Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
19 января 2016 г.

Александр Коротич: «Важнейшим искусством для нас является... танец»

Ведущий дизайнер Первого канала, профессор Московского архитектурного института, литератор, дизайнер, художник.

– Александр Владимирович, что общего между графическим дизайном, корпоративной айдентикой и архитектурой? Как знания одного помогают в другом? 

– В этих очень разных областях от проектировщика требуются совершенно разные качества, различные точки зрения на реальность и различные навыки. Едино только одно: системный подход к решению творческой задачи. И я могу смело утверждать, что наше фундаментальное архитектурно-дизайнерское образование (я говорю об академиях, а не о курсах, которые сейчас пооткрывались на каждом углу) позволяет подобрать ключ к любому проекту. Когда я дебютировал в 1989 году как дизайнер-иллюстратор в московском издательстве «Радуга», я пытался выспросить у моего первого художественного редактора (а позже наставника и друга) Сергея Барабаша какие-то основные принципы работы с книгой. Он, хитро улыбнувшись, ответил: «Тебе ничего не надо объяснять. Ты же архитектор! А книга – это такое же пространство, как и дом. Это художникам надо объяснять, как устроена книга, а тебе – нет». После этих слов мне уже ничего не страшно. И если завтра мне придется заниматься дизайном одежды, то я с этим тоже справлюсь. 

– Как меняется образ мышления при работе над проектами в архитектуре, графическом дизайне, корпоративной айдентике, музыке и рисунке и на пересечении этих областей? 

– Я бы это вопрос развернул немного по-другому: как питают и вдохновляют друг друга творческие сферы? Вот уже не первый год я пропагандирую теорию «перекрестного опыления» искусств. Как это ни странно, я думаю, что архитектору вдохновляться архитектурой, а композитору музыкой – малополезно. Настоящие откровения случаются там, где слово пробуждает образ, а образ пробуждает звук, и наоборот. Неспроста архитекторы авангарда так смело вовлекали в свое творчество и костюм, и зрелища. Однажды рассуждая с архитектором Андреем Черниховым (кстати, внуком величайшего архитектурного фантазера Якова Чернихова) о пользе освоения будущими зодчими прочих искусств, мы сошлись на том, что важнейшим искусством для нас является... танец. Эмоция, проявленная жестом, энергия ритма, пропущенная через тело, лучше всего способствует переживанию пространства и освобождает творческую потенцию, придавленную знаниями. 

– Как Вы считаете, можно ли сделать узнаваемую айдентику каждого города? Насколько это необходимо?

 – Если вы прогуляетесь по Лондону, то несколько раз в том или ином виде непременно наткнетесь на изображение грифона – эмблемы города. Подчеркивает ли она своеобразие города? Весьма опосредованно. Ведь истинными знаками Лондона являются его уникальные архитектурные достопримечательности. Но на гербе они выглядели бы неуместно. Так что символ места и его пространственное переживание – относительно независимые константы. Другое дело – сувенирная продукция. Здесь символ, эмблема объединяет собой все образы места. Она помогает обозначить и сохранить в памяти туриста впечатления от визита. Очень хорошо, когда знак места может стать монументом, обозначив город на уровне архитектурного масштаба. 

– Интересуетесь ли Вы сейчас теорией архитектуры? Осуществляются ли сегодня попытки теоретизации современных тенденций, направлений? 

– Мне кажется, что архитектура, почти век продержавшая лидерство в развитии творческой мысли, сейчас растерялась и значительно уступила другим искусствам. Отчасти виной тому – цеховой снобизм: архитектор слишком привык считать свою деятельность исключительной, а самого себя – богоравным. Отчасти – наступление эпохи цифрового проектирования и инноваций в строительстве. Это звучит странно только с первого взгляда: расширение возможностей формообразования «дешевит» любую необычную форму. В эпоху, когда новые смыслы ценятся дороже новых форм, архитекторам проще занимать позиции ретроградов и фундаменталистов от искусства. А жаль. 

 

Читайте также: лекция Александра Коротича "О тупике в искусстве, феномене разрушения и Конце Света".

214
Текст: Виана де Баррос Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

10 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта