Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
10 июля 2015 г.

Заха Хадид под микроскопом

Заха Хадид под микроскопом
 

В Эрмитаже проходит ретроспективная выставка архитектора Захи Хадид, на которой представлены разные грани ее таланта.


Еще одной звездой мировой архитектуры в Государственном Эрмитаже стало больше. В конце июня 2015 года в главном музее и символе Санкт-Петербурга открылась ретроспективная выставка Захи Хадид, в каждой рецензии на которую отмечается соседство классицистического парадного Николаевского зала, спроектированного Василием Стасовым после пожара 1837 года в Зимнем дворце, и космических построек британского архитектора с иракскими корнями. Однако совмещение традиции и ультрасовременного в одном историческом месте не ново для Эрмитажа – сходите в переделанный Главный штаб, где теперь выставляется contemporary art, либо вспомните выставку Сантьяго Калатравы все в том Николаевском зале три года назад.

Однако пространство зала на выставке Калатравы не было оформлено так радикально, отсюда и более спокойное, не диссонирующее восприятие. У Захи Хадид все иначе – она и архитектор другой, и органичности с природой как-то поменьше, чем у ее испанского коллеги. У нее – деконструктивизм, полный космос, а также молекулы, волны, переплетающиеся линии, словно Заха села за микроскоп в поисках новых форм – тех самых очертаний каких-то микрокосмических и только ей известных волокон, молекул…




Как отмечают кураторы выставки, именно Заха и ее партнер по архитектурному бюро Патрик Шумахер придумали концепцию выставки, которая была создана в кратчайшие сроки. Хотя идея возникла еще в 2004 году, когда Заха Хадид стала первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию (архитектурную Нобелевку). Произошло это именно в стенах Эрмитажного театра, на родине советского авангарда, оказавшего влияние на творческие взгляды архитектора.


Заха Хадид, «Башня Татлина». 1992

Сегодняшняя выставка Хадид в Эрмитаже поражает размахом (свыше 300 объектов) и разнообразием (макеты, фото, картины, мебель, дизайнерские вещи). И все это в одном парадном зале, который оригинально оформлен автором. Временные конструкции параболической формы перекрыты мощными белыми балками. Камерности здесь нет, все открыто, каждая секция, каждый угол взаимно проникает. А перекрытия сверху нависают на зрителя и образуют порталы для связи между тематическими частями выставки. Хотя тематическими их можно назвать с некоторой долей условности, ибо «супрематическая» часть, где висят картины Хадид и «Черный квадрат» Малевича, плавно переходит в другую. Там, в правом углу, уже находятся ранние неосуществленные проекты, а также современные реализованные, например, яркий Центр Гейдара Алиева в Баку и несколько монотонных макетов музея MAXXI в Риме.


Заха Хадид, клуб «Пик». 1982-1983

Все самое важное сосредоточено в центре зала, где находится большая часть макетов, соединенных вместе в длинный ряд. На стенах висят бумажные проекты, некоторые из которых размещены на самом верху, – иногда они не привлекают к себе внимания. Также представляют интерес картины Захи Хадид, навеянные советским авангардом. Именно «Черный квадрат», столетний юбилей которого отмечался в июне 2015 года, висит при входе на выставку из галереи Романовых. Рядом с творением Казимира Малевича находится картина Захи Хадид «Тектоник Малевича» – созданный в начале творческого пути проект моста через Темзу. Тут же расположены и другие живописные полотна и рисунки архитектора, которые ранее экспонировались в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Гарварде, Вене и Франкфурте-на-Майне. Дошел черед и до Санкт-Петербурга.


Заха Хадид, «Тектоника Малевича». 1977

Ходить по выставке надо долго – смотреть есть на что. Правда, под конец создается впечатление какой-то монотонности. Заха Хадид предсказуема и однообразна, но при этом оригинальна – об этом часто говорят ее коллеги. У нее есть свой почерк, вторят другие… Есть в ее проектах что-то от арабской каллиграфии. Как написал глава Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в статье каталога выставки, «умение превратить элегантный завиток буквы в торжественную волну, птицу, спину дельфина и огромный водопад – это еще один элемент культуры, который Заха превратила в неповторимый метод и эстетический манифест. Каллиграфия ведь и есть один из видов абстрактного искусства».

Что-то общее заметно в постройках последних 10-15 лет, того периода, когда к Хадид пришла мировая слава, когда она стала строить много и активно. Заха очень долго шла к успеху, по сути, став всемирно известной лишь после 45 лет. Сейчас она суперзвезда. Берет дорогие заказы – потому что имя; параллельно создает собственную мебель, туфли, шахматы, проекты автомобилей. Выставка поистине всеобъемлюща и представляет публике и эту грань таланта Хадид: в экспозиции есть не только макеты, рисунки и картины, но и дизайнерские вещи. Индивидуальный почерк Захи Хадид узнаваем и здесь, в деталях.




Заха Хадид – архитектор своего времени, когда человечество стремительно несется вперед. У нее и постройки из будущего – какие-то ирреальные, порой плоские. Все необычно, хаотично, но и не скажешь, что красиво, человечно. Космос есть, а души человеческой, этого самого homo sapiens в проектах и образах нет. Все внеземное.


Текст: Малашкина Ольга

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта