Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
BERLOGOS «по ту сторону экрана»: Владислав Латош
Искусствовед, специалист по русской архитектуре XIX – начала ХХ вв. (в том числе неоготика, эклектика и модерн), журналист, ведущий рубрики «культура» телеканала «МОДА». Сфера интересов: искусство рококо, романтизм и экспрессионизм. Помимо прочего занимается режиссурой и является художественным руководителем частной киностудии. Его работы неоднократно получали премии и призовые места на международных конкурсах, в том числе на конкурсе Goethe-Institut в Москве (2013, первый приз) и конкурсе Британского Совета «Inspired by Hitchcock» (2014, серебро). Живёт в Москве.
– Существует много журналов о дизайне и архитектуре, что такое BERLOGOS?
– Я бы сказал, что это очень свободный журнал, который не ограничивается привычными рамками. Для автора это всегда важно.
– Как возник интерес к архитектуре? Что привлекает? Какое место она занимает в Вашей жизни?
– Думаю, архитектура оказывает огромное влияние на тех, кто с ней соприкасается. Я начал любить архитектуру уже в самом раннем детстве. Меня всегда привлекала история стилей, и я начал свои первые шаги в постижении это дисциплины ещё в начальной школе. Мне это казалось естественным. В университете я удивился лишь тому, что архитектура даже моим коллегам не всегда так интересна. До сих пор, когда я приезжаю в какой-то новый город, я ловлю себя на мысли, что не люди в большей степени, а именно архитектура определяет моё отношение к нему.
– Почему Вам нравится писать об этом? Как происходит процесс? С чего всё начинается? Как приходит вдохновение?
– Это как спрашивать поэта – почему он пишет стихи. Я искусствовед, а предметом изучения искусствоведа является то, что он любит и что понимает, в противном случае – это трагедия. Иногда меня неудержимо тянет написать о каком-то явлении, иногда мне приходит свежая мысль, или я нахожу любопытную информацию, и мне хочется ей поделиться.
– Есть ли у Вас стилевые предпочтения? Каким образом они сформировались?
– Конечно есть. Искусствовед может гнать от себя «вкус», но правильно ли это? В данном вопросе мне близка художественная критика XIX века: Джон Раскин, Уолтор Пейтер… Конечно, можно смеяться над их чрезмерной художественностью и «ненаучностью», но без уважения говорить об их методах как-то неуместно. Приятно, когда архитектор владеет стилем! Когда в рамках общего замысла рождается архитектоническое совершенство. И тут могут быть самые различные примеры – от храмов древности до готики, рококо, модерна, ар деко, экспрессионизма или даже эклектики. Главное – это вкус, смелость и яркость.
– Хотели бы Вы когда-нибудь быть архитектором? Что построили бы?
– Когда-то я думал о профессии архитектора, но в итоге стал изучать архитекторов и их искусство. В школьные годы я целые тетради заполнял эскизами фасадов, аксонометриями зданий, планами парков и даже городов. До сих пор мне приходят на ум любопытные дизайнерские решения – возможно, когда-нибудь они пригодятся. Для начала можно было бы построить особняк – это не дурной зачин, как мне кажется.
Комментарии