Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Арсений Борисенко – о визуальной среде и архитектуре для людей
Архитектор и соучредитель архитектурной мастерской za bor (Москва).
– Арсений, если бы сейчас перед Вами стояла задача разработать градостроительную концепцию нового населенного пункта, какой бы она была? Чем бы она отличалась от нынешних городов?
– Возможно, это была бы структура, состоящая из отдельных городских кластеров – массивов, разделенных благоустроенными парковыми зонами. Каждый из них был бы самодостаточным, а объединены они могли бы быть подземной транспортной сетью, включающей в себя автомобильные дороги, метро, парковки и другие необходимые объекты.
– Есть ли город, по Вашему личному мнению, градостроительная концепция которого максимально близка к идеальной?
– На мой взгляд, одним из примеров реализации удачной градостроительной концепции является Берлин. В первую очередь, это прекрасно организованная транспортная схема города: двойная система поездов – метро и электрички, которые позволяют передвигаться с разной скоростью в зависимости от длины поездки. Очень важно наличие в городе нескольких «центров» – это распределяет транспортные потоки и другие нагрузки. Можно отметить, что реализация подобной схемы стала возможна в процессе полной послевоенной реконструкции города – отсутствовала необходимость привязки к историческому центру, которая является обязательной для большинства городов.
Генплан Берлина 1991-–2012 гг.
– Времена меняются, у людей и городов в целом появляются новые потребности, как эффективнее вносить изменения в существующую градостроительную концепцию?
– Важно распределять функциональную нагрузку равномерно, а не сосредотачивать в центре. Закладывать на стадии проектирования возможности для роста плотности населения, пассажиропотоков, транспортной нагрузки.
– Какова ситуация, по Вашему мнению, с градостроением, развитием и планированием крупных российских городов, и как ее улучшить? Что для этого могут сделать частные архитектурные мастерские?
– Развитие крупных городов напрямую зависит от культурного наследия прошлых десятилетий. В нашем случае это отсутствие архитектуры как таковой, и, как следствие, абсолютно безликая и убогая визуальная среда, восприятие которой стало нормой для людей и является колоссальным барьером для восприятия чего-либо нового. В данной реальности любые инициативы вызывают только уважение. Самое, на мой взгляд, важное, что могут предпринять архитекторы – пытаться участвовать в процессе развития городов. Хотя, административные директивы бывают непреодолимы, что является очень большой проблемой.
Проект отеля на Страстном бульваре, Москва
– Можно ли сравнить логику разработки концепции города с логикой планировки интерьера или проектированием архитектурного сооружения? Есть ли сходства и существенные различия?
– Несомненное сходство заключается в том, что главным принципом работы на стадии концепции является функциональная оправданность любых решений. В обоих случаях цель – создание комфортной визуальной среды и удобство конечного пользователя.
Теннисный центр на Истре
– У мастерской za bor много необычных концепций, использующих принцип легких конструкций – мобильные дома-понтоны, надстройки, офис-паразит, теперь проект с легкой оболочкой. Как вы считаете, могут ли они найти применение в современных городах, или эти решения скорее временные? Почему они широко не применяются?
– Легкие конструкции чаще всего предполагают высокотехнологичные инженерные и конструктивные решения, с чем в нашей стране существуют определенные проблемы. На данный момент для подавляющего числа построек первичным фактором является экономический аспект, а не изящное конструктивное решение. Согласитесь, проще построить коробочку из кирпича, а не разрабатывать сложный и нестандартный конструктор.
Пентхаус в Хамовниках, Москва
Легкие сборные структуры уже находят свое массовое применение – это промышленно производимые комплектующие, что неизбежно приводит к некоторой стандартизации. Альтернативой может послужить заинтересованность инвесторов в нестандартных проектных решениях, что в любом случае ведет к существенным дополнительным расходам. Такие инициативы встречаются редко.
Офис-паразит
– Что является наиболее важным вопросом, стоящим перед архитекторами сегодня, если говорить о городском контексте?
– Самый важный вопрос для любого архитектора, независимо от того, в какой среде он работает, – город это или маленькое частное пространство, – осознание собственной ответственности за конструируемую им визуальную среду, оказывающую непосредственное влияние на людей.
– Сегодня люди во всем мире становятся все более похожими друг на друга, у них схожие стремления и цели, одежда, телефоны, машины. Каково Ваше отношение к архитекторам, которые держат «национальную принадлежность»?
– Архитекторы, использующие в практике традиционные национальные приемы, бесспорно, вызывают уважение. Разумеется, в тех случаях, когда этот аспект не довлеет над архитектурой и здравым смыслом.
К сожалению, мы не можем претендовать на новаторство в наших проектах. Мы просто делаем то, что нам нравится. Хотя некоторые наши постройки вполне могут соответствовать концепции «традиции + новаторство», например, наш клубный поселок «Полянка».
Один из домов в клубном поселке «Полянка», Подмосковье
– Сейчас во всем мире много строят «звездные» архитекторы. Совсем недавно в Москве открылся бизнес-центр «Доминион» по проекту Захи Хадид, по случайности на той же улице, что и реконструированный Вами бизнес-центр Московской торгово-промышленной палаты. Как вы относитесь в «пришлым» архитекторам? Есть ли у них возможность и желание погрузится в контекст города или это сугубо коммерческие здания-достопримечательности? (К слову, Заха Хадид в одном из интервью по поводу московских проектов сказала, что она не в курсе, как с ними идут дела).
– Возможно, для архитектора имеет значение понятие так называемого «географического патриотизма», а точнее глубокое понимание характера и духа места, где он живет, что позволит ему вписать постройку в окружающую ситуацию тоньше и аккуратнее, в отличие от «пришлого» архитектора. Однако это работает тогда, когда городская среда имеет выраженный характер.
«Доминион» находится в районе, лишенном какой-либо архитектурной индивидуальности, – типовая застройка 60-80-х годов, на фоне которой он выглядит несколько странно.
Реакция автора вполне понятна – уверен, что данный проект был сделан младшими сотрудниками архитектурного бюро, и «звездный архитектор» не имеет к нему непосредственного отношения.
Бизнес-центр «Доминион», Москва (проект архитектурного бюро Захи Хадид)
– У Вас очень интересные большие проекты для Москвы, которые выглядят как объекты из будущего. Чего ждать от Вашего бюро в будущем? Есть ли какой-то проект, который Вы хотели осуществить в конкретной стране или городе?
– Наше бюро работает только над теми объектами, которые представляют для нас интерес. Соответственно, каждый из них разрабатывается с полной самоотдачей, так как главным мотивом нашей работы является реализованный в материале художественный образ. Ни с чем несравнимое переживание – увидеть в «камне» то, что некоторое время назад было нарисовано собственной рукой на бумаге.
Планируем работать над новыми проектами и делать их интересными. Мы хотим создавать архитектуру для людей. Очень бы хотелось, чтобы ее видели жители города, и она бы доставляла радость и вдохновляла каждый день.
Проект реконструкции фасада кинотеатра «Пушкинский», Москва
Проект легко реконструкции фасадов на примере ТЦ «Атриум», Москва
– Архитекторы проектируют здания, которые будут характеризовать города в течение десятилетий или даже столетий. Насколько трудно проектировать здания для «современного» будущего, представления о котором меняются сейчас ежедневно?
– Из всех аспектов архитектурного объекта, известных с древних времен, как ни странно, именно «красота» является ключевым. Можно строить сколь угодно эргономичные и технологичные здания, но в истории остаются только красивые. Архитектурный стиль, влияние моды и любые другие факторы, подверженные изменениям с течением времени, будут абсолютно нивелированы. Тому множество примеров: от средневековых построек до произведений ХХ века. Не важно, как, кем и когда это было сделано. Если это красиво (а настоящая красота, как ни странно, объективное понятие), это будет жить и вызывать эмоции у следующих поколений.
Авторы: Афонина Татьяна и Костырин Вадим
Комментарии