Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
22 сентября 2015 г.

Жилой комплекс как бизнес-инкубатор: новые подходы к жилому строительству в мегаполисах

В 2015 г. покупателям квартир Московской агломерации предлагалось больше 1100 новостроек на самых разных условиях – от «ипотеки с господдержкой» и «рассрочкой на 18 месяцев», до «трейд-ин» и лизинга апартаментов. При этом большинство жилых комплексов эконом- и комфорт-класса, какими бы они продвинутыми ни казались, по сути, представляют собой однообразные бездушные коробки с минимальным набором социальной инфраструктуры, в которых неуютно и неудобно жить, заниматься малым бизнесом. Гигантские, скучные объемы, угнетающие сознание и фактически производящие «социальное насилие» над жителями. Есть, конечно, комплексы – исключения из этого правила, но их доля на рынке видится менее 8%, а представленные в них «бонусы» представляют скорее нижний порог европейской нормы, чем «превышение ожиданий» жителей мегаполиса. Прогресс в улучшении «социального качества» многоквартирных домов есть (чего стоят усилия Правительства Москвы по принудительной модернизации типовых серий жилых домов до 2016 года), но улучшения пока касаются больше общего конструктива и деталей технической отделки фасадов. Целенаправленное же формирование активной социально-культурной и предпринимательской атмосферы в новых жилых комплексах если и происходит, то в большинстве случаев очень робко, ограничено или вообще не далее бумажных архитектурных концепций.

 Разные застройщики массового жилья (элитные комплексы здесь не рассматриваются) приступили к решению означенной проблемы по-разному. Кто-то, как например, «Мортон», «Сити-XXI век», «Лидер» и Urban Group продвигают формализованные «гуманные» концепции жилых кварталов: «Мортонград» (создание при жилых комплексах бизнес-инкубаторов и Русских культурно-просветительских центров), «Миниполис» (сдача коммерческих помещений в аренду предпринимателям-жильцам, соседские клубы), «UP!-квартал» (качественная архитектура и ландшафтный дизайн, консьерж-служба), «Города для жизни» (авторская индивидуальная архитектура, «двор без машин»), соответственно. Кроме того, компании «Мортон» и «Сити-XXI век» работают над формированием особой, ориентированной на укрепление традиционных ценностей, атмосферы в построенных ими школах и детских садах. В «Миниполисах» и «Городах для жизни» стимулируется развитие местного малого бизнеса в помещениях первых этажей, для чего последние (или часть из них) не продаются на рынке, а передаются в аренду специально подобранным предпринимателям из числа самих жителей комплекса. Причем подбор будущих арендаторов-предпринимателей начинается уже на этапе продажи квартир.

Up-квартал «Сколковский» 

Миниполис «Радужный»

Реализация концепции «Мортонград» сопровождается такими необычными ходами, как, например, проведение в 2014 году международного архитектурного конкурса на концепцию культурных центров, победителем которого стало молодое московское бюро с оригинальным проектом «Дача во дворе» (абсолютное попадание в тренд).

Мортонград «Путилково»

Другие крупные застройщики региона также ищут пути повышения нематериальной ценности проживания в своих жилых комплексах. Например, TEKTA GROUP в своей концепции «Надмосковье» делает акцент на профессиональном ландшафтном дизайне (правда их комплексы скорее относятся к бизнес-классу).

Проект «Надмосковье»

Компания «Самолет девелопмент» особое внимание уделяет созданию качественных спортивных площадок с тренажерами (фитнес на свежем воздухе). Застройщик ROSE GROUP реализует формат жилого строительства «Микрогород» (проект «В лесу»), главной особенностью которого является реализация градостроительного принципа «квартал» (в европейском понимании), в котором «секции домов имеют свой уникальный дизайн, с узнаваемым выразительным фасадом, образуют защищенное внутридворовое пространство, где располагаются уютные и безопасные детские площадки, а также скверы для прогулок и зоны для занятий спортом». Другим достоинством этого проекта является благоустроенный и освещенный в ночное время парк площадью 7 Га с каскадом прудов (естественные «кондиционеры»), извилистой сетью пешеходных дорожек. 

Микрогород «В лесу» 

В июле 2015 г. Культурный центр компании RDI в рамках стратегии «Живи увлеченно» запустил на пилотном жилом комплексе «Ново-Молоково» сервис постпродажного обслуживания «Службу Городских сервисов» (СГС).

Представленные примеры жилых комплексов подтверждают развитие «гуманного» тренда в современной архитектуре. Видимо в скором времени следует ожидать появления общепринятой классификации массовых жилых комплексов с активным использованием показателей человеческого потенциала и доли жителей ЖК из категории «креативного класса».

Среди первопроходцев «гуманного» тренда можно назвать «зеленый» интерьер от прославленного архитектора Нормана Фостера, правда, в головном офисе английской страховой компании. На московском же рынке жилой недвижимости пионером «гуманного» тренда была компания «Ведис Групп» с микрорайоном «Марфино».

Проект Н.Фостера

Микрорайон «Марфино» 

Каждый из перечисленных примеров концептуальных кварталов носит во многом экспериментальный и ограниченный характер. Системно же, затронутая проблема может решаться только в рамках концепции «всеобъемлющего планирования» – целостно спроектированного, детально просчитанного и предварительно протестированного комплекса «околодевелоперских» элементов. 

По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова: «Мы должны думать о людях, которые здесь живут и работают. Чтобы они не уезжали в Сеул, Париж или Лондон». Как создать комфортную жилую среду для «креативного класса»? Радикально поднять качество жизни в массовых ЖК можно путем реализации трех подсистем:

– Трансформация первых трех этажей жилых домов в территорию развития для: эко-рекреации, местного малого бизнеса и внутреннего туризма. Например, при проектировании необходимо учитывать и последующее создание адаптированных коммерческих помещений для таких видов малого бизнеса, как: торгово-гаражный комплекс с автотехклубом, автомойкой, шиномонтажом; двухэтажные гаражи в качестве склад-офисов для микробизнеса; фитнес-центр, хостел или мини-гостиница, небольшая теплица с зеленью или розарием, крафтовая пивоварня или сыродельня с дегустационным залом.
– Культурное оживление внешних и внутренних пространств (скульптуры, бюсты, таблички, панно, постеры, стрит-арт, мини-музеи).
– Грамотная IT-поддержка всего комплекса активностей и пассивностей (это Интернет и строительное информационное моделирование – BIM).

Самое сложное в реализации – это подсистема трансформации первых трех этажей ЖК. В свою очередь она включает в себя три группы качеств:

– Пористая структура помещений – разноэтажная и визуально разнообразная – для скорости 5 км./ч.
– Озеленение кровель и интерьеров, включая зимние сады, водные поверхности, микро-парки и сити-фермерские теплицы. Обязательно с автоматизированной системой эксплуатации. Здесь же дизайнерское оформление входных групп (например, в виде деревянных срубов или в стиле «офис а-ля Яндекс»).
– Запуск «джентельменского набора» из точек притяжения малого бизнеса. Это крафтовая пивоварня, пекарня, автотехклуб, баня с детским бассейном, семейные кафе, военно-патриотический детский клуб с тиром, батутом и скалодромом. В идеале сам Застройщик создает физически каждый такой малый бизнес, запускает его и затем передает по конкурсу арендаторам с правом выкупа.

Реализация приведенных качеств возможна только в жилых комплексах эконом и комфорт класса, так как только в них доступна аудитория от 1500 человек, а требуемые инвестиции можно распределить как минимум на 50 тыс.кв.м.

Вторая часть статьи – здесь.


Текст: Наумов Максим

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта