Живые крыши: от мала до велика
Women power: женщины в архитектуре
В преддверии праздника 8 марта редакция BERLOGOS решила вспомнить самых известных женщин-архитекторов, которые оставили свой след в истории или до сих пор продолжают это делать. Безусловно, список не претендует на полноту и объективность. Имена других достойных кандидаток Вы можете добавить в комментариях к материалу.
Марион Махони Гриффин
Марион Махони Гриффин была одной из первых женщин, кто в США получил лицензию архитектора, а также первым работником Фрэнка Ллойда Райта. Выпускница Массачусетского технологического института, она проработала с ним бок о бок 15 лет, пока не вышла замуж за Уолтера Гриффина и не уехала в Австралию, где она в соавторстве с мужем разработала план новой столицы – Канберры, один из самых интересных градостроительных планов в истории.
Эйлин Грей
Эйлин Грей является одной из самых недооцененных женщин-архитекторов, так как ее имя долгое время не было известно не только широкой публике, но и в профессиональных кругах. Между тем в дизайне мебели она проявила себя как настоящий новатор, начав активно использовать металл и хром в противовес моде того времени на золочение и резьбу. В этом направлении она опередила Ле Корбюзье на 10 лет, еще в 1918 году создав легендарное кресло Bibendum, где были использованы металлические трубки.
Как архитектор, она дебютировала лишь в 50, построив для своего возлюбленного – румынского архитектора Жана Бадовичи, свой первый дом Е-1027 (в названии были зашифрованы цифры и буквы их имен). Всю мебель для дома она также сделала сама. Главным поклонником этого сооружения стал Ле Корбюзье, который был буквально одержим этой виллой. Сначала он выкупил землю рядом с ней и построил там свою знаменитую хижину, а после смерти хозяев купил и Е-1027.
Лина Бо Барди
Лина Бо Барди – создательница первого «Стеклянного дома» – здания с прозрачными фасадами, высящегося на длинных сваях, которое заложило основы характерной бразильской архитектуры. Итальянка, она переехала в Бразилию после Второй мировой войны и спроектировала ряд зданий в Сан-Паулу: Музей искусств, Центр ремесленничества и Школу промышленного дизайна, Театр Офисина.
Ее самый известный дизайнерский проект – Bowl Chair – кресло, состоящее из металлического круглого основания и сиденья-полусферы, которое несколько раз перевыпускала компания Arper.
Маргарете Шютте Лихоцки
Первая австрийская женщина-архитектор, она начинала свою карьеру сотрудничеством с Адольфом Лоосом, с которым они проектировали жилье для ветеранов и инвалидов Первой мировой войны. Затем она работала во Франкфурте с Эрнстом Маем, где строила школы, детские сады, студенческие общежития. В то же время она создала так называемую Франкфуртскую кухню со встраиваемой мебелью, которая до сих пор является самой распространенной моделью кухни в странах Европы и США.
Джейн Дрю
Джейн Дрю – одна из первых архитекторов-модернистов в Британии. Наибольшую известность ей принесла совместная работа с ее мужем Максвеллом Фраем в Чандигархе под руководством Ле Корбюзье. Кроме этого она активно проектировала социальные и общественные здания в Англии, Западной Африке, Индии и Иране.
Гае Ауленти
В первую очередь Ауленти известна благодаря участию в реконструкции целого ряда музеев: Национального музея искусств в Париже, венецианского Палаццо Грасси, Музея искусства Азии в Сан-Франциско, Национального музея искусства Каталонии в Барселоне, Палаццо Публико в Сан-Марино.
Среди главных достижений в дизайне – стул April из нержавеющей стали, настольная лампа Pipistrello и стеклянный стол на велосипедных колесах Tour Table.
Заха Хадид
Заха Мохаммад Хадид – британский архитектор и дизайнер, первая в истории женщина-архитектор, награжденная Притцкеровской премией. Среди ее самых известных архитектурных проектов – Центр Гейдара Алиева в Баку, музей MAXXI в Риме, Центр водных видов спорта в Лондоне и другие.
В области мебельного дизайна наиболее известны светильник Chandelier Vortexx и Z-образное кресло, выполненные для Sawaya & Moroni.
Казуё Седзима
Казуё Седзима – вторая и пока последняя женщина-архитектор, ставшая обладательницей Притцкеровской премии. А среди тех, кто руководил проведением Венецианского архитектурного биеннале, она и вовсе первая представительница слабого пола. Казуё Седзима работает в соавторстве с Рюэ Нисидзава. Среди их главных проектов – Новый музей современного искусства в Нью-Йорке, штаб-квартира Christian Dior в Токио, Школа менеджмента и дизайна Цольферайн в Эссене.
Комментарии