Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
13 февраля 2015 г.

Альберто Т. Эстевес: «Архитектура будущего будет мягкой и пушистой»

Эксклюзивное интервью для BERLOGOS.

Альберто Т. Эстевес: «Архитектура будущего будет мягкой и пушистой»
 

 


Альберто Т. Эстевес – профессор архитектуры, историк искусства, создатель первой в мире лаборатории генетической архитектуры в Барселоне, автор более ста публикаций, постоянный участник конгрессов и научных конференций по всей Европе, Америке и Азии.

– Альберто, расскажите, пожалуйста, о генетической архитектуре и архитектуре, полностью создаваемой с помощью цифровых технологий.
– Нужно ли природе что-то кроме ее собственной генетической силы, чтобы заставить огромное дерево расти? Мы должны научиться этому приему, который так естественно и свободно подсказала нам природа, понять целостный процесс работы, ведущий к достижению гармоничных результатов. Конечно, все части относятся к целому так же, как целое относится к каждой части. Короче говоря, мы должны воспринимать природу как огромную открытую книгу, на протяжении нескольких миллионов лет предлагающую нам полезные уроки.


Альберто Т. Эстевес. Биолюминисцентные лимонные деревья с GFP-геном (медузы), 2005


Альберто Т. Эстевес. Биолампы из биолюминисцентных бактерий: первый дом в истории архитектуры, полностью освещаемый «живым» светом, 2008

Познание этой чудесной эффективности поможет нам создать более экологичную, дружественную человеку среду обитания, особенно сейчас, когда человечество достигло хорошего уровня развития биологической (генетической) и цифровой технологий. С одной стороны, это позволяет достичь генетических «деревьев», которые растут в соответствии с потребностями среды обитания человека: они имеют неоспоримые преимущества по сравнению с нынешними неудовлетворительными жилищными условиями. С другой стороны, это позволяет увидеть сходство между методами генетики и приемами цифрового дизайна и производства. Потому что внутренние или внутримолекулярные уровни ДНК и программного обеспечения определяют и способствуют возникновению формы или объекта. Обе этих системы имеют информационные цепи, в которых заложен потенциал регуляции организованного роста форм и пространств, структур и оболочек, полезных для удовлетворения человеческих потребностей. Таким образом, ДНК дает нам представление о том, как адекватно организовать процесс жизнеобеспечения, а сфера цифровых технологий – как создать для этого искусственные условия. Следовательно, если применить все эти подходы к архитектуре, то можно достичь удивительных результатов и назвать такую архитектуру генетической.



Альберто Т. Эстевес. Генетическая архитектура. Телекоммуникационная антенна и вспомогательные конструкции. Сантьяго (Чили), 2013-2014

– «Сегодняшняя утопия – завтрашняя реальность»: что придет на смену кибернетически-цифровой архитектуре и экологической архитектуре, цифровым и генетическим технологиям?
– Безусловно, озвученная Вами формула, как мы видим, плодотворно работает во всех областях, включая архитектуру, особенно, в последние десятилетия нашей цивилизации. Предмет, обсуждаемый здесь, следующий. Проектирование и постройка здания, полностью сделанного с помощью цифровых технологий, были утопией до конца XX века, но теперь это становится реальностью, которую можно видеть уже на конкретных примерах. Например, так называемая «зеленая архитектура», как нечто полезное и необходимое для человека. Доступные на сегодняшний день генетические технологии позволяют нам думать, что это станет завтрашней реальностью. «Архитектура будущего будет мягкой и пушистой» – в этом есть смысл, потому что в будущем архитектура будет генетической, биологической и цифровой и/или биоцифровой, одновременно соединяющей обе технологии в одном здании.



Альберто Т. Эстевес. Генетическая архитектура. Офис, парк и многофункциональное здание. Хард (Австрия), 2014

– Чем вызвано внимание к связям между архитектурой и биологией?
– Стоит лишь посмотреть на наши агрессивные к человеку мегагорода, на наши суровые районы и жилые дома, чтобы затосковать по общению с живой природой. В самом деле, этот мотив появляется снова и снова – в кино, искусстве, литературе и культуре – когда тоска по естественному выражается через привычки, обычаи и древние традиции. Созерцание живой природы обеспечивает гармонию и покой, столь необходимые человеческому духу, а также возможность найти что-то интересное. Более того, привязанность к биологическому ведет к сфере, где совмещаются эффективность и результативность. Это становится особенно необходимым и незаменимым сегодня, когда проблема планетарной экологии становится все более актуальной. Все эти убеждения нашли свою почву в Барселоне, начиная с 2000 года, когда были открыты профессиональный офис и исследовательская группа «Генетическая архитектура», а также стало возможным получить степень магистра в области биоцифровой архитектуры.


Альберто Т. Эстевес. «Wake up nature!», городская акция, Барселона (Испания), 2012-2013



Альберто Т. Эстевес. Генетическая архитектура. Касабланка (Марокко), 2012

– Как архитектор, дизайнер, историк искусства, могли бы Вы оценить генетическую архитектуру с эстетической точки зрения?
– Во-первых, генетическую архитектуру следует понимать как архитектуру, которая эстетически может быть создана по природному подобию. Это означает, что существует некая общая самоорганизующая сила, генерирующая ДНК в каждой ячейке и выражающая классические каноны красоты: отношение частей к целому, гармоничное соотношение частей в целом, единство в многообразии и пр. Все ячейки, благодаря принципу ДНК, имеют специфическую форму и функцию и последовательно и тонко связаны между собой. Вот почему в природе нам все кажется прекрасным. Это то, чего можно достичь в архитектуре, если она следует генетическим принципам. Более того, с моей точки зрения историка искусства, историческая ценность генетической архитектуры – в хронологии, в том, когда этот феномен впервые появился в качестве нового авангарда и радикального сдвига парадигмы и даже послужил некоторым эпохальным переходом. Интересно, что генетическая архитектура облегчает эстетическую оценку, которая обычно преследует архитектуру, потому что она заканчивается эстетическим восприятием, близким к самой природе, к оригиналу.


692
Текст: Афонина Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

10 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта