Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
4 июля 2016 г.

Эдуард Кубенский: «Архитектор – это человек, который смотрит в будущее!»

С 18 по 22 мая 2016 года на «Пермской ярмарке» прошли Дни архитектуры. Ярким событием Дней стал приезд в Пермь архитекторов из ряда российских городов и зарубежных стран. BERLOGOS побывал на выступлениях именитых гостей.

Один из них – Эдуард Кубенский, архитектор, директор и главный редактор издательства TATLIN, член градостроительного совета Екатеринбурга, поведал слушателям о практике городских интервенций.

«У современного архитектора очень велик соблазн построить очередной дом, при этом, чем он будет выше и больше, тем его автор будет считаться более успешным. Архитекторы забыли, что смысл любой профессии – познание себя, познание мира. Мы шлёпаем одну бетонную этажерку за другой, одевая их в разноцветные платьица. Архитекторы перестали изобретать, их в большей степени интересуют слава и деньги, чем устройство мира. Большинство из них настолько удовлетворены современными строительными технологиями, подаренными XX веком, что они даже не возражают против их давления. Но, думаю, ситуация изменится уже на нашем веку. Уверен, наступает эпоха Возрождения», – начал разговор Эдуард. В Екатеринбурге у Кубенского особая миссия: он не только возглавляет одно из ведущих архитектурных издательств России, он пытается, ни много ни мало, изменить мир, изменить окружение вокруг себя, изменить себя. Пермякам он рассказал о перфомансах и инсталляциях, реализуемых его командой, о попытке найти границу между художественным и божественным и даже о природе чудесного.

Эдуард Кубенский:

– Основная цель наших проектов – поиск собственной идентичности. Именно поэтому они такие разные. Нам одинаково интересно прошлое и будущее, детское творчество и работы мастеров, природа Урала и его промышленность. Пожалуй, нет той области деятельности, к которой мы были бы равнодушны.

Один из самых громких проектов Эдуарда Кубенского – «Кладбище домов». Автор, используя ритуальную символику, попытался увековечить память о разрушенных за двадцать лет домах Екатеринбурга.

Эдуард Кубенский:

– Когда навсегда уходит кто-то из близких, очень трудно свыкнуться с мыслью, что жизнь изменилась и единственное, что осталось – воспоминания. Чтобы смягчить горечь утрат мы можем часами рассматривать фотохронику, подолгу перебирать старинные вещи, ходить на кладбище. Хотим мы того или нет, но кладбище занимает в на­шей жизни одно из важнейших мест. Мы может ни­когда не побывать в театре, музее, библиотеке, парке культуры, ресторане, но мы непременно и не единожды посетим кладбище. Неверно думать, что кладби­ще — это только мрачная, горестная сторона нашего существования: чаще всего мы бываем в печали на кладбище лишь в день похорон, а позднее посещение дорогой могилы вызывает, как пра­вило, чувство умиротворения и умиления. Сегодня, когда мы уже не в силах вернуть утраченный Екатеринбург, нам остаются воспоминания. Мы вспоминаем уникальную резьбу деревянных наличников жилых домов, фигурную кирпичную кладку купеческих особняков и облупившуюся штукатурку памятников конструктивизма. Они ушли, как нам хочется думать, по независящим от нас причинам. Нам очень жаль, что мы не смогли ничего оставить о них себе на память. Но мы хотим помнить, что они были. Нам нужно время, чтобы свыкнуться с мыслью о том, что жизнь изменилась, нужно время, чтобы обрести чувство умиротворения и умиления, нужно время, чтобы осознать, как не допустить новой утраты. Мы хотим оставить всем нам хоть что-то на память!

Проект «Кладбище домов» был представлен в 2012-ом году в Ночь музеев в Екатеринбурге. Идея появилась у автора после радикальных действий одного из ведущих застройщиков Екатеринбурга, цинично разрушившего 8 марта 2012 года здание Пассажа 1916 года постройки. В поисках симметричного ответа художник возвёл на газоне в центре города 48 небольших кенотафов с фотографиями снесённых исторических зданий.

«Современный архитектор – связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Окружённый артефактами прошлого, он творит будущее, используя инструменты, материалы и технологии настоящего», – говорит Эдуард Кубенский, для которого символом обновления, примером развития и поиска новых смыслов и содержания был и остаётся Владимир Татлин, живописец, дизайнер, один из крупнейших представителей русского авангарда и родоначальник художественного  конструктивизма.

«Старое и новое в природе всегда существуют гармонично. Гумус, образовывающийся после увядания травы и листьев, питает новые ростки, так же, как и история питает новые идеи. Между старым и новым не может быть вражды, потому что без одного нет другого. Любая война это борьба за деньги, за деньги и власть», – продолжает архитектор – «Сегодня Екатеринбург находится в состоянии войны. Я называю её Первая футуристическая война Екатеринбурга. В погоне за региональным лидерством, которое происходит на фоне приближающегося 300-летнего юбилея города, бизнес-элита и власть готовы пожертвовать всем, в том числе и своей историей. Как мне кажется, мы устали замаливать грехи прошлого, нам нужны новые жертвы. Ими становятся исторические здания, малахит и даже Борис Николаевич Ельцин. Оправдываясь созданием новых рабочих мест, мы строим торговые и бизнес-центры на месте краснокирпичных особняков и деревянных домиков с иконостасной резьбой наличников, упрощая добычу меди, мы растворяем кислотой малахит, а первый Президент стал у нас новым мучеником, которому мы быстренько сбацали «мемориал». Мы перестали мыслить категорией вечности. Нам кажется, будущее наступило и, как бы парадоксально это ни звучало, единственно чего нам не хватает в этой жизни – вечной жизни! Сейчас мы переходим в эпоху временности. Прошло то время, когда строили «на века». Мы все становимся «арендаторами» во всём, что нас окружает и составляет суть нашего бытия. Плохо это или хорошо – я не знаю, но уверен человечество не может существовать без смены культурной парадигмы. Это как смена времен года, весной набухают почки, летом зреют плоды, осенью опадают листья, а зимой мы пьём чай с вареньем. Сейчас наступает время весны. Высаживая семена, никогда не знаешь, каким будет урожай! Можешь только догадываться, ну и не забывать поливать и пропалывать, главное не перелить и не вырвать по ошибке то, что растишь».

Один из последних проектов TATLIN «Орхидеи Урала» или как его любит называть Эдуард «Новый малахит». На месте снесённого 4 года назад «Пассажа» художнику удалось «вырастить» 20 уральских орхидей. Они изображены на металлических листах гигантских световых инсталляций в сквере перед вновь выстроенным зданием торгового центра. Девелопер, чьи радикальные действия стали причиной возникновения «Кладбища домов», теперь «вдыхает» полной грудью цвето-динамический «запах» инсталляции Эдуарда Кубенского.

«На Урале произрастает 39 уникальных видов северных орхидей. Все они занесены в Красную книгу, растут на болотах, скальном грунте и толстом слое лесной подстилки, боятся яркого солнца, первые пять лет живут под землёй, а цветут только на 17 году жизни. Все они представлены на нашей последней выставке в екатеринбургском офисе. Добро пожаловать в Екатеринбург, добро пожаловать в  TATLIN, добро пожаловать в новый мир!»  –  констатирует Эдуард.

Читайте также:

Градомечтатель и человек Возрождения

Автор текста: Евгения Караскина



Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта