Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
4 июня 2015 г.

Эдуард Жегалин: «Наша цель – помогать архитекторам!»

Как избежать искажения проекта в сфере светодизайна? Часть 1.

Эдуард Жегалин – руководитель компании «МДМ-ЛАЙТ» ( http://www.mdm-light.ru ), российского разработчика и производителя светильников для функционального и декоративного освещения. В портфолио компании – системы освещения ТРЦ «Авиапарк» и «Красный кит», пространства The Cube в составе дизайн-завода «Флакон», якутского аэропорта Талакан и других объектов. Московский светодизайнер и эксперт в области светотехники рассказал BERLOGOS об особенностях взаимодействия архитекторов и дизайнеров со светотехническими компаниями.


– Эдуард, какие проблемы возникают в процессе взаимодействия архитекторов и дизайнеров с одной стороны и светотехнических компаний – с другой?
– Цепочка создания системы освещения выглядит примерно так: идея-концепция-проект-рабочая документация-реализация. На каждом из этих этапов могут возникать различные сложности. Бывает, что идею архитектора или дизайнера невозможно выполнить технически или она видоизменяется либо упрощается в соответствии с возможностями производителя осветительного оборудования. Естественно, у авторов проекта это вызывает недовольство.
Случается, что заказчики предъявляют заведомо невыполнимые условия, например, требуют создания технически сложных и дорогих в исполнении световых решений по заниженной стоимости. Или авторы создают такие проекты, будто мы живем в мире с пятью измерениями. Но зачастую требования архитекторов и дизайнеров вполне обоснованы и реализуемы.


Финалист конкурса на разработку концепции общественных пространств на территории завода «Кристалл» – концепция архбюро «Практика» / «МДМ-ЛАЙТ»

– Каким образом?
– Необходимо тесное взаимодействие авторов проектов с инженерами-технологами уже на стадии разработки концепции системы освещения. Простой пример: архитектор хочет создать дизайн-проект интерьера со светильниками, имеющими рамку шириной 15 мм, а производитель светотехники, исходя из своих возможностей, предлагает ему рамку в 5 мм. Вроде бы мелочь, но для проекта это может оказаться важной деталью. И вот из таких «мелочей» складывается одно большое целое. Поэтому, чтобы не вносить существенные изменения в проект на стадии производства или проработать возможность их внесения на этапе проработки концепции, и нужно участие специалистов, разбирающихся в вопросах производства, фотометрии и в целом – в светотехнике.

– Какие способы взаимодействия с архитекторами наиболее эффективны?
– Я бы условно выделил три возможных варианта взаимодействия производителей осветительного оборудования с архитекторами и дизайнерами. Первый: автор проекта приходит с идеей на стадии эскиза, не прорабатывая техническую часть. Второй: автор прорабатывает не только концепцию, но и ее техническую реализацию. Третий: архитектор или дизайнер работает над проектом совместно с инженерами-технологами, специализирующимися на светотехнике. В последнем случае все специалисты трудятся параллельно, каждый – над своей частью. Такой вариант сотрудничества оказывается наиболее эффективным – как по срокам реализации проекта и финансовой стороне, так и по точности исполнения замысла архитекторов.

Освещение торгового центра «Авиапарк» на Ходынском поле в Москве

Инженеры по светотехнике прорабатывают такие технические нюансы, как соответствие светильников существующим стандартам освещенности, нормам пожаробезопасности и пр. Также мы берем на себя работу над вопросами простоты монтажа светильников, удобства их последующего обслуживания, то есть всю инжиниринговую проработку. Если коротко, наша цель – помогать архитекторам. Идея – ваша, реализация – наша.

– Авторы обычно весьма трепетно относятся к своему детищу – проекту. Они не «ревнуют» к нему?
– Вопрос коммуникации, корректного взаимодействия авторов и «технарей» очень важен. Мы никоим образом не ограничиваем архитекторов и дизайнеров в полете творческой фантазии, а выступаем в качестве экспертов, которые знают, как наиболее полно реализовать их идеи.
Уже на стадии разработки мы можем указать примерный вес будущего светильника, его цену, материалы, из которых можно выполнить ту или иную деталь. Управление системой освещения, включая диммирование светильников, создание аварийных версий светильников – это все задачи, решение которых мы берем на себя. Если автор изменяет концепцию проекта, мы тут же вносим поправки в техническую часть. Разумеется, используется и электронная почта, и конференции по Скайпу, но самый простой и быстрый путь – обсудить все вопросы при личной встрече.

– А есть наглядные примеры, как происходит это взаимодействие?
– Конечно. Например, при проектировании торгового центра «Авиапарк» на Ходынском поле в Москве нами на основе простого рисунка-схемы была разработана, доведена до натурной модели и запуска в серию новая линейка светильников Ariz. Стояла задача не только создать должный уровень освещенности, но и визуально отсечь запотолочное пространство. При этом нужно было обеспечить комфортное для глаз освещение. Работавшие над проектом английские архитекторы иллюстрировали данную идею на примере с автомобильными фарами: их свет в ночное время ослепляет, а при дневном освещении – практически не виден. То есть нужно было уменьшить световой резонанс – явление, возникающее при контрастном освещении и имеющее ослепляющий эффект.


Модель Ariz

В результате и появилась модель Ariz с комбинированными источниками света, один из которых формирует большую светящуюся поверхность, а второй служит для функционального освещения. Идея архитекторов была реализована, а сам светильник получился столь удачным, что был запущен в серию. Кроме того, данный светильник прорабатывался как аварийный, соответственно под эту задачу был создан блок аварийного освещения.


Светильник, формирующий образ дерева

Другой пример: один из архитекторов, занимавшийся проектом торговой галереи, предложил нам создать светильник, формирующий образ дерева. Его важными эстетическими элементами должны были стать «крона» и «ветви». За основу нами был взят серийный светильник Nimb, который смог с успехом претендовать на роль импровизированной кроны, и украсит любую торговую галерею, парк и пр. Здесь мы видим пример реализации светового решения по заданию архитектора с нуля.


Светильник Nimbra

– Не могли бы Вы рассказать о создании с нуля какого-либо сложного решения системы освещения?
– Обычно разработка светильников с нуля характерна для работы с большими пространствами, где важно не только горизонтальное, но и вертикальное освещение. Скажем, сейчас нами ведется работа над системой освещения для нового аэропорта, где авторами проекта были предложены крупногабаритные светильники в виде дирижаблей 72 м в длину.



Эта нетривиальная задача осложняется требованием по акустике помещения. Необходимо реализовать решение с использованием звукопоглощающих материалов, которое не только обеспечивало бы надлежащее освещение, но и способствовало созданию комфортной звуковой среды. Следуя данным требованиям, мы также добились того, что вес одного из элементов с габаритами 6,5х2,5 м и толщиной 12 см составляет всего 20 кг. Специалисты поймут, насколько мал данный вес для этого размера. То есть столь сложное задание оказалось возможно выполнить, вдобавок существенно снизив нагрузки на несущие конструкции. Также специально для этого проекта нами была разработана методология и последовательность высотного монтажа крупных светильников на объекте.


Гипсовый светильник Sivi

Еще один пример индивидуального решения – гипсовый светильник Sivi, разработанный нами для дизайн-проекта частного коттеджа. Необходимо было создать урбанистичный осветительный прибор с отраженным светом, корпус которого можно было бы легко покрасить в нужный цвет. В качестве оптимального варианта, удовлетворяющего всем этим требованиям, был выбран гипс как материал изготовления.
Такие заказы мы тоже выполняем, но надо понимать, что стоимость индивидуального решения всегда отличается от цены серийной модели, зачастую в разы. Бюджет проектов все-таки играет немаловажную роль. Поэтому наиболее оптимальное решение – скорректировать в соответствии с требованиями проекта серийную модель светильника. Возможные изменения касаются не только цвета корпуса, но и его габаритов, светового потока, цветности, КСС (кривая силы света) и прочих характеристик.


Освещение аэропорта Талакан в Якутии

Например, для аэропорта Талакан в Якутии, где широко применяются ламельные потолки всемирно известной фирмы Hunter Douglas, требовалось не только «вписать» светильники в потолки по габаритам, но и четко их отцентрировать. В этом проекте архитектурной мастерской «Дмитрий Пшеничников и партнеры» нами были использованы серийные светильники с небольшой доработкой – узлом для центрирования.

Окончание следует.


Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта