Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Алессандро Марчелли: «Я верю в элегантность. Независимо от тенденций и модных веяний какого-то момента»
Итальянский дизайнер, архитектор интерьера, арт-директор, лауреат многих международных конкурсов, основатель бюро AM+D рассказал BERLOGOS о преобразовании рабочих пространств, сенсорной архитектуре интерьера и креативном экспериментальном дизайне, участии в международных профессиональных организациях, а также дал несколько советов молодым специалистам.
- Алессандро, Вы не только архитектор, арт-директор и дизайнер интерьера, но и консультант общественного и частного секторов. Как возникло это направление, что оно собой представляет?
- В моей работе мне важно «поймать момент», поэтому мы решили разработать консалтинговую модель с воркшопами и панельными дискуссиями о новых трендах и материалах для компаний и профессиональных сообществ, а в последнее время планируем проводить и для различных общественных субъектов. Своего рода лаборатория идей.
С помощью инноваций, креативности и наработок в сочетании с нашими основными принципами дизайна мы обучаем специалистов из разных профессиональных организаций разработке нового способа оптимизации пространства, со светом, цветовыми и интерьерными схемами. Основная цель – преобразование рабочих мест, где вы проводите большую часть своего времени и имеете дело с разнообразными новшествами, в более гибкие и оригинальные.
В «лаборатории» мы объясняем, как цвет и свет всегда добавляют новую точку зрения и в промышленном дизайне, и в дизайне интерьера, не только изменяя объект, но и мотивируя пользователей на активную работу для достижения благосостояния.
Работа с компаниями и организациями, которые полагались на нашу креативность, по преобразованию рабочих пространств привела нас к разработке всё более иконического и глобального видения архитектуры интерьера, дизайна, света и цвета. Сочетание наших решений и технического интерьера, взаимодействующих друг с другом, каждый раз меняет даже небольшие части пространства и делает всю среду в целом более пригодной для жизни.
Важно создавать эмоцию. Быть способным превратить мечту в реальность. Развивать концепты, идеи, эскизы и сформировать своего рода знак, который останется на долгое время. Каждую линию нужно строить творчески и быть уверенным, что это не просто лишь линия, а она имеет свою функцию, свою жизнь. Из комбинации различных штрихов создать идеальную симфонию подобно тому, как множество музыкальных инструментов в огромном филармоническом оркестре вместе образуют магическую мелодию.
Есть художники, дизайнеры, архитекторы, которые в этом мире создали и создают историю, и когда можно видеть их творения, читать их мысли, ваше воображение способно унестись.
Меня всегда восхищают слова известного архитектора и мастера Оскара Нимейера: «Меня не привлекают прямые линии и углы, жёсткие и негибкие, созданные человеком. Я люблю свободно текучие, чувственные кривые линии. Кривые, которые я нахожу в горах моей страны, в изгибах её рек, в волнах океана, которые видны из окон моей мастерской в Рио, и на теле любимой женщины. Из кривых линий сделана вся Вселенная, искривлённая Вселенная Эйнштейна».
Ещё более утончённые слова памяти директора Zaha Hadid Design Махи Кутай: «Она всегда любила придавать всему форму и, если бы мир не мог найти то, что она хотела, она бы это нарисовала», или Рон Арад, который говорит: «Чем меньше вы видите, тем больше вы видите»… И если это не так просто, всё кажется простым.
- Основные направления Вашей студии – сенсорная архитектура интерьера и креативный экспериментальный дизайн. Как бы Вы определили эти понятия?
- Архитектура интерьера и промышленный дизайн – это две совершенно разные области, но в то же время они, на мой взгляд, комплементарны.
Чувства – часть моего дизайн-метода. Цель – подарить людям, «вступающим» в зрительное восприятие наших творений, уникальные ощущения, не давая какого-либо ориентира.
Каждый раз, смещая точку зрения, вы смотрите на проект, преодолевая зашоренность стереотипами обыденного, сохраняя удивление от наблюдения чего-то нового.
Характеризующиеся округлыми и обволакивающими формами, мои дизайн-модели с их слиянием неожиданности и удобства постоянно находятся в погоне за удивлением в современном мире.
Кривая – это также средство, которое заставляет вас задавать вопросы, бросать вызов стереотипам, уходить с общеустановленного пути, достигать целей. Это восхищение, волнение, удивление, строгость и элегантность чистоты.
Наша дизайн-студия всегда сохраняет баланс между интуицией и стратегией, начиная с самого основания, где инновации, эксперименты с формами, сотрудничество, тщательное исследование материалов и педантичное внимание к деталям соединяются и сосуществуют.
Динамичная команда AM+D начинает с тщательного анализа реализуемого проекта, оценивая каждую отдельную проблему. Мы глубоко анализируем контекст и ключевые аспекты, предоставляемые клиентом, от образа жизни и социального статуса до планируемого для реализации бюджета.
В течение первой фазы – «предварительного исследования» или концепта – мы разрабатываем эскизы вручную, затем, на втором этапе, мы делаем окончательный исполнительный чертёж – фотореалистичные рендеринги, которые позволяют поместить клиента в центр его «нового мира» и почувствовать пространство, будь то офис, дом, гостиница, магазин, спа-салон и пр.
Например, сейчас мы работаем над особенным новым концептом для итальянской компании, который скоро будет представлен в международной прессе.
Новая линия структур для HoReCa задумана, спроектирована, сформирована для того, чтобы дать новую жизнь инновационным высокотехнологичным и мультифункциональным пространствам для поколений new tech.
- Влияют ли новые тенденции на то, что Вы делаете, или Вы создали свой собственный стиль и работаете в нём?
- Я верю в элегантность. Независимо от тенденций и модных веяний какого-то момента. Существуют периоды минимализма и полностью противоположное заполнение каждого маленького пространства.
В моей творческой ДНК я следую тому, что приносит мне чувство удовлетворённости, и в то же время я передаю это клиентам, адаптируя все формы моего гладкого, мягкого и нонконформистского дизайна к правилам повседневной жизни. Но не ради того, чтобы идти против течения, а чтобы попытаться выявить уникальность в каждом проекте.
- Вы являетесь членом нескольких профессиональных организаций – ADI, AIPI, QUALITAIDEU, IFIs, BEDA, ECIA. Лично для Вас, что это даёт? Насколько дизайнеру или архитектору важно быть частью подобных структур?
- Быть частью группы, ассоциации и даже чего-то более «объединяющего», я думаю, это источник гордости и удовлетворения, когда вы вместе достигаете невероятных результатов, как, например, случилось в Италии с признанием профессии «архитектор интерьера и дизайнер».
На протяжении моей карьеры я взял на себя много обязательств в рамках Aipi (Ассоциации дизайнеров интерьера) и понял, что за пределами ассоциации целая вселенная. Каждое отдельное событие, каждый документ – это результат огромного количества работы, и вы должны предоставлять всю необходимую поддержку людям, которые уделяют своё время и прилагают усилия.
- Вы участвовали во многих конкурсах. С профессиональной точки зрения, почему они необходимы? Как Вы выбираете конкурсы, какие наиболее важные критерии?
- Выход в финал или победа в конкурсе дизайна или архитектуры – это своеобразное завершение проделанной работы. Удовлетворение от того, что можете предложить идею, заинтересованность в том, что хотелось создать.
Решение об участии принимается в соответствии с типом конкурса и проектом, который вы хотите предложить. Я обычно оцениваю оригинальность конкурса и требования. Ограничение вариантов дизайна в конкурсе исключает сам проект, вы должны позволить дизайнеру творить, а жюри будет решать, подходят ли предложения реализации для конкретного типа конкурса или нет.
- Что бы Вы посоветовали начинающим дизайнерам/ молодым специалистам?
- Не быть управляемыми вкусами, идеями и течениями красочных идей последнего времени, но энергично следовать своим собственным решениям, исследуя, учась, предлагая то, что исходит из собственного «внутреннего». И каждый раз входить в азарт в процессе создания.
Комментарии