Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
6 июля 2015 г.

Глеб Клементьев: «Съемка интерьера – ремесло, а не искусство»

Профессиональный фотограф (студия GM Photo, Екатеринбург) – о нюансах интерьерной съемки и о том, как не упустить изюминку пространства.

Глеб Клементьев: «Съемка интерьера – ремесло, а не искусство»
 

 


Как считает Глеб Клеменьтев, интерьерная съемка – это не искусство, и потому азам может научиться каждый, а не только избранные.

– Глеб, ты говоришь, что такого направления как интерьерное фото нет. Почему?
– Среди направлений и жанров есть пейзаж, натюрморт, портрет и прочие, но такого жанра как интерьер я не припомню. Для меня фотографирование интерьера – лишь сухое документирование, больше ремесленничество, нежели с искусство. Это просто техническая съемка, как фотографирование «каталожки», агрегатов и т.д., не нужно делать из этого целое направление. Тем не менее, интерьер нередко является частью многих снимков, и именно благодаря ему создается антураж, атмосфера, раскрывается история. Поэтому основы фотографирования пространства знать в любом случае не помешает.


Фото: Глеб Клементьев

– Я думаю, многие фотографы, специализирующиеся на интерьерной съемке, насчет искусства с тобой поспорят. Тем не менее, если давать советы непрофессионалам или начинающим фотографам, то что, по-твоему, самое важное при съемке интерьера?
– Очень важно выбрать информативные ракурсы, демонстрирующие все ключевые особенности интерьера. Также важно избежать технических ошибок, таких как дисторсия (оптическое искривление пространства) и перспективные искажения, которые могут просто изменить естественные пропорции помещения до неузнаваемости.


Пример неудачной съемки



Пример удачной съемки. Фото: Ashley Morrison

Чтобы этого не случалось, необходимо использовать специальную оптику на определенных параметрах. Если оптики нет, надо уметь устранить все нюансы путем обработки. Также очень важно избегать технических пересветов и недодержек (провалов в белое и черное без детализации). Они могут сыграть злую шутку при печати и в принципе нарушают композиционный баланс, что приводит к помехам восприятия такого интерьера при просмотре фотографий.


Пример неудачной съемки


Пример удачной съемки. Фото: Ashley Morrison

– Какие технические детали нужно соблюдать? Например, каким фотоаппаратом/объективом лучше снимать, при каких настройках: ISO, диафрагма, выдержка?
– Лучше всего использовать объектив с подвижками, чтобы править перспективные искажения. Я бы порекомендовал фокусное расстояние, близкое к широкоугольному – для общих кадров и фокусное расстояние, близкое к портретному – для съемки деталей. По ISO мой совет такой: минимальная светочувствительность + штатив. Кроме того, фотограф, снимающий интерьер, обязан владеть техникой панорамирования: это пригодится при съемке маленьких или, наоборот, огромных помещений. Диафрагма должна быть чуть меньше той, на которой у объектива максимальная разрешающая сила, например, 16-22. В этом случае весь интерьер будет попадать в зону резкости, что желательно для объекта съемки. Конечно, владельцам архаичных зеркальных камер не помешает пульт дистанционного управления плюс предварительный подъем зеркала.

– Какие желательно выдержать условия съемки? Использовать ли вспышку и студийный свет?
– Естественный свет вполне пригоден для интерьера с окнами. Окно – тот же софтбокс большого размера. Кроме того, солнечные лучи, проникающие в помещение, также можно использовать: при правильном замере экспозиции они украсят любой снимок. Если с освещением внутри негусто (оно не лучшим образом подсвечивает интерьер или просто слишком тусклое), то, конечно, в ход идут выездные комплекты со светом. Свет выставляется таким образом, чтобы исключить двойные тени и подсветить фактуры поверхностей (стены, напольное покрытие, детали).


Фото: Глеб Клементьев

Некоторые фотографы используют всего лишь одну накамерную вспышку, последовательно отрисовывая весь интерьер путем создания нескольких кадров/экспозиций. Потом такие кадры соединяются в графическом редакторе по принципу замещения слоев в светлом. Можно снимать интерьер с брекетингом экспозиции (это съемка нескольких кадров одного и того же объекта с различными установками экспозиции), чтобы избежать технических вылетов в светлом.

– Можно ли дать какие-то рекомендации по точке съемки (от живота, сверху и т.п.) и композиции?
– Да, если вы попробуете в режиме видоискателя Live View перемещаться по помещению, вы увидите, как при изменении точки съемки то возникают, то исчезают искажения. Просто начните снимать с того уровня, когда искажений нет – обычно это 1,5-2 м в обычных жилых или офисных помещениях. Если речь идет о залах с высокими потолками, то, как я уже говорил, в ход идут подвижки и обработка, или просто ищите точку съемки выше (например, берите стремянку) и снимайте с рук.


Пример неудачной съемки


Пример удачной съемки. Фото: Ashley Morrison

– Есть такая шутка: «Фотограф – как вампир: тени не отбрасывает и в зеркалах не отражается». Как начинающему фотографу добиться того, чтобы он не появлялся на снимке в отражающих поверхностях?
– Тут есть четыре способа. Первый: фотограф, как кукловод, одет в черное и скрывается в тени отражения, кроме, конечно, той ситуации, когда за спиной у него белая стена. Второй – подвижки. Шифт влево-вправо часто убирает отражение из зеркальной поверхности. Третий – ретушь, неотъемлемая часть любой фотографии. Четвертый – спуск по таймеру или беспроводному пульту дистанционного управления: фотографу вовсе не обязательно находиться рядом с фотоаппаратом, он может уйти в мертвую зону.

– Есть ли у тебя какое-то непреложное правило при интерьерной съемке, которое ты вывел на собственном опыте?
– Для меня очень важно знать объект, который я фотографирую, как и кем создавался этот интерьер, чтобы не упустить изюминки и, не дай бог, ключевую деталь. Такой информацией я никогда не пренебрегаю и не советую никому.

Текст: Борисевич Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта