Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
14 июня 2017 г.

Жилой комплекс Монте Амиата. Место действия – архитектура

«Я всегда утверждал, что места более сильны, чем люди, неподвижная сцена более сильная, чем преходящая последовательность событий. … Это – теоретическое основание не моей архитектуры, а самой архитектуры».

                                                              А. Росси «Научная Автобиография». 

В первые десятилетия после войны Европа столкнулась с массовой нехваткой жилья. В Милане ответом на жилищный кризис было создание серии жилищных планов, где разрабатывались так называемые «районы-сателлиты», своеобразные «микро-города» в городе, каждый из которых вмещал от 50 000 до 130 000 жителей. Цель состояла в том, чтобы создать малообеспеченный жилищный район с зелёными зонами, эффективное транспортное сообщение с городом и функциональные общественные пространства. В рамках этой программы, начиная с 1950-х годов, проходила застройка крупного жилого квартала Милана – Gallaratese.

Проект делил район на три части: «Gallaratese G.1», «Gallaratese G.2» и «San Leonardo». Территория «Gallaratese G.2» принадлежала «Горнодобывающему акционерному обществу Monte Amiata». После согласования условий, в 1967 году началось строительство жилого комплекса по проекту, предоставленному Studio Ayde, в частности, её сотрудника – архитектора Карло Аймонино (Carlo Aymonino). 

Жилой комплекс Монте Амиата (Monte Amiata Housing) стал самой известной работой Карло Аймонино. Во многом это произошло благодаря тому, что в качестве партнёра был приглашён тогда ещё не имеющий практики Альдо Росси. Причём союз их был положен на почве теоретической работы – оба трудились в венецианском архитектурном институте и были сотрудниками популярного в Италии архитектурного журнала – Casabella, журнала, заложившего теоретический фундамент неорационализма.     

Ведущим стилем комплекса, выбранным Аймонино для этого проекта, стал популярный в то время новый брутализм. Четыре из пяти корпусов комплекса отличает строгость форм, откровенная простота и лаконичность элементарных геометрических фигур. Сложная композиция, образующая уступчатую структуру, будто составлена наподобие конструктора, из отдельных модулей. 

Ступенчатость уровней, подчёркнутая вертикалями цилиндров лестничных и лифтовых площадок, образует вектор восхождения, но с другой стороны крупные и тяжёлые формы силой притяжения придавливают его к земле, за счёт чего создаётся динамическое напряжение.

Пространственная организация и композиционное решение, выбранное Аймонино, отсылает к таким постройкам, как рынок Траяна периода Римской империи. Амфитеатр – символический центр и ядро композиции –  образует своего рода римский форум, да и терракотовый колорит корпусов Аймонино позволяет сказать о ретроспективной связи архитектора со своим национальным наследием.   

Рационалистический подход, которого придерживались архитекторы, реализован в ансамбле скоординированных общественных пространств. Функциональное зонирование отличается продуманным подходом к психологии человека и к его нуждам. В комплексе были предусмотрены: магазины, прачечные, парикмахерские и т. д. Открытые общие пространства – «публичное пространство соседства» – освобождены от глухих стен, которые заменяют опоры-столбы. Жилые помещения соединены множеством галерей и переходов и имеют выходы на не менее многочисленные террасы, балконы и лоджии. 

Проект в духе «город для людей», очевидно, был навеян чаяниями Корбюзье, стремившегося вернуть города людям и примирить архитектуру с природой. Об этом говорят горизонтальность, малоэтажность, открытые пространства, освобождённые под обильное озеленение и беспрепятственное проникновение солнечного света и воздуха. Концептуальным эквивалентом можно назвать Unité d'habitation Корбюзье.

Соединённый с остальной частью комплекса перпендикулярным блоком пятый корпус – вклад в проект А. Росси. Словно поперёк сложной структуре основных корпусов, он выдаётся минималистической и изящной композицией. Белый продолговатый блок до наготы лишён всякого декорирования. Приподнятый на высоких и узких пилонах, образующих множество пустот, он будто левитирует, как фантом, рождённый воображением архитектора. 

Росси – философ от архитектуры. В его проектах отчётливо встают вопросы не только функциональной и утилитарной сторон здания, но также его символико-смысловой выразительности. Общеизвестно, какое влияние оказала на его стиль метафизическая живопись художника Д. де Кирико; его здания, как и образы де Кирико, отчуждены, словно отгорожены завесой прошлого. Они глядят издалека слепыми проёмами окон и дверей, как призрачные незаинтересованные свидетели настоящего. Это тем более актуально для итальянской культуры, которой, как и греческой, приходится считаться со своим великим прошлым, а часто не только считаться, но вопреки заявлять о своей временнОй независимости. 

Вообще комплекс отличает не только формальная и композиционная, но и символическая сложность.

Амфитеатр как своеобразный шарнир, на котором вращается вся архитектурная группа. Это вращение символизирует круговорот человеческих судеб, а сам жилой квартал – театральная сцена, где в окружении декораций происходит действие, разыгрываются драмы и трагедии действительной человеческой жизни. Но покинутая и зрителями, и актёрами, потеряв своё утилитарное значение, архитектура продолжит существовать в символическом измерении, оставаясь местом экзистенциального средоточия, подобно тому, как руины архитектуры Древнего Рима говорят о некогда пульсирующей событиями жизни. 

В этих театральных мотивах, в «двойном кодировании» архитектурного произведения, пробивается нарождающийся постмодернизм с его иронией, постмодернизм, понимающий жизнь как игру, как постоянно сменяющиеся постановки, вписанные в контекст организованного пространства. 

Фото: Владимир Громада, доцент  архитектуры УрГАХУ

Авторы текста:

Владимир Громада

Денис Миронов


Текст: Миронов Денис

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта