Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
7 июня 2016 г.

Женский вопрос в творчестве сэра Эдвина Лаченса

Рассказ о крупнейшем британском архитекторе первой половины XX века – сэре Эдвине Лаченсе, которого называли по значимости в истории английской архитектуры вторым после Кристофера Рена, и о его женщинах, которые вольно или невольно влияли на его карьеру.

Пожалуй, в истории архитектуры не было столь разношёрстной пары, как Эдвин Лаченс и его жена Эмили. Он был сыном художника третьего ранга, она – дочерью генерал-губернатора Индии, первого лорда Литтона, Эдварда Булвер-Литтона. Они познакомились на танцах в 1896 году, через год сыграли свадьбу. Медовый месяц превратился в кошмар, после чего они никуда не ездили. Эмили не знала, что ожидать, но её мать приказала не порывать с мужем и всегда «держать банку холодного крема за кроватью», как писала правнучка архитектора Джейн Ридли, автор книги The Architect and His Wife: A Life of Edwin Lutyens.

У них было пятеро детей, несмотря на сложные отношения. Однако после появления пятого доступ в постель для Лаченса был закрыт. Физическое отвращение было сильным, и в случае других людей сулило бы полным разводом. Но не здесь.

Эмили была амбициозной и энергичной женщиной и хотела добиться успеха в обществе за счёт величия своего мужа. Однако Лаченс с его ребячеством, причудливым чувством юмора и робостью не походил на суперзвезду и не строил из себя героя. При этом он отступал при первом же сопротивлении – в такие моменты в его речи всегда проступали нотки ребёнка и похотливые мелкие шутки, которые раздражали Эмили. Всё больше и больше он уходил с головой в свою работу, которую жена никогда не понимала и не ценила, обижаясь на то, что муж сутки напролёт проводил за работой в своём кабинете в клубах дыма.

Резиденция Британского наместника в Индии

Лаченс был одним из величайших архитекторов, если не самым великим, из своего поколения. При этом высокое родство жены сказалось на карьере мужа. Именно Лаченс спроектировал новую резиденцию для вице-короля Индии (или как его ещё именовали – британского наместника или генерал-губернатора; титул короля Индии носил британский монарх).

Архитектурный ансамбль в Нью-Дели (Viceroy's House,1912–1931), новой столице Британской Индии, был выполнен в стиле английского необарокко и стал вершиной творчества архитектора. Лаченс возглавлял группу проектировщиков, которые решали архитектурные и градостроительные задачи. Ряд построек выполнил известный мастер Герберт Бэйкер (Здание Секретариата), которого Лаченс заприметил по его постройкам в Южной Африке, ещё одной колонии Британской империи.

Нью-Дели обычно называют «Дели Лаченса», поскольку архитектор не только построил главный дворец, но и распланировал близлежащие территории. Лаченс изобрёл собственный архитектурный ордер – так называемый «ордер Дели», который использовал также в Англии (к примеру, в Campion Hall в Оксфорде). В отличие от других более традиционных британских архитекторов, Эдвин Лаченс был вдохновлён стилем Великих Моголов и мотивами индийской архитектуры. В своём проекте он мастерски отразил восточные и европейские традиции зодчества и процитировал некоторые местные элементы (к примеру, цилиндрический «буддийский» купол и павильоны Чхатри около входа). Протяжённые мраморные коридоры и некоторые помещения – без перекрытий, но с навесами для лучшей вентиляции – сохраняют прохладу в условиях жаркого климата Индии.

 Лаченсу удалось соединить английские классические традиции – его барочный «РЕНессанс» (англ. «Wrenaisance» – собственный стиль архитектора с мотивами от Кристофера Рена – в основном отражён в коммерческих и общественных постройках 1910-1930-х годов) и индийские мотивы. Архитектор смог создать неповторимое здание, отказавшись от красочного «индо-сарацинского стиля», столь популярного в викторианскую эпоху применительно к государственным зданиям, когда Калькутта стала центром классицизма в Британской Индии, а Бомбей – готики и индо-сарацинского стиля.

Колонны главного фасада имеют своеобразные капители, на каждой из которых висит по четыре колокольчика, что символизирует «неумолкаемые» британские законы. Лаченс выполнял правительственный «имперский» заказ, да и сам был не чужд колонистских взглядов, называя индусов «грязными, неопрятными и не способными управлять страной».

Viceroy's House, теперь называемый Раштрапати-Бхаван («Президентский дворец», официальная резиденция президента Индии), состоит из 340 помещений и построен на территории в 1,3 кв. км. Площадь всех помещений – около 19 000 кв. м. На строительство ушло свыше 700 млн. кирпичей и 85 000 кубометров камня. При строительстве резиденции использовался местный песчаник красного, охристого и песчаного цветов. Огромный розовый сад, источающий восточные фантазии, также спроектирован Эдвином Лаченсом и сейчас общедоступен публике.

Центральный купол резиденции стал символом и вошёл в фольклор. Многие карикатуристы рисовали Лаченса именно с таким котелком-куполом на голове. Несмотря на юмор в архитектурной среде, с политической точки зрения Лаченс осуществил масштабный имиджевый проект Британской империи, за что и был удостоен крупных наград. Именно этот дворец во многом способствовал тому, что в 1918 году архитектор был посвящён в рыцари – с тех пор его стали именовать сэр Эдвин Лаченс. Немногие из его поколения достигли подобного – разве что можно упомянуть сэра Герберта Бэйкера (1926; за постройки в Южной Африке и Индии), сэра Джайлза Скотта (1924; за Ливерпульский собор) и сэра Джона Бёрнета (1914; за галереи Британского музея).

В паре с Гертрудой Джекилл

Неизбежно супруги обратились к другим людям. Две наиболее значимые женщины в жизни Лаченса – садовый дизайнер Гертруда Джекилл и эксцентричная леди Сэквилл, мать будущей писательницы, аристократки и журналистки Виты Саквилл-Вест (Vita Sackville-West) и хозяйки старинного особняка Ноул (Knole House).

С толстой и простой Джекилл у Лаченса были наиболее важные и серьёзные связи. Они обожали друг друга и заставляли смеяться – она называла его Nedi, он её – Bumps (шишки). Всё это взаимно вдохновляло обоих. По словам Джейн Ридли, «дома Лаченса и сады Джекилл превратились в Эдвардианский символ статуса» (имеется в виду правление короля Эдуарда VII в 1901–1910 гг.). Вместе они осуществили несколько ярких проектов в 1890–1900-х годах и выработали собственный «Лаченс – Джекилл» стиль, в котором смешались исторические и народные традиции, тяготеющие к классике лестницы и балюстрады, кирпичные дорожки, травяные насаждения и декоративные выносливые кустарники. Этот новый «природный» стиль сформировал новое направление в английском садоводстве в начале XX века.

По словам историка Дорина Ярвуда, загородные дома Лаченса, построенные в графстве Суррей на рубеже веков, сформировали группу так называемых Surrey-styled houses, которым были свойственны простые и чистые линии, ярко очерченные силуэты дымоходов, использование местных материалов, нерегулярные планы.

Их профессиональное партнерство началось в 1896 году, когда Лаченс начал работать над собственным домом Джекилл – «Манстед Вуд» (Munstead Wood) около Годалминга в графстве Суррей. Главное здание закончено в 1897 году. Гладкая двускатная крыша, местный камень, массивные дымовые трубы из кирпича, огромные фронтоны – всё это придаёт романтический оттенок загородной резиденции Гертруды Джекилл.

 

Особняк Deanery Garden – ещё один знаковый проект Лаченса и Джекилл, осуществлённый в 1989–1901 годах в Соннинге, графство Беркшир. Заказчиком выступил Эдвард Хадсон, издатель нового лайф-стайл журнала Country Life о загородной жизни, где активно рассказывалось о новых постройках Лаченса. Слава архитектора началась именно с публикаций в данном издании. Добраться из Лондона до загородного «холостяцкого местечка» можно легко благодаря Great Western Railway.

Deanery Garden – один из наиболее известных загородных домов Англии рубежа XIX–XX вв., «прекрасный архитектурный сонет», как назвал его Кристофер Хасси, биограф Лаченса. Здание радикально в своём использовании пространства, при этом создано по старым английским формулам и из местных материалов. Деревянные, ажурные окна имеют стойки и ригели, а стены выполнены из красивой кирпичной кладки. Дубовая мебель и по-деревенски простые и грубоватые, словно льняное полотно, интерьеры с элементарным декором создают атмосферу традиционной загородной жизни.

 

Эдвард Хадсон хотел увидеть такой дом, который мог бы стать идиллическим местом для среднестатистического джентльмена Эдвардианской эпохи. Особняк, как и его хозяин, должен был быть сдержанным, утончённым, элегантным и с глубокой симпатией к той самой английской загородной жизни истории – и Лаченс вместе с Джекилл мастерски выполнили заказ.

Ранние постройки Лаченса – в основном усадебные дома для богатых заказчиков, подобно «Манстед Вуд» и «Динери Гарден», – созданы под влиянием «загородного» творчества Ричарда Нормана Шоу, Филиппа Уэбба и «Движения искусств и ремёсел». К наиболее известным Surrey-styled резиденциям также можно отнести Orchards в Годалминге («Фруктовые сады», 1899) и Goddards в Абингер Коммон (1899) – смесь грубого литого кирпича, высоких дымоходов и крупных фронтонов. Отличительная особенность Goddards – симметричный план, что несвойственно для загородных домов Лаченса в графстве Суррей.

Orchards в Годалминге

Goddards в Абингер Коммон

Tigbourne Court в Хамблдоне (1899–1901) – ещё один совместный проект Лаченса и Джекилл в графстве Суррей. Центральный фасад сформирован колоннадой дорического ордера и тремя остроконечными фронтонами; его фланкируют флигели с изогнутыми стенами и спаренными дымовыми трубами. В отделке фасада использован баргейтский камень (bargate – особо прочный вид песчаника), полоски оригинальных облицовочных плиток; угловой руст и наличники окон выполнены из кирпича. Крыша покрыта черепицей.

Что касается ещё одной пассии Лаченса, то утончённая и богатая Леди Саквилл была из другой категории и могла продвигать архитектора в высших слоях общества. В личной жизни были неизбежные прозвища McNed и MacSack и ошеломляюще ребяческий язык  (yeth и bleth you), однако нет эпистолярных доказательств, что они были любовниками, как написала правнучка архитектора Джейн Ридли.

Увлечение теософией и Индией

С женой Лаченса – Эмили – было всё сложнее. Она от разочарования бросилась в движение за права женщин, но это не удовлетворило её. Когда в 1909 году друг познакомил её с теософским обществом через труды госпожи Безант (Besant), то Эмили попалась на крючок. Через два года она встретила Мирового Учителя для себя в виде 15-летнего мальчика Джидду Кришнамурти (1895–1986), в будущем известного индийского философа. В харизматичного мальчика она одержимо влюбилась, пренебрегая мужем и детьми, и посвятила себя полностью ему. Когда он уехал на некоторое время в Индию, Эмили потянулась вновь за ним. К счастью, было отличное прикрытие: в это время там работал её муж… Эдвин Лаченс как раз трудился над своим самым масштабным проектом в жизни – дворцом вице-короля Индии в Нью-Дели. Пока муж строил, жена гуляла со своим идолом по Индии. Всё это, конечно, закончилось катастрофой. Кришна удалился от Эмили, когда его младший брат, который имел связи с дочкой Эмили по имени Мэри, умер от туберкулёза в Калифорнии.

Между тем, связи и интересы жены, способствуя новым заказам на строительство, не могли не радовать мужа. В частности, Лаченс спроектировал в 1910-х годах здание теософского общества на Тависток-сквер, где бывала Эмили и её новые друзья. Престижное место в самом центре Лондона было застроено зданием в духе «кирпичной неоклассики», где наблюдались реминисценции георгианского стиля и отражался новый виток развития неоклассики в Европе в 1910-х годах… Хотя разве в Англии классическая традиция в архитектуре когда-нибудь заканчивалась?

Здание теософского общества на Тависток-сквер. Первоначальный проект с куполом

 С отношениями в семье было невесело. Все пятеро детей страдали и от холодности безразличного отца, и от подавляющего увлечения матери. Он редко замечал их: разгадывал кроссворд в газете «Таймс» за обедом, в то время как жена была увлечена чтением… Когда их вторая дочь Урсула, мечтавшая пойти по стопам отца-архитектора, спросила у него, какие перспективы есть у женщины в архитектуре, Лаченс непростительно пошутил: «Это зависит от того, за какого архитектора эта женщина выйдет замуж». После этого он никогда не обращался к этой теме. Из четырёх его дочерей Урсула и Барби преуспели в жизни, а Мэри пыталась покончить жизнь самоубийством, но безуспешно.

Эдвин Лаченс очень много курил всю свою жизнь и умер от рака в 1944 году в возрасте 74 лет, тогда как Эмили пережила его на 20 лет. Одним из последних видел его на публике писатель Ивлин Во, который после обеда в Campion Hall в Оксфорде (единственное здание Лаченса в этом университетском городе было построено в 1936 году; здесь снова навешаны колокольчики на капителях, как и в резиденции в Нью-Дели) написал, что этот старый мужчина был «очень чокнутым и отвешивал свои старые шутки и непристойную брань, но делал это неуместно и без смака».

Campion Hall в Оксфорде


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта