Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
14 июня 2017 г.

Жилой комплекс Монте Амиата. Место действия – архитектура

«Я всегда утверждал, что места более сильны, чем люди, неподвижная сцена более сильная, чем преходящая последовательность событий. … Это – теоретическое основание не моей архитектуры, а самой архитектуры».

                                                              А. Росси «Научная Автобиография». 

В первые десятилетия после войны Европа столкнулась с массовой нехваткой жилья. В Милане ответом на жилищный кризис было создание серии жилищных планов, где разрабатывались так называемые «районы-сателлиты», своеобразные «микро-города» в городе, каждый из которых вмещал от 50 000 до 130 000 жителей. Цель состояла в том, чтобы создать малообеспеченный жилищный район с зелёными зонами, эффективное транспортное сообщение с городом и функциональные общественные пространства. В рамках этой программы, начиная с 1950-х годов, проходила застройка крупного жилого квартала Милана – Gallaratese.

Проект делил район на три части: «Gallaratese G.1», «Gallaratese G.2» и «San Leonardo». Территория «Gallaratese G.2» принадлежала «Горнодобывающему акционерному обществу Monte Amiata». После согласования условий, в 1967 году началось строительство жилого комплекса по проекту, предоставленному Studio Ayde, в частности, её сотрудника – архитектора Карло Аймонино (Carlo Aymonino). 

Жилой комплекс Монте Амиата (Monte Amiata Housing) стал самой известной работой Карло Аймонино. Во многом это произошло благодаря тому, что в качестве партнёра был приглашён тогда ещё не имеющий практики Альдо Росси. Причём союз их был положен на почве теоретической работы – оба трудились в венецианском архитектурном институте и были сотрудниками популярного в Италии архитектурного журнала – Casabella, журнала, заложившего теоретический фундамент неорационализма.     

Ведущим стилем комплекса, выбранным Аймонино для этого проекта, стал популярный в то время новый брутализм. Четыре из пяти корпусов комплекса отличает строгость форм, откровенная простота и лаконичность элементарных геометрических фигур. Сложная композиция, образующая уступчатую структуру, будто составлена наподобие конструктора, из отдельных модулей. 

Ступенчатость уровней, подчёркнутая вертикалями цилиндров лестничных и лифтовых площадок, образует вектор восхождения, но с другой стороны крупные и тяжёлые формы силой притяжения придавливают его к земле, за счёт чего создаётся динамическое напряжение.

Пространственная организация и композиционное решение, выбранное Аймонино, отсылает к таким постройкам, как рынок Траяна периода Римской империи. Амфитеатр – символический центр и ядро композиции –  образует своего рода римский форум, да и терракотовый колорит корпусов Аймонино позволяет сказать о ретроспективной связи архитектора со своим национальным наследием.   

Рационалистический подход, которого придерживались архитекторы, реализован в ансамбле скоординированных общественных пространств. Функциональное зонирование отличается продуманным подходом к психологии человека и к его нуждам. В комплексе были предусмотрены: магазины, прачечные, парикмахерские и т. д. Открытые общие пространства – «публичное пространство соседства» – освобождены от глухих стен, которые заменяют опоры-столбы. Жилые помещения соединены множеством галерей и переходов и имеют выходы на не менее многочисленные террасы, балконы и лоджии. 

Проект в духе «город для людей», очевидно, был навеян чаяниями Корбюзье, стремившегося вернуть города людям и примирить архитектуру с природой. Об этом говорят горизонтальность, малоэтажность, открытые пространства, освобождённые под обильное озеленение и беспрепятственное проникновение солнечного света и воздуха. Концептуальным эквивалентом можно назвать Unité d'habitation Корбюзье.

Соединённый с остальной частью комплекса перпендикулярным блоком пятый корпус – вклад в проект А. Росси. Словно поперёк сложной структуре основных корпусов, он выдаётся минималистической и изящной композицией. Белый продолговатый блок до наготы лишён всякого декорирования. Приподнятый на высоких и узких пилонах, образующих множество пустот, он будто левитирует, как фантом, рождённый воображением архитектора. 

Росси – философ от архитектуры. В его проектах отчётливо встают вопросы не только функциональной и утилитарной сторон здания, но также его символико-смысловой выразительности. Общеизвестно, какое влияние оказала на его стиль метафизическая живопись художника Д. де Кирико; его здания, как и образы де Кирико, отчуждены, словно отгорожены завесой прошлого. Они глядят издалека слепыми проёмами окон и дверей, как призрачные незаинтересованные свидетели настоящего. Это тем более актуально для итальянской культуры, которой, как и греческой, приходится считаться со своим великим прошлым, а часто не только считаться, но вопреки заявлять о своей временнОй независимости. 

Вообще комплекс отличает не только формальная и композиционная, но и символическая сложность.

Амфитеатр как своеобразный шарнир, на котором вращается вся архитектурная группа. Это вращение символизирует круговорот человеческих судеб, а сам жилой квартал – театральная сцена, где в окружении декораций происходит действие, разыгрываются драмы и трагедии действительной человеческой жизни. Но покинутая и зрителями, и актёрами, потеряв своё утилитарное значение, архитектура продолжит существовать в символическом измерении, оставаясь местом экзистенциального средоточия, подобно тому, как руины архитектуры Древнего Рима говорят о некогда пульсирующей событиями жизни. 

В этих театральных мотивах, в «двойном кодировании» архитектурного произведения, пробивается нарождающийся постмодернизм с его иронией, постмодернизм, понимающий жизнь как игру, как постоянно сменяющиеся постановки, вписанные в контекст организованного пространства. 

Фото: Владимир Громада, доцент  архитектуры УрГАХУ

Авторы текста:

Владимир Громада

Денис Миронов

98
Текст: Миронов Денис

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
2 февраля 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта