Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
11 сентября 2015 г.

Андрей Стрельников: «Под толстым слоем пыли скрывается история»

Фотограф и историк Андрей Стрельников – о том, как благодаря консервированной архитектуре можно оказаться в капсуле времени.

Петербург – город, собравший множество образцов архитектурных стилей разных времен, город-шкатулка, наполненный разными рукотворными сокровищами. Многие из них сегодня заброшены и покинуты, и покрываются пылью под мерное капанье минут. Неудивительно, что интерес к подобным объектам достаточно высок, ведь лишь открыв дверь, можно перенестись в прошлое, а это само по себе дорогого стоит. Особенно популярен стал «абандон» (от английского abandon – покидать, бросать, консервировать объектприм. автора) в последнее время – путешественники, профессиональные фотографы и любители стремятся побывать в заброшенных зданиях, чтобы запечатлеть их на камерах и в своей памяти. Незнакомый среднестатистическому туристу Санкт-Петербург на своих снимках открывает Андрей Стрельников – фотограф, историк и колумнист. 

– Андрей, расскажите, с чего началось ваше увлечение фотосъемкой заброшенных зданий?

– Как-то раз мне довелось побывать в старинном особняке Кушелевых-Безбородко, что находится на набережной Кутузова в Санкт-Петербурге. Особняк представлял собой настоящую «капсулу времени», я увидел давно никем не посещаемые залы, покрытые пылью старинные интерьеры, и это произвело на меня огромное впечатление. Кроме того, это был не просто дом с красивыми помещениями, а здание, которое связано с видными персонажами истории Петербурга прошлых веков. Это только усилило мой интерес. 


Особняк Кушелевых-Безбородко 

– Есть ли какой-то объект, который запомнился вам больше всего?

– Пожалуй, это особняк барона Штиглица на Английской набережной. На самом деле уместнее его называть дворцом, ведь под толстым слоем пыли скрываются замечательные исторические интерьеры действительно дворцового размаха. Объект тщательно охраняется, и нелегально попасть внутрь практически невозможно. Благодаря этим строгостям дворец весьма неплохо сохранился, несмотря на то, что время здесь остановилось более 20 лет назад. Он производит прекрасное впечатление.


Особняк Штиглица

– Каково ваше отношение к покинутым зданиям, какие чувства вы испытываете, наблюдая за ними?

– Отношение я бы охарактеризовал как двойственное: с одной стороны подобные застывшие во времени объекты являются настоящим кладезем для фотографа, их фактура никого не оставит равнодушным, а с другой стороны, я как гражданин конечно же осознаю, что они нуждаются в реставрации. 

– Если попытаться обобщить, то, на ваш взгляд, фотографы, снимающие «абандон» в большинстве своем это люди, которые хотят сделать себе имя на выигрышной теме, или те, кто болеет за историческое наследие и стремится с помощью фотографий сохранить символику и дух разных эпох?

– Мне кажется, что это в большинстве своем романтики. Очень многим нравится сам процесс поиска таких объектов и попадания на их территорию, это своего рода квест, иногда очень захватывающий. Большой плюс такого увлечения в том, что, сначала приходя за эмоциями, за впечатлениями, затем люди начинают интересоваться историко-культурным аспектом этой темы, изучать судьбу зданий, историю мест, и это здорово. 


Особняк Кушелевых-Безбородко

– Вы побывали во многих заброшенных зданиях Петербурга: среди них и усадьбы, и церкви, и дома культуры, и фабрики. Как вы думаете, вписываются ли они в облик города?

– Мне кажется, они органично вписываются в традиционную архитектурную среду Петербурга. Это обусловлено тем, что с фасадной части такие здания, по сути, ничем не выделяются среди остальных, если не считать грязных окон и легкого налета общей неухоженности.


Особняк Штиглица


– В «абандон» нередко попадают объекты культурного наследия. Как вы считаете, почему их постигла такая судьба?

– К сожалению, исторические особняки очень часто становятся заложниками многочисленных обременений, которые ложатся на плечи взявшегося за них пользователя или собственника. Огромная стоимость реставрации вкупе с очевидными трудностями приспособления под коммерческие цели делает такие здания малопривлекательными для инвесторов. Кроме этого, многие здания являются неотъемлемой государственной собственностью, и инвестор, вкладывая в подобные объекты свои средства, не становится от этого собственником, что влечет за собой известные риски, на которые далеко не каждый может решиться.

Отправиться в путешествие с Андреем Стрельниковым по заброшенному Петербургу можно здесь.

Фото: Андрей Стрельников

Текст: Борисевич Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта