Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
28 февраля 2017 г.

Франческо Соррентино: «Дизайн-мышление – решение проблемы деструктивного развития»

Итальянский дизайнер, директор магистерской программы «Бизнес-дизайн» в Domus Academy – в совместном проекте Profi2Profit и BERLOGOS.

- Пожалуйста, представьтесь и расскажите про программу, которой Вы руководите.  

- Здравствуйте, я Франческо Соррентино, стратегический дизайнер, работающий в Милане, с 2014 года – директор магистерской программы «Бизнес-дизайн» в Domus Academy.

Магистерская программа «Бизнес-дизайн» создаёт новые точки соприкосновения между мирами бизнеса и дизайна. Студенты работают над проектами, равно относящимися как к бизнесу дизайна, так и к дизайну бизнеса.

Просветительская и междисциплинарная программа уделяет особое внимание тому, как подводить методологию проектирования, тонкое восприятие и культуру к любому бизнесу. Студенты имеют возможность изучать ведомый дизайном менеджмент компании, учатся разрабатывать планы развития бизнеса, брендинг, маркетинг и коммуникацию для продуктовых линеек, стартапов и существующих предприятий.

- Почему этот курс появился? Был/есть ли конфликт между дизайном-творчеством и дизайном-управлением?

- Магистерская программа была основана в 2004 году под руководством Джулио Сеппи; в то время, я думаю, цели были другими, но определённо прогрессивными. Сейчас мы готовим студентов-дизайнеров с охватом 360ᵒ, готовых соответствовать ожиданиям рынка. 

Бизнес-дизайнер способен:

- С помощью стратегии ликвидировать текущие направления бизнеса. К примеру, конвергенция нескольких функций в одном устройстве была ничем иным, как планом совершенно нового способа ведения бизнеса. То есть, смартфоны стали следствием этой стратегии, а не причиной.

- Конструировать новый бизнес и перенаправлять старые модели с помощью брендинга. Сегодня компании, перед тем, как выходят с продуктом на рынок, начинают с ДНК бренда.

- Подводить методологию проектирования к формам деятельности, которые, как правило, ведутся в соответствии с управленческими стандартами. Бизнес-дизайнеры обучаются внедрять технические новшества, ведь инновации могут происходить в любой области, в том числе предпринимательской деятельности.

- Какой опыт получают дизайнеры в «Бизнес-дизайне», как это может помочь им в практической деятельности?

- Программа составлена для кандидатов, у которых уже есть высшее экономическое, гуманитарное образование, или образование в дизайне и сопутствующих областях, и которые заинтересованы в приобретении организационных и управленческих навыков с помощью междисциплинарного подхода.

Итак, давайте начнём с того, что «Бизнес-дизайн» в Domus Academy не является:

- «Облегчённой бизнес-школой» для дизайнеров.

- «Облегчённой дизайн-школой» для бизнесменов.

«Бизнес-дизайн» представляет собой довольно новое направление, основанное на внедрении процесса проектирования в бизнес. Поэтому, пожалуйста, не думайте, что бизнес-дизайнеры делают только финансовые прогнозы после того, как другие дизайнеры уже сделали свою работу. Как правило, они заранее спрогнозируют и скажут вам, будет ли ваша идея востребована на рынке или нет.

«Бизнес-дизайн» основан на сильной исследовательской базе. Это означает склонность к рабочим гипотезам и открытому уму. Как Тим Браун, генеральный директор IDEO отметил: «Человекоориентированный подход к инновациям опирается на инструментарий дизайнера, чтобы объединить потребности людей, возможности технологий, а также требования делового успеха».

- Давайте поговорим о брендинге в процессе дизайна, продвижении портфолио. Как это происходит?

- Брендировать посредством дизайна означает начать с разработки концепции развития. Это не просто представление о продукте или продукции, но и охват всего горизонта производства и распределения с помощью глобальной стратегии. Так что здесь мы снова подходим к вопросу, с которого начали. Для брендирования посредством дизайна, бизнес-дизайнер должен, прежде всего, понять стратегию компании. Первостепенны понимание того, что делает клиент, и предложение путей преодоления разрыва между реализацией стратегии и проектированием бренда.

Одно есть отражение другого настолько, насколько возможно. Таким образом, фактический первый шаг, чтобы не начинать всё сначала, – просто сформировать стратегическое видение, словно раньше его и не было. Для брендинга необходимо сначала проанализировать компанию, её стратегические перспективы, тактику, средне- и долгосрочные цели.  А затем исследовать рынок, конкуренцию, вероятное развитие событий, изменения временного контекста. Другими словами, если брендирование – ликвидация разрыва между стратегией и брендом, то начать брендинг нужно с проведения исследований на тему того, что может, а что не может быть изменено в стратегии.

- Вы учите студентов, как продавать идеи, как проводить брифинг творческой команды, как Вы думаете, эти механизмы глобальные, универсальные, или в каждой стране, из-за разности менталитетов, есть свои особенности этих процессов?

- Интернационализм является ключевым элементом деятельности Domus Academy. Быть всегда в контакте с мультикультурным и междисциплинарным профилями – часть моих ежедневных задач. Так что, я думаю, что понимание всегда следовать процессу является ключом. И, честно говоря, это секрет, который заставляет меня профессионально расти каждый день.

- Пожалуйста, назовите особенности Вашего курса, которые Вы считаете важными/ уникальными. Какова Ваша цель в плане развития бизнеса и дизайна с учётом четвёртой промышленной революции и растущего технологического роста мирового сообщества?

- Я считаю, что одним из самых сильных аспектов DA является то, что она даёт возможность студентам во время рабочих групп быть постоянно связанными с ведущими компаниями творческих отраслей, в то же время ими руководят профессиональные консультанты и менеджеры проектов факультетов, специализирующихся в определённой отрасли.  

В магистерской программе «Бизнес-дизайн» есть два основных воркшопа – «стратегия продукта» и «предпринимательство с помощью дизайна», – которые могут определить деятельность будущих бизнес-дизайнеров.

Например, если вы хотите продолжить карьеру в качестве стратегического консультанта, то рабочая группа «стратегия продукта» представляет собой идеальное моделирование, студенты будут работать в междисциплинарной группе, взаимодействуя с продуктом, визуальным брендом, бизнес-дизайнером. Цель заключается в разработке проектных предложений, способных объединить различные подходы в качественно новую стратегию. Значительная часть воркшопа посвящена определению бизнес-модели, соответствующей целям и масштабам проекта и исследующей универсальность решения, технико-экономического и инновационного потенциала.

Кроме того, я твёрдо убежден в том, что воркшоп «предпринимательство с помощью дизайна» является уникальным опытом, даже если вы не хотите становиться предпринимателем.

На самом деле, студенты всегда спрашивают про работу в «идеальном бизнесе», исходя из предположения, что каждый успешный бизнес – реализация того, что сначала было лишь мечтой. «Предпринимательство с помощью дизайна» подразумевает применение методологии проектирования, тонкого восприятия и культуры бизнеса.

На рынке, где инновации возрастают не постепенно, а в геометрической прогрессии, дестабилизация становится фактом жизни, с которым нужно будет ежедневно считаться. Чтобы быть успешным, бизнес должен быть либо революционным, либо готовым быть разрушенным в любое время. В прошлом бизнес-модели могли успешно существовать в течение десятилетий и даже столетий. Сегодня мы должны быть готовы к разрушительным изменениям, которые мы будем или не будем поощрять. Дизайн-мышление – решение проблемы деструктивного развития. Это теория, разработанная Дэвидом М.Келли, Роджером Мартином и Тимом Брауном, о применении инструментов из мира дизайна и смещении фокуса на человеческое поведение. Я считаю, что с помощью этой методологии дизайнеры смогут представлять будущие проекты, всегда прикреплённые к социальной культурной среде и сдвигам парадигмы.

Благодарим Марию Твардовскую (profitoprofit@gmail.com), официального представителя Domus Academy в России, за помощь в подготовке материала.

546
Текст: Афонина Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

10 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта