Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
24 октября 2016 г.

Игорь Кормачёв: «Наша задача состоит в том, чтобы заказчик сделал осознанный выбор»

Руководитель группы компаний House Expert – о специфике готовых проектов домов и коттеджей.  

- Расскажите, пожалуйста, что такое типовой проект, почему его выбирают, в чём его преимущества? 

-  Типовой проект – это готовое архитектурное решение с полным комплектом документации, необходимой для начала строительства.

Проект дома может быть как индивидуальным, так и типовым. Индивидуальный проект разрабатывается для конкретного заказчика, с учётом его пожеланий и требований, но проектирование занимает достаточное количество времени и соответственно более дорогостоящее,  заказчик видит результат только в конце, поэтому нередко задаётся вопросом «а что я буду делать, если мне не понравится?». Другой подход – проекты домов из нашего магазина House Expert . Подобный тип проектов имеет ряд преимуществ. Во-первых, заказчик сразу видит готовое архитектурное решение, результат, и может оценить, нравится ему или нет, что бы он хотел изменить, добавить, дополнить. Во-вторых, – скорость, с которой заказчик может приступить к строительству. При индивидуальном проектировании этот процесс может занять несколько месяцев, здесь же, после покупки готового проекта, строить можно начинать через 2-3 дня. Для многих этот критерий являются основополагающим. В-третьих, – стоимость. Если мы возьмём стандартные 700 руб./ кв. м, то проектирование дома площадью 180кв.м.  оценивается в 126 000 руб., стоимость типового проекта – всего 30 000 руб., при том, что сроки реализации намного быстрее, и результат понятен сразу же. 

Конечно, типовой проект – это не панацея, а один из вариантов для строительства дома. У заказчика есть выбор: он заходит в каталог проектов, подбирает необходимый вариант по площади, этажности, материалу, планировочному решению (составу помещений и их расположению), а затем принимает решение о покупке.                                                                                             

- Приходилось ли специалистам компании House Expert вносить изменения или переделывать проект, созданный сторонними архитекторами, организациями? 

- Такиеслучаи в нашей практике были. Если заказчик не может найти автора проекта или автор по какой-то причине не может внести необходимые изменения в проектную документацию.

Зачастую заказчики приходят с какими-то уже готовыми идеями – увидели планировку, картинку – и хотят это воспроизвести. То есть у них есть только представление о том, как всё должно быть, но нет технической документации, необходимой для строительства и реализации проекта. Работать с такой задачей гораздо проще, чем разрабатывать индивидуальный проект с нуля, т.к. творческая составляющая проекта упрощается. Это будет и быстрее, и экономически целесообразнее. Кроме того, в целях не нарушения авторских прав и удобства корректировок лучше обращаться непосредственно к архитектору – автору понравившегося проекта. Стоит обратить внимание на то, кем и для какой территории разработан проект: если найденные решения разработаны для других стран, то есть риск столкнуться с проблемой несовпадения СНиПов, нормативов, могут возникнуть трудности с последующим вводом в эксплуатацию построенного дома и самой эксплуатацией коттеджа. 

- А если заказчик сделал проект у компании-конкурента, к которой не может обратиться повторно, потому что качество услуг его не устроило, возьмётесь ли вы ему помочь? 

- Конечно, возьмёмся. Бывает, проводим аудит проектной документации наших коллег. Вносим правки по пожеланию заказчика.

На рынке готовых типовых проектов существует множество компаний, которые условно я бы разделил на три типа: 

1)    Компании-посредники, не являющиеся архитекторами и предлагающие чужие проекты. Вы не знаете, кто автор. Как правило, документация в электронном виде у них отсутствует. Правки в проекты не вносят или этот процесс очень затруднён.

2)    Компании, представляющие свои и чужие проекты. В этом случае, они, как правило, оперативно вносят изменения только в проекты, разработанные ими самими. Внесение изменений в чужие проекты вызывает определённые трудности, так как архитекторы не передают документацию в электронном формате, только в бумажном или в том, который не позволяет вносить корректировки.

3)    Компании (и мы к ним относимся), специализирующиеся только на своих проектах, они владеют всей технической документацией, поэтому легко и оперативно вносят любые изменения в типовые проекты. 

Во всём многообразии предлагаемых типовых готовых проектов домов необходимо обращать большое внимание на то, соответствует ли проект отечественным нормативам, СНиПам. Бывают неприятные ситуации, когда проект куплен, почти реализован, на этапе газификации оказывается, что газовая котельная не проходит по нормам и газ подключить к дому нельзя, потому что не учтены необходимые требования к помещению.

Крайне важно, чтобы компания имела доступ к технической документации для внесения изменений и адаптации типовых проектов к конкретным локальным и территориальным требованиям. Кроме того, перепродавец – это всегда третье лицо, замедляющее коммуникацию с автором проекта, что влияет на скорость и качество реализации, а также техническую поддержку в процессе строительства. 

- На каких этапах можно вносить изменения в проекты? Может ли заказчик изменить своё решение, например, относительно материалов непосредственно перед возведением здания? 

- До начала строительства в проект можно вносить любые изменения, если строительство уже начато, то, конечно, нежелательно. В первую очередь, это большие финансовые потери, к примеру, если нужно будет переделать фундамент, или вы им не воспользовались и т.д.

Что касается внесения изменений до начала строительства, то типовой проект – это некая база, которую можно изменять согласно требованиям и предпочтениям: менять планировки, добавлять и убирать помещения, этажи, подвалы/ террасы и т. д.

Если, например, человек увидел у нас на сайте готовый проект из блока, а он хочет такой же, но из кирпича – без проблем, пожалуйста. У нас есть услуга «замена стеновых материалов». Можно изменить покрытия кровли, натуральную черепицу – на металлочерепицу и др.

До начала строительства заказчику необходимо принять все основные решения, выбрать все желаемые материалы, технологии, влияющие на внешние характеристики дома. 

- Среди основных материалов ваших проектов присутствуют кирпич, блоки, дерево. Можете ли вы разработать проект, если заказчик хочет использовать иной материал? 

-  И такое бывает. Случается, что заказчик имеет выход на материал или производителя, или хочет использовать локальные материалы. Или же у него уже есть готовые технологии, но за основу он берёт наш типовой проект, адаптируется к нему. Мы вносим все требуемые конструктивные, архитектурные изменения в готовый проект дома.

Однако стоит отметить, что мы всегда обязательно консультируем наших заказчиков по материалам: их несущей способности, теплотехническим характеристикам и дальнейшей эксплуатации. Например, если проект рассчитан с использованием материала, обладающего определённой несущей способностью (основными материалами являются разные виды блоков), а предлагаемый клиентом материал не подходит по этим расчётам, то мы предупреждаем заказчика о том, что такая замена невозможна.

Следует понимать, что типовой проект – это усреднённое решение для некого виртуального земельного участка. Мы всегда рекомендуем выполнить привязку фундамента (пересчёт) под участок строительства с учётом геологических изысканий. 

- Учитываете ли вы экологичность используемых материалов? 

- Все существующие на рынке материалы имеют необходимые гигиенические сертификаты, что делает возможным их использование. Мы не лоббисты каких-либо заводов, технологий, поэтому всегда стараемся объективно оценить тот или иной материал. Желание заказчика – закон, у нас в России нет регламентов и ограничений на материалы для строительства собственного дома, можно хоть из соломы построить. Но мы всегда даём консультации, советы. Во всех материалах необходимо искать компромисс между теплотехникой и долговечностью. Нет материалов, у которых только плюсы или только минусы. Конечно, у нас есть некая профессиональная деформация – с какими-то материалами нам нравится работать, мы лучше их понимаем. В то же время есть тенденция к удешевлению строительства, поэтому клиенты часто ищут материалы дешевле. Но мы всегда стараемся давать нашим заказчикам полную и исчерпывающую информацию о каждом материале, его сильных и слабых качествах.  Наша задача состоит в том, чтобы заказчик сделал осознанный выбор. Он сам принимает решение, а не мы за него.

В целом, строительство, как и медицина, область консервативная и требующая выверенных решений, в том числе и экономических. 

- Применяете ли вы новые технологии в строительстве? 

- К нам приходят клиенты с нестандартными идеями, решениями. Кто-то предлагает построить минигидроэлектростанцию, использовать тепловые панели, тепловой насос. Многие думают, что экзотические и экстравагантные решения будут экономически выгодны, однако надо понимать, что это в настоящий момент довольно дорогостоящее удовольствие. Кроме того, не стоит забывать и об эксплуатационной и функциональной целесообразности. Можно, конечно, использовать солнечные панели, ветровую или водяную генерацию электричества, если ваш дом находится вдалеке и не подключён к электричеству. В отечественных же реалиях стационарное электричество было и остаётся оптимальным вариантом. Так же, как и газовое отопление. Создание альтернативных технологий на Западе обусловлено нехваткой ресурсов или их высокой стоимостью, в России пока такой проблемы нет.

Опять же, заказчик должен принять осознанное решение сам, мы знаем все эти технологии, их минусы и плюсы, можем проконсультировать, рассказать и развеять иллюзии. Но иногда, конечно, не обойтись без экстравагантных решений. 

- Вы занимаетесь архитектурным проектированием для всех городов России, в каких регионах спрос на готовые проекты выше? 

-  Я мог бы выделить три основных региона, на которые приходятся 70 % спроса, – Москва, Санкт-Петербург, и, как это ни странно, Екатеринбург. В них большая доля малоэтажного строительства. В других городах – спрос меньше.

Здесь стоит учитывать специфику регионов: в Москве, например, больше заказывают индивидуальные проекты. При этом это не зависит от финансовой состоятельности, потому что и богатые люди заказывают типовые проекты, хотя это решение эконом-класса, потому что это выгодно, быстро, и виден конечный продукт.

Если вернуться к вопросу о типовых и индивидуальных проектах, то у многих людей заблуждения насчёт индивидуального дома. Каждый человек думает, что он хочет какое-то уникальное решение, характерное только для него, потому что у него особенные требования. Это как с психологом: все думают, что их проблемы какие-то не типичные. На самом деле всё не так. Приходят заказчики, которые хотят, допустим, гараж, на первом этаже – гостиную, кухню, гардероб, санузел, кабинет, на втором – две-три спальни и санузел. Но это же стандартный проект, и требования вполне стандартные, поэтому не нужно каждый раз придумывать велосипед. Можно просто внести изменения в типовой проект – добавить, убрать комнату, изменить площадь и пр. Все хотят примерно одного и того же.

Возьмём, к примеру, стандартную квартиру: кухня, гостиная, 1-3 комнаты, санузел. Никто ничего другого не придумывает, потому что все базовые требования соблюдены. Бывают единичные случаи, когда, например, человек – профессиональный бильярдист, тогда ему нужна бильярдная, где он будет тренироваться по 4 часа в день, или спортсмен, которому нужен тренажёрный зал. Остальные потребности, в общем, стандартизированы.

Необычные решения могут быть продиктованы участком, конфигурацией, размерами, но набор помещений стандартный. Они лишь могут быть больше или меньше в зависимости от пожеланий клиента, опыта эксплуатации, возможностей. 

- Отмечаете ли Вы для себя тенденции спроса (какие стили, какие материалы людям больше импонируют)? 

- Строительство домов – не константа, а переменная. Здесь такая же мода, как и в одежде. Лет пять-десять назад было модно строить из красного кирпича – все строили. Потом появилась декоративная штукатурка, каждый стремился её использовать. Затем красный кирпич всем поднадоел, появился жёлтый кирпич – из него стали дома делать.

Кроме того, меняются технологии – меняются требования.

Сейчас популярно заказывать облицовку кирпичом, потому что принято считать, что он долговечен, меньше подвержен атмосферным явлениям. Кровли делаем преимущественно стропильные. Почему? Потому что опять же существует распространённое мнение, что плоские кровли протекают, и жить в таких домах невозможно. Но ведь более 90% многоэтажек с плоской кровлей, ничего там не протекает, люди спокойно живут. И если правильно спроектировать и подобрать качественные материалы, то плоская кровля будет служить долго. Но дом – консервативный элемент: большинство живут со стропильной кровлей, это понятный продукт. При этом, когда наберётся критическая масса людей, у которых дома с плоской кровлей, которые поделятся с остальными опытом и скажут, что всё хорошо – пойдёт мода на плоские кровли. 

Ещё один решающий фактор – удешевление жилья. К нам приходят клиенты, у которых были дома по 500-800 кв. м, а сейчас они хотят проект всего на 180 кв. м, потому что люди начали осознавать, что дом – не набор помещений, которые лишь бы были, а их надо строить, содержать. Зачем избыточность, если этим пространством не пользуешься? Сейчас у нас основная масса проектов общей площадью до 150-250 кв. м – компактный дом на одну семью. Заказчики понимают, что этого вполне достаточно, за большее платить не стоит, если оно не функционально. 

-  Какие перспективы развития HouseExpertнамечены на ближайшее время, какой следующий шаг?  

- По House Expert мы сейчас нацелены на развитие дилерской сети по России, то есть в каждом областном центре мы планируем найти строительную компанию, которая консультировала бы наших клиентов по вопросам строительства. Проект – это лишь первый шаг; заказчика, прежде всего, интересует дом. Очень важно сориентировать клиента по стоимости строительства в его регионе, потому что стоимость квадратного метра в Екатеринбурге будет отличаться, скажем, от строительства в Санкт-Петербурге или Владивостоке. Построение дилерской сети для нас является приоритетной задачей, так как это обеспечит лучший сервис для наших клиентов, даст им возможность урегулировать региональные вопросы, вызовет больше доверия, когда можно будет с человеком встретиться, пообщаться, посмотреть, что за компания.

Кроме того, мы перевели сайт на 6 языков, активно пытаемся продвигать House Expert на дальнем зарубежье.

В каждой стране, разумеется, будет дилер, знающий требования, нормы строительства конкретного региона, а мы, владея технической документацией, будем адаптировать проект под определённые характеристики. Мы уже работаем таким образом, к примеру, в Болгарии и Казахстане. 



Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта