Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
25 мая 2016 г.

Яркий Ингельс

История о молодом датском мастере Бьярке Ингельсе, которому на самом деле уже 41 год, что, правда, совсем мало для архитектурной суперзвезды. В поисках «гедонистической устойчивости» он строит по всему свету – особенно в США и Дании – оригинальные дома с террасами, «балконами Лео ди Каприо» и не только. 

«Я не считаю Бьярке Ингельса реинкарнацией того или иного архитектора из прошлого – в отличие от многих других и в том числе, быть может, себя. Наоборот, он является воплощением новой полноценной типологии, которая превосходно соответствует текущему духу времени. Бьярке является первым крупным архитектором, который полностью лишил профессию страха и беспокойства. Он сбросил балласт и высоко взлетел. Согласно этой позиции, он полностью соответствует мыслителям-бизнесменам из Силиконовой долины, которые хотят изменить мир к лучшему – но без экзистенциального выкручивания рук, которое ощущало предыдущее поколение и которое имело решающее значение, чтобы заработать доверие утопистов», – написал основатель OMA Рем Колхас о Бьярке Ингельсе в статье для американского журнала Time, который включил датского архитектора в Топ-100 самых влиятельных людей мира (он там единственный архитектор в этом году). 

Колхас знает, о ком говорит. В его компании OMA молодой 24-летний Ингельс начинал архитектурную карьеру в 1998 году. Параллельно датчанин получал образование в Королевской академии изящных искусств в Копенгагене и в Политехническом университете Каталонии в Барселоне. Немного окреп и вернулся в Копенгаген в 2001 году, где стал работать совместно с коллегой по OMA Жюльеном де Смедтом. На Венецианской архитектурной биеннале-2004 их проект музыкальной школы в Ставангере (Норвегия) получил «Золотого льва». 

Вдохновлённый «Жилой единицей» Ле Корбюзье в Марселе, дуэт Ингельс + Смедт (союз двух бюро носил название PLOT) реализовал в жилом районе Эрестад на юге Копенгагена первый серьёзный проект. VM Houses (2004-2005) – это два дома, в плане повторяющие буквы V и M соответственно. В двух объектах расставлены любимые акценты Ингельса: обилие естественного света, неприкосновенность частной жизни, «диагональный» вид из окон, яркие и компактные коридоры, разнообразие планировок. Кроме того, апартаменты имеют небольшие треугольные балконы – «балконы Леонардо ди Каприо», как шутливо назвал их Ингельс. Проект VM Houses был удостоен Forum AID Award как «Лучшее здание Скандинавии в 2006 году». 

Именно в Эрестаде Ингельс построил через пару лет ещё два знаменитых проекта – 8 House (также известен как Big House, 2010) и Mountain Dwellings («Гора» или «Склон», 2008) – это произошло после распада PLOT и образования Bjarke Ingels Group (BIG) в январе 2006 года. Примечательно, что архитектор жил в VM Houses до 2008 года, пока не переехал в новый комплекс Mountain Dwellings, расположенный через дорогу от прежней резиденции. 

8 House

Mountain Dwellings 

Проект 8 House(2010)одиниз наиболее важных комплексов в истории бюро BIG, где совмещены жилые помещения трёх разных видов (61 000 кв. м) и коммерческие площади (10 000 кв. м). Новаторское здание в виде восьмёрки надстроено двумя наклонными двориками – зелёными крышами. Здесь созданы непрерывные велосипедные и пешеходные дорожки (8 – постоянство), которые внедрены с целью воспитания чувства общности среди жителей. По словам Ингельса, это второй пример его «архитектурной алхимии», и идея здания заключается в том, что «путём смешивания нетрадиционным способом традиционных ингредиентов, розничной торговли, многосемейного дома и апартаментов, вы создаёте если не золото, то определённую добавочную стоимость». Это достигается путём укладки различных «городских ингредиентов» послойно: жильё расположено на верхних этажах и открыто солнцу; коммерческие помещения – внизу и сливаются с уличной жизнью. Всё это соединено между собой променадом и велодорожками. 

Ступенчатость в большей или меньшей мере сохранена во всех трёх жилых комплексах Ингельса в районе Эрестад. И если самый первый проект – VM Houses – схож с большим офисом, унаследовавшим через призму современного прочтения традиции модернизма и лично Ле Корбюзье (столбы-опоры на первом этаже, ленточное остекление, общественные коридоры для социального взаимодействия), то Mountain Dwellings («Гора») представляет собой ступенчатый эко-дом из террас – проект оригинальный, современный и устойчивый. Последний эпитет – столь любимый Ингельсом, что он его регулярно подтверждает на практике. 

VM Houses

Mountain Dwellings 

Что же устойчивого придумал Ингельс в проекте «Гора»? Во-первых, комфортное пребывание жителей, разграничение территории на жильё и внутреннюю парковку. Во-вторых, связь с природой (зелёные террасы, рисунок горы Эверест, развёрнутость апартаментов к солнцу). В-третьих, синтез искусств (разноцветные коридоры, фрески уличного художника Виктора Эша, перфорированные панели с рисунком горы). Жильцы не мешают друг другу; машины тоже не являются помехами – они «спрятаны» под апартаментами, фактически прямо у дверей. Жилой комплекс Mountain Dwellings был удостоен четырёх престижных наград в 2008–2009 годах. Свои поиски нового в жилых блоках и придание им «добавочной стоимости» Ингельс назвал «архитектурной алхимией». 

Потом были занимательные рассказы в рамках проекта TED о проекте чудо-острова Зира в Каспийском море недалеко от Баку для богатого Азербайджана (практически не реализован) и о построенных террасных домах в Копенгагене; затем – строительство павильона Дании на World Expo 2010 в Шанхае, Датского национального морского музея в Хельсингёре (2013) и др. Выяснилось, что Бьярке Ингельс не только хороший архитектор, но и нереально крутой лектор, настоящий «принц адский». Тот, кто хоть раз видел его выступления, наверняка попал под обаяние этого позитивного датчанина. Умение донести свои идеи до широкой публики, расшифровать смысл необычных форм и их истоки, да и просто грамотно пропиарить себя и свою контору – нужное качество для архитектора. Нередко мастера прикрывают свои абстрактные поиски новых форм заумными или занудными фразами. У Ингельса – и на словах, и на деле – пока больше реальной фактуры, чем пустого места. 

Проект на острове Зира

Павильон Дании на World Expo 2010 

«Взгляд на мир у бюро BIG – оптимистичный; в нём искусство, архитектура, урбанизм и природа магическим образом находят новый вид баланса», – отмечал в 2009 году критик журнала The Architectural Review Брайан Эдвардс. По его словам, «архитектурные идеи BIG находятся где-то между Ремом Колхасом и норвежской фирмой Snøhetta. Как у OMA, уродство превращается в красоту благодаря изгибам и складкам; как у Snøhetta, BIG рисует скандинавские смыслы ландшафта, демократии и метафоры». 

Работы у Бьярке Ингельса сейчас как никогда много. Особенно активно бюро BIG работает в Соединенных Штатах, где в 2010 году был открыт американский филиал компании. Текущие проекты сосредоточены в крупных городах. В Вашингтоне запланированная перестройка кампуса Смитсоновского института за $2 млрд уже вызвала волну протестов общественности – архитектор задумал создать новые входы и подземные помещения с зелёной крышей около Смитсоновского замка. 

Ещё один объект в столице США – новый стадион «Вашингтон Редскинз» для игры в американский футбол; здесь используется традиционная для спортсооружений последних лет полупрозрачная оболочка; объект поражает масштабом и многофункциональностью пространств за пределами арены (зимой – хоккей, летом – бассейн). 

Начальная школа в Арлингтоне (штат Виргиния), пригороде Вашингтона, отсылает нас к ранним проектам Ингельса, где акцент сделан на террасы и ступенчатую структуру из стекла, стали и бетона. Те же материалы фигурируют в полицейском участке в Бронксе (Нью-Йорк), где брутальная структура представляет собой сложенные друг на друга блоки, или «кирпичи», как называют их авторы проекта. 

Начальная школа в Арлингтоне

Полицейский участок в Бронксе 

Зелёные крыши, ступенчатость фасада и разворот структуры к солнцу наблюдаются в жилом комплексе в Питтсбурге на месте бывшего хоккейного стадиона. А новая штаб-квартира Google в Калифорнии представляет собой масштабные полупрозрачные навесы – мембраны поверх общественных пространств и офисов. 

ЖК в Питтсбурге

Штаб-квартира Google в Калифорнии 

Две скрученные башни в Майами немного выбиваются из общего ряда построек в стиле Ингельса. Если бы он перевернул их и добавил террас – то все бы сказали: «Это Ингельс!». Но в итоге получились очень светлые и прозрачные жилые здания с просторными апартаментами и огромными балконами. Разнообразие постройкам придаёт скрученный фасад – в остальном это типично приморский комплекс. Кроме того, архитектор играет с внешним обликом офисного 4-этажного здания в военной верфи Филадельфии, где вогнутый фасад белого цвета своей кривизной иронично повторяет формы существующей площади. 

По словам специалистов Нидерландского архитектурного института (NAI), Бьярке Ингельс обладает «международной репутацией» и является «представителем нового поколения архитекторов, сочетая в себе проницательный анализ, игривое экспериментирование, социальную ответственность и чувство юмора». Как заявил Ингельс, он является «акушеркой, которая собирает существующие идеи, чтобы затем создать удивительные смеси». Для Бьярке архитектура «это не просто вопрос создания красивых фасадов или выразительных скульптурных форм, это на самом деле вопрос о том, как мы хотим прожить наши жизни». 

Сейчас Ингельс плодовит и знаменит, как никогда ранее. При этом датчанин остаётся верным своим «устойчивым принципам», ступенчатым или наклонным поверхностям, необычным и гармоничным формам. Концепцию устойчивого развития и возобновляемых источников энергии архитектор называет «гедонистической устойчивостью» – эту идею он раскрывает в своих книгах Yes Is More: An Archicomic on Architectural Evolution (2009) и Hot to Cold: An Odyssey of Architectural Adaptation (2015), а также продолжает в небольшом фильме Worldcraft (2014), где выдвигает концепцию архитектуры, которая «даст нам возможность превратить сюрреалистические мечты в обитаемое пространство, сделать фантастику реальностью». 

Отражение философии Ингельса можно найти в последних проектах. К примеру, в 2016 году открылся жилой небоскрёб VIA 57 West в форме тетраэдра на Манхэттене – «courtscraper», то есть «сочетание небоскрёба и здания с внутренним двором», как окрестил Ингельс свой первый проект в Нью-Йорке. 34-этажный дом имеет наклонный фасад в сторону юга; террасы направлены в сторону реки Гудзон. Дом «корто-скрёб» поднимается до высоты 142 метра в северо-восточной части, в то время как противоположный угол опускается к земле. Где-то посередине кусок здания «вырезан», а на его месте создан внутренний дворик площадью 2040 кв. м  – здесь же красуются фирменные треугольные «балкончики Леонардо ди Каприо». Общая площадь здания – 87 330 кв. м (709 апартаментов, часть из которых отдана под социальный наем), плюс 4180 кв. м коммерческих площадей на первых этажах. 

Штат американского офиса Ингельса теперь превышает 150 человек, что значительно больше, чем у учителя и друга Колхаса – в OMA. Офис BIG в США расположен в небоскрёбе с видом на площадку Всемирного торгового центра, где Бьярке Ингельс предложил построить Two World Trade Center в виде семи сложенных кубоидов из стекла. Также датский архитектор планирует возвести на Манхэттене спиральный офисный небоскрёб, завёрнутый в ленту зелёных террас. 

Two World Trade Center 

По сегодняшним меркам Ингельс является юнцом на фоне престарелых ветеранов-суперзвезд архитектурного цеха, которым давно уже перевалило за 60, а некоторым – и за 80. Вдумайтесь, ему ещё только 41 год… Расцвет для архитектора. Впереди, думается, его ждут Притцкер, яркие проекты и новые повороты. И уж точно не спуск вниз по «склону», а подъём в «гору».  


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта