Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
20 мая 2016 г.

Бумажная архитектура от Ноа Хаим

Ноа Хаим – архитектор, дизайнер, специализируется в разработке стратегий городского развития. Мы побеседовали с ней после мастер-класса на Фестивале науки в Dukley Academy в Будве (Черногория).

С 2009 года Ноа Хаим, выпускница института Берлаге, руководит собственной мастерской Collective Paper Aesthetics, базирующейся в Роттердаме, Нидерланды. В сотрудничестве с музеями и модными брендами, выставочными организациями студия разрабатывает развивающие игрушки, практичную мебель и создаёт временные площадки для коллективной творческой активности посетителей торговых или научных центров.

Ноа, в ходе Фестиваля науки, организованного школой Dukley Academy в Будве, Вы проводите лекции для всех желающих, где на примере Ваших конструкторов показываете важность пространственного мышления. В этот раз на лекциях много детей. Вас это не удивляет?

– Я провожу много разных лекций: какие-то предназначены для детей, какие-то для студентов – будущих архитекторов. Есть лекции для взрослых людей. Аудитория может быть различной, и с каждой по-своему интересно работать. Мне кажется важным поддерживать развитие детского воображения. Фантазия не должна с возрастом угасать. И потом творческая работа с любым материалом в итоге превращается в метод коммуникации, участия, творения и развития. Меня всегда занимает то, что люди создают с помощью предложенных мной паттернов. С детьми заниматься очень увлекательно.  Многие идеи абсолютно неожиданны. Так что это общая работа, надеюсь, интересная с обеих сторон.

Фестиваль науки, организованный Dukley Academy, Будва 

– Какова основная цель Ваших лекций, занятий?

– Я провожу не просто лекции. Это совместная деятельность, активность. На самом деле всё произошло из-за моей большой ошибки. Элементы конструктора, предлагаемого на занятиях, – часть моей выпускной работы в архитектурной школе. В 2008 году я презентовала её на Лондонском фестивале архитектуры. Моя модель должна была состоять из двух тысяч частей. То есть было две тысячи сочленённых многогранных бумажных паттернов, которые собирались в довольно крупный модуль. Для примера, сегодня на лекции мы имели дело с сотней модулей.

Фестиваль науки, организованный Dukley Academy, Будва 

В Лондоне я поняла, что не успеваю собрать модель самостоятельно. Ко мне присоединились друзья. Но мы всё равно не укладывались в срок. И тогда организаторы фестиваля бросили клич и пригласили всех желающих поучаствовать в сборке. По сути, речь шла об участии в процессе архитектурного творчества. Призыв оказался очень успешным – пришло много людей.

Все последующие восемь лет я развиваю этот проект. Он серьёзно вырос. Сейчас часть моих лекций проходит в научных музеях и центрах. Поскольку мы имеем дело с геометрическими формами, дети учатся геометрии, собирая модули, развивают пространственное мышление. Часто я работаю с архитектурными академиями и академиями дизайна. Порой меня приглашают компании, занимающиеся фэшн-бизнесом, торговые центры. Они организуют занятия для своих посетителей. В итоге получилось, что проект оказался интересен различным людям, любого возраста, независимо от того, на каком языке они говорят. 

От автора: Ноа Хаим разработала особую методику решения градостроительных проблем на базе бумажного конструктора, за что получила уже несколько международных наград. Преподает в Роттердамской академии строительства на архитектурном факультете. Сейчас с её помощью реализовано более 40 проектов в Европе и Азии, Северной Америке.

Расскажите о Ваших последних интересных проектах.

– В прошлом году у меня был замечательный проект на Фестивале науки в Москве. Специально для него я разработала интерактивную инсталляцию Rings, которая собирается по принципу конструктора. Пришло громадное количество людей. Это происходило в Политехническом университете. Модуль создавался из тысячи паттернов, и в итоге получилась впечатляющая конструкция.

Проект в Мадриде 

После этого я ездила в Джакарту, в Индонезию. Никогда не могла подумать, что мои работы будут понятны и востребованы практически на другом краю земли.  Необычный проект осуществили в прошлом году в одном китайском торговом центре, где посетителям предложили создать город из оригинальных блоков довольно большого размера – примерно с детское кресло.

А в начале мая я была на Тайване. Там удалось воплотить самый большой в буквальном смысле проект из реализованных мной. Был сделан робот-ветряная мельница из картонных модулей. Его высота составила 4,8 метра. Кроме него там было ещё два робота меньшего размера. Под экспозицию отвели отдельный павильон.

Проект, Тайвань

От автора:  Проект «Rings»(Кольца) в Петербурге в 2015 году прошёл под девизом «Ring is the thing». Интерактивная инсталляция из картона собиралась по принципу конструктора: без ножниц и клея. Элементы были сделаны в стилистике логотипа Политехнического музея. Строительство Rings, в котором приняли участие несколько сотен студентов, продолжалось три дня. В итоге была создана пятиметровая в диаметре конструкция.

Вы не раз говорили на своих лекциях, что простой бумажный конструктор позволяет почувствовать город, понять его и изменить. Почувствовать и понять – с этим всё ясно. Но как с помощью бумажного конструктора можно изменить городской ландшафт?

–Я думаю, мои конструкции помогают изменить образ мыслей людей по поводу устройства городской архитектуры. Когда вы понимаете систему, то видите, что всё устроено из модулей. Посмотрите, что было создано в ходе сегодняшних занятий? Часть из этих модулей выглядят, как современные здания. Создавая такие конструкции своими руками, вы понимаете принцип организации городского пространства вокруг вас. Всё состоит из модулей –  любое здание. Но и сами модули состоят из отдельных паттернов, которые могут меняться. Тогда вы осознаете, что пространство может быть различным.

В каких случаях требуется временная архитектура, и возможно ли последующее реальное использование увиденных с её помощью приёмов?

– Посмотрите на примере проекта, осуществленного в Тайване. Мы строили робота-мельницу. Давайте вспомним, что ветряная мельница исторически была важным элементом производства в Нидерландах и других странах. Она откачивала воду из низин, давая возможность развивать сельскохозяйственное производство. Мельница-робот была сделана в 3D формате. Она соединяет трёх роботов, создавая структуру мега-робота. Таким образом, конструкция даёт уникальную интерпретацию производства энергии с помощью ветряной мельницы. Но в этом случае речь идёт не только о физической или механической энергии. Мы говорим о социальной силе, сотрудничестве и интеграции. Соединяя картонные детали, мы совместными усилиями объединяем энергию социального сотрудничества.

Что касается воплощения в конкретные разработки товаров и продуктов, то большую заинтересованность проявляют создатели игрушек-конструкторов по типу лего, компании, интересующиеся трансформирующейся мебелью. Надеюсь, что с помощью конструкторов новый взгляд на, казалось бы, очевидные вещи, поможет изменить пространство вокруг нас, сделав его более удобным.

Фото Маргариты Епатко, фото выставки в Тайване и экспозиции в Мадриде  предоставлены Ноа Хаим.

230
Текст: Епатко Маргарита

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

10 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта