Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
30 января 2017 г.

Дмитрий Шатилов: «Вскрыть красоту можно в самом обыденном»

Петербургский архитектор и преподаватель Института им. И.Е. Репина Российской академии художеств (РАХ) Дмитрий Анатольевич Шатилов рассказал в интервью BERLOGOS о противоречивости принципов, показал собственные проекты и затронул современные градостроительные проблемы Северной столицы.

 – Вы преподаёте в Институте им. Репина в Санкт-Петербурге и являетесь действующим архитектором и дизайнером. Какие у Вас творческие принципы?

 – То, что часто называют принципами, – это всего лишь композиционные приёмы. Они востребованы, если уместны и своевременны. Они противоречивы: перетекание пространств и их изоляция, зонирование и планировочная гибкость, конструктивная честность и тектоническая выразительность.

В противоречие вступают и более общие принципы. Так, принцип информативности, богатства разработки противоречит принципу простоты, а принцип социальной обусловленности – принципу индивидуальности образа; да и внутри каждого можно выделить враждующие уровни. Например, архитектор может ориентироваться на запросы группы, определяемой заданием, либо на требования непосредственно заказчика, либо на оценки референтной группы.

Моё кредо: целостность, то есть ясность, узнаваемость сложно детерминированной формы. Такой уровень монументальности достижим только в свободном творчестве.

 – Вы живёте в историческом центре Петербурга, выступаете за сохранение исторического наследия. В интернете даже есть Ваше видеообращение по поводу проекта «Охта-центра», который впоследствии стал «Лахта-центром». Какие проекты в нашем городе вызывают интерес?

 – Санкт-Петербург сегодня представляет шедевры мирового уровня не только в сфере социального жилья. Очень выразителен интерьер фойе новой сцены Мариинского театра, что, однако, не искупает провала общего решения здания.

Фойе новой сцены Мариинского театра

 Завершается строительство стадиона по проекту Кисё Курокава на Крестовском острове. Рядом появились эстакады скоростных дорог. Идеи архитектора Александра Сергеевича Никольского здесь приобрели современное звучание – сформировался один из самых выразительных урбанистических ландшафтов.

Стадион – проект Кисё Курокава

 В то же время концепции развития города не выработано. Современный мегаполис резко отличен от исторического города с его устаревшей инфраструктурой. Создание на новом месте делового и коммерческого центра позволит снизить нагрузку на старый город и сохранить его достоинства, позволит реализовать новаторские градостроительные идеи. Таких мест должно быть несколько: Лахта, Парнас, долина реки Охты за кольцевой дорогой, Усть-Луга. Но главным, наиболее престижным станет район в среднем течении Невы, там, где ещё Екатерина Великая выбрала место для Пеллы, своей резиденции. Вертикали здесь станут доминантой сценария, раскрывающегося по величественной цепи акваторий от Балтики к Ладоге. Это древний путь «из варяг в греки», а также «из варяг в персы», символ преемственности в политике города. И виды раскрываются ошеломляющие. При этом ущерба силуэту старого города не будет.

Лахта-центр

 Я категорически против высотной застройки в устье Невы, которая нарушит внутренние панорамы города. Надо избавиться от механистической идеи «воронки» при регулировании высотности застройки и перейти к концепции «театрон»: получатся как бы трибуны греческого театра, обращённые на залив, словно на сцену. Кроме того, в «трибунах» следует выполнить «прорези» для охраны визуального завершения основных перспектив XVIII века. Ну, а «Новый акрополь», каким станет Сити, позволит избежать взаимного разрушения коммерческой и классической культуры. Не блокировать, а дать импульс развитию города – в этом задача нашего поколения.

 – Над чем работаете сейчас? Что закончили недавно?

 – Сейчас начал работу над проектом жилого дома с гостевым флигелем и бельведером в Сергиевке, на перепаде рельефа, который отмечает границы древнего Балтийского (Литоринового) моря. Геология, история места и характер заказчика – основа работы.

Эскиз проекта жилого дома в Сергиевке, под Петергофом. Арх. Д.А. Шатилов

 Ещё очень важными для меня стали работы со скульпторами. Вместе с Григорием Лукояновым и Юрием Серафименко сделали на Волковском кладбище надгробный памятник чудесной вокалистке, народной артистке СССР Татьяне Лавровой.

Надгробный памятник народной артистке СССР Татьяне Лавровой, Волковское кладбище, Санкт-Петербург. Арх. Д.А. Шатилов

Кроме того, вместе со скульптором Владимиром Эмильевичем Горевым выполнил надгробный памятник Ю.Ю. Потёмкину, солисту Мариинского театра, выдающемуся мастеру характерного танца. Друзья звали Георгия Георгиевича «Ю.Ю.», так в эпитафии и написано. А дальше: «…служил Господу и искусству».

Надгробный памятник солисту Мариинского театра Ю.Ю. Потёмкину, Смоленское кладбище, Санкт-Петербург. Арх. Д.А. Шатилов

 Считаю необходимым работать как можно больше с коллегами-художниками. Люблю работать с каменщиками, бронзолитейщиками, гипсоформовщиками, кузнецами, мебельщиками, специалистами художественного текстиля. Люблю дорогие материалы, богатые свето-пространственные построения. Бывает, что заказчики позволяют использовать самые лучшие технологии, дают возможность усилить «интеллектуальную» составляющую среды, сделать её более «отзывчивой» к потребностям людей. В основном это частные квартиры, как, например, на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге.

Квартира на Литейном проспекте, Санкт-Петербург. Арх. Д.А. Шатилов

 В то же время хочу отметить, что можно найти простые решения. Вскрыть красоту можно в самом обыденном. Главное – создать образ, то есть некую целостность, таинственную, не подлежащую объяснению.

 – Именно это Вы и пытаетесь донести до студентов – будущих архитекторов?

 – Мне хочется восполнить то, что никто не найдёт в учебниках – принципы. Различные художественные средства собираются в композиционные приёмы, когда есть цель у автора. Мы, преподаватели, не можем ему навязывать цель. Но академический подход, в основе которого отношения человека и природы, людей между собой, подводит к правильным решениям в архитектуре.

 – Помимо лекций по истории и основам архитектуры, Вы ещё консультируете студентов в церковно-исторической мастерской А.К. Крылова. Как Вам нынешнее «младое племя»?

 – Талантливые ребята. В мастерской Александра Константиновича Крылова легко работается. Есть полное взаимопонимание. Студенты сами требуют поддержки, консультаций. Это, конечно, заслуга их руководителя. У нас есть точное общее понимание стиля, масштаба, колористики. В помещении мастерской, а это часть бывшей квартиры академика Фёдора Толстого, сохранились исторические стены, своды, камин, бронзовый светильник, лепнина, столярные заполнения дверных, столярные и металлические – оконных… Стараюсь всё перечислить, поскольку в наши дни особую ценность приобретает непрерывность исторической ткани. Несмотря на тесноту помещений, у нас царит тёплая атмосфера. Здесь комфортно и престижно работать.

Смотр студенческих работ в мастерской церковно-исторической живописи А.К.Крылова

  ЛИЧНОЕ ДЕЛО

 Дмитрий Анатольевич Шатилов родился в 1959 году в Ленинграде в семье инженеров. Учился в художественной школе ЛГХШ на наб. канала Грибоедова («Антоновка»). Окончил Институт им. И.Е. Репина Академии художеств СССР в 1983 году по специальности «архитектор-художник». Своими учителями считает архитекторов Игоря Ивановича Фомина и Якова Николаевича Лукина, под руководством которого преподавал. Работал реставратором архитектуры в Старой Ладоге, Царском Селе, Гостилицах и др. Занимался реконструкцией храма Успения Пресвятой Девы Марии (1-я Красноармейская ул., 11). Преподаёт в Институте им. И.Е. Репина с 1987 года; курсы: «Основы архитектуры», «История античной архитектуры», «Реставрация памятников архитектуры», «Архитектурное проектирование», «Архитектура православного храма». Автор научных статей, посвящённых формированию среды памятников архитектуры и метафизике Санкт-Петербурга.

 Читайте также:

Что творят в Академии художеств? Студенческие работы со дня открытых дверей

Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта