заинтересовал, и работу поручили мне.



– Какие задачи перед Вами ставились?
– Зоопарк должен был соответствовать европейскому уровню. Когда меня спрашивают, что я умею делать, я говорю, что все – от моргов до театров. Та база, которую дала нам Свердловская архитектурная академия, это позволяет. Это серьезная школа. Поэтому мне нужен был только человек, который качественно напишет техзадание. Примерно в то же время, когда я начала работу над этим проектом, на должность директора зоопарка пригласили Галину Тютину, которая поднимала зоопарк в Челябинске. У нее был большой опыт и широкий круг знакомых директоров зоопарков не только России, но и Европы. С ней мы и составляли техзадание, и на одном из совещаний по его согласованию было принято решение ехать в командировку по европейским зоопаркам.

– Какие зоопарки были выбраны в качестве объектов для ознакомления?
– Мы побывали в Вене, Мюнхене и Берлине. Каждый зоопарк был интересен и самобытен. Например, Венский состоит из двух частей: первые здания и вольеры строились еще при Марии-Антуанетте – это первая часть, решенная в классическом регулярном стиле. А вторая часть – современная, она воспроизводит природный ландшафт в вольерах в соответствии с биотопом обитания того или иного животного. Причем когда австрийцы мне рассказывали, как они это делали, я поняла, что нам до такого уровня еще очень далеко. Они не спешат: делают свои вольеры по три-четыре года, подбирают растения, тщательно продумывают весь антураж. Вы только представьте: когда они находили нужный скальный рельеф, то с объекта снималась маска, потом это все разрезали и по частям перевозили, чтобы на месте собрать. Смотрится это просто волшебно!
Наш президент настаивал, чтобы в Венском зоопарке я посмотрела обезьянник. Он находится в старой части, и на тот момент этому зданию было 350 лет. С точки зрения архитектуры здание интересное – круглой формы в стиле барокко, порядка 10 метров в высоту, посредине натянуты канаты, на которых висят или очень медленно передвигаются ленивцы. А обезьяны содержатся за красивыми литыми и коваными решетками. Но при современных условиях содержание приматов в открытых вольерах неприемлемо, так как некоторые болезни могут передаваться от них людям и обратно. Именно поэтому в современных зоопарках обезьяны живут преимущественно за стеклом. Я помню, директор Венского зоопарка очень жаловался, что комитет по охране памятников не дает перестроить обезьянник, и подробно объяснил, почему не стоит повторять их историю. Соответственно, от такой конструкции мы отказались в пользу современных технологий.

– Чем Вам запомнился Мюнхенский зоопарк? Какие идеи были почерпнуты там?
– Этот зоопарк интересен тем, что основные крупные здания для него были разработаны архитектором, который проектировал объекты для Мюнхенской Олимпиады. Там можно увидеть множество сооружений с вантовыми конструкциями. Сам зоопарк построен на притоке реки Изар, и практически каждый вольер обеспечен рвом с водой. И меня впечатлило, с какой рачительностью эта вода используется. Так, например, очищенная и охлажденная вода пингвинария под большим напором выбрасывается в соседний вольер с горными козлами, превращаясь в горную реку, в которой разводят форель и продают в рестораны города. Затем эта вода течет дальше – во рвах вольеров с более теплолюбивыми животными разводят карпов, и так далее. Рвы вокруг вольеров нужны для снижения высоты ограждений, так как являются естественной преградой для большинства животных.
В нашем зоопарке мы тоже сделали вольеры, огороженные рвами с водой. Это позволяет достичь большего эффекта присутствия. Однако проектная высота 1-1,2 метра с подачи подрядчика выросла аж до 3 метров.



– Ирина Николаевна, почему, если работа над проектом зоопарка уже шла достаточно давно, эта поездка была организована только спустя два года с момента получения заказа?
– Поездку организовала Галина Алексеевна – в этом и ответ. До нее за это просто никто не брался. А директора зоопарков, в которых мы побывали, были ее личными знакомыми. Например, в зоопарке Восточного Берлина нас встретил лично его руководитель Клаус Поль, он же сопровождал нас и по Западноберлинскому зоопарку. Благодаря Клаусу Полю я многое узнала об особенностях животных: например, если слон не достает хоботом до дна рва, он даже не будет пытаться его перешагивать. Поэтому посетителей от слонов не надо огораживать решетками – достаточно сделать ров нужной глубины и ширины. В проектировании зоопарка очень важны многие нюансы, и биология, разумеется, в их числе. Поэтому в качестве научного консультанта при разработке проекта нашего зоопарка Галина Алексеевна пригласила Богумила Крала, который долгое время руководил зоопарком Праги. Он, кстати, умолял меня: «Ирина, только никакой
архитектуры». Все современные зоопарки исповедуют максимальное приближение к природным ландшафтам.



– По возвращении из этой командировки появилась ли уже задумка, как должен выглядеть Ижевский зоопарк?
– Да, мы посмотрели, что все европейские зоопарки, несмотря на то, что они очень разные, организованы по одному принципу: вольер, ров и ограждение; везде практикуется свободное содержание животных, нет клеток в принципе. Плюс зоопарк делается зонами. Ижевский зоопарк мы с Богумилом Кралом решили делать по биотопам. Это условия для животных с разных континентов, сходные с природными, – например, биотоп «Пустыня». Из поездки мы вернулись вдохновленные, и я свои эмоции выплеснула в генплан. Это было что-то! Очень интересная работа, и в итоге эскиз планировки зоопарка родился за полтора-два месяца.

– А какие сроки перед Вами ставил заказчик?
– Сроки были очень сжатые! Мы все работали буквально день и ночь, как на допинге. Только появился генплан, с меня стали требовать, чтобы было запроектировано ограждение территории. Потом это сразу пошло в «рабочку» и на стройку. Я хорошо помню, как мы с Богумилом Кралом планировали биотопы: сидели на полу в гостинице, он говорил, как надо, а я рисовала. Когда я вижу наш зоопарк, то сама себе не верю, что я смогла это сделать. Доходило до того, что я прикрывала от усталости глаза и просто рисовала ту картинку, которая была у меня в голове. Мне очень повезло, что в архитектурной мастерской ребята, которые тогда еще учились в ИжГТУ на
архфакультете, быстро и творчески превращали эскизы в «рабочку», а параллельно шла стройка.




– Удалось ли Вам воплотить в жизнь все задумки?
– Я думаю, из того, что я проектировала, осталось процентов 30-40. Дело в том, что когда был готов проект, и уже стало понятно, как примерно должен выглядеть зоопарк, началась не очень радужная история, когда, как говорится, скрипач не нужен: каждый начал пытаться внести свою лепту в этот проект века. Плюс какие-то объекты, такие как океанариум, были «заморожены», а что-то я меняла сама, по просьбе заказчика. Например, входную группу задумывала сделать из строганного бревна соответствующего диаметра. Когда я говорила с директорами европейских зоопарков о том, как лучше позиционировать входную группу для нашего зоопарка, ответ был один – в дереве. Тем более что современные строительные технологии позволяют продлить жизнь бревенчатых срубов на длительный срок. Однако при согласовании входной группы президент мне сказал: «Я тут памятник себе строю, а ты со своими деревяшками...». Я поняла, что тут бодаться бесполезно. Сошлись на том, что он согласился на применение кирпича не с местного завода, а из Подмосковья. В итоге сделали то же самое, только в кирпиче абрикосового цвета.




– Довольны ли Вы результатом?
– Я из тех архитекторов, которым нравится сам процесс проектирования, творческого полета, работа со строителями над реализацией объекта. А когда все случается, и ленточку перерезают, то становится пусто, скучно, и начинается рефлексия: то не сделала, там не досмотрела, ну и так далее. Сейчас я без особой необходимости стараюсь в зоопарке не бывать, потому что знаю, как должно было быть и что в итоге получилось. По теории, вольеры должны были «отлежаться», там должна была вырасти своя трава, сформироваться своя биологическая система. Ничего подобного, конечно, не было при такой-то скорости работы «от проекта до объекта». Понятно, ни о каких слепках природных рельефов говорить тоже не приходилось. Рельефы «скал» делали методом торкретирования по опалубке, технологию отрабатывали прямо на месте. Вообще зоопарк стал своеобразным полигоном для отработки современных строительных и инженерных технологий. Например, мы сделали вольер для моржей, где часть стены стеклянная, чтобы можно было наблюдать за животными под водой. Хотя не все вышло идеально. Но, с другой стороны, у нас получился очень успешный, любимый горожанами объект. Практически каждый вольер, каждое здание в своем роде уникальны, обустроены по последнему слову техники. Ижевский зоопарк стал единственным в мире, который сразу после открытия был сертифицирован Евроазиатской ассоциацией зоопарков и аквариумов (ЕРАЗА). А это, в общем-то, о многом говорит.


Текст: Борисевич Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта