Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
30 ноября 2017 г.

Выставка Interlight Moscow 2017: люстры из света, филаментные лампы и живой огонь

Всё это произошло на наших глазах — из инновации светодиоды превратились в бытовую необходимость. Стремительно, убирая с дороги конкурентов, совершенствуясь по пути и дешевея в разы с каждым годом. Технологически прогрессивное и экономически эффективное изобретение оказалось ещё и благодатной почвой для новых экспериментов в дизайне декоративных светильников. В основном из-за своего размера: маленькие светодиоды в масштабах люстры — как клетки в масштабе растения, из которых строятся листья, стебли и плоды. Так же из элементов LED строятся светильники нового поколения, в которых лампочка давно перестала иметь решающее значение, а то и вовсе исчезла как явление.

Стенд Shekinah lighting

Светильник Mona, стенд «Сонекс»

Результаты светодиодных преобразований последних лет были выставлены 7-9 ноября 2017 года на Interlight Moscow powered by Light+Building 2017 — Международной выставке декоративного и технического освещения, электротехники и автоматизации зданий, проходившей в «Экспоцентре» на Краснопресненской набережной. Событие масштабное и разностороннее. BERLOGOS в первую очередь интересовали павильоны декоративных светильников, туда я и отправилась.

СВЕТОДИОДНЫЕ ЛЮСТРЫ

Первое, что бросилось в глаза, — это изобилие люстр, состоящих из световых колец, линий и лепестков. Наконец-таки производители окончательно переросли формат «патрон + лампочка» и стали смело «заливать» свет под акриловые рассеиватели всевозможных форм. Функциональность при этом осталась — свет достаточно яркий, он «добирается» количеством элементов, расположенных на спрятанной внутри светодиодной ленте. Стоимость таких светильников — около 20-30 тыс. рублей.

Стенд Ka Yuen Palace Lighting

Стенд Kink Light

Самым запоминающимся на выставке был стенд компании «Сонекс» с новой LED-коллекцией 2018 от Odeon Light. Пробежимся по самым интересным моделям.

Стенд «Сонекс»

Серия Lond

Серия Piano

На переднем плане: слева — Olimpo, справа — Reggio

Серия Nicco

Серия Orio 

Подвесы с небольшим количеством источников света стоят дешевле люстр — например, диск Mona можно приобрести за 14 тыс. рублей.

Серия Mona

Итальянская марка ST Luce также представила новую коллекцию 2018, оформив экспозицию с акцентом на современные стили — минимализм, хай-тек и техно.

Кубики справа — серия Cratere 

То, что ранее было техническим нововведением, за несколько лет вошло в обиход и стало доступно по цене: многие модели светодиодных люстр снабжены диммерами и могут управляться с помощью пульта дистанционного управления, меняя яркость и цветовую температуру.

Стенд ST Luce

На стенде поставщика «Ника» интересными показались светильники от Vele luce и Spot Light.

Слева направо: чёрный с золотым — Rich, белый с пятиугольным основанием — Arca, диск со световым центром — Minnesota 

Буйство светодиодной фантазии встречало меня и в Китайском национальном павильоне: всё от кучерявых кустов и светящихся «стружек» до гигантских хрустальных колец и спиралей, бросающих вызов ортодоксальным люстрам.

Стенд Kingston Lighting

Стенд Kingston Lighting

Стенд JZM Lighting

Стенд JZM Lighting

ФИЛАМЕНТНЫЕ ЛАМПЫ

Так называются стеклянные колбы самых немыслимых форм и размеров, внутри которых тёплым светом горят живописно закрученные нити и собранные в пучки стержни. Они же «ретро-лампы». Они же «лампы Эдисона». На самом деле, как вы понимаете, это вовсе не лампы накаливания и внутри светится не вольфрамовая нить, а её светодиодная имитация. Жёлтые стержни и спирали называются «LED-филаменты» и представляют собой стеклянные основы с кристаллами светодиодов, покрытые толстым слоем люминофора.

Стенд Bofa Lighting

Придумали их японцы в 2008, массовое производство началось в 2013, и вот, спустя 4 года, филаментные лампы составляют ощутимый сегмент рынка и продолжают удивлять декоративными модификациями. Внутри стеклянных колб умельцы из Китая выращивают целые плантации филаментов, радуя приверженцев лофта, индастриала и стимпанка.

Стенд Zhejiang Electro Cirkel 

Справедливости ради, имя Эдисона «ретро-лампы» носят лишь потому, что он их производил в промышленных масштабах и ставил на каждой коробке своё имя. Изобретателем же вакуумной лампы накаливания с вольфрамовой нитью был (и остаётся) Александр Лодыгин, который создал самую экономичную и долговечную из всех представленных на тот момент (1890) электрических ламп (учитывая «свечу Яблочкова» и лампу Эдисона с обугленной бамбуковой нитью) и имел, кстати, все необходимые патенты. В дальнейшем другие учёные дорабатывали его конструкцию: например, американец Ирвинг Ленгмюр, который предложил наполнять баллоны ламп инертным газом (аргоном).

Заслуга же Томаса Эдисона в том, что он умело вёл бизнес и наладил массовое производство ламп Лодыгина, а также успешно их рекламировал и продавал. Однако факт остаётся фактом: название научному изобретению даётся по имени изобретателя, а не завода-производителя или магазина-поставщика. Так что правильней было бы называть эти устройства лампами Лодыгина.

Стенд Shangjia Hardware

Стенд Crystal Lux

Впрочем, давайте вернёмся на Интерлайт. Филаментные лампы в зависимости от размера могут быть использованы и как самостоятельные декоративные светильники, и как лампочки в составе осветительного прибора. Если добавить к такому старинному свету тонированное стекло, металлы под медь и современный подход к формообразованию, то в итоге получим довольно симпатичные и свежо выглядящие версии светильников «а-ля ретро».

Стенд Divinare

Стенд Divinare

Стенд «Светлый мир»

ЭКЗОТИКА

В эту группу я собрала всё то, что показалось необычным, броским и эффектным.

На первом месте — электрокамины и очаги от Dimplex на стенде Торгового дома «Белая гвардия». Сразу скажу, что к искусственному огню я отношусь крайне скептически, но возле этих трёхмерных образцов поневоле задержалась: уровень реализма действительно достойный — языки пламени вылетают, искры сыплются, дым клубится и дрова потрескивают. Эффект усиливают всё те же революционеры-светодиоды, которые расположены в макетах дров и мерцают, имитируя процесс тления. Получается весьма и весьма! Фотографии, к сожалению, не передают всей реалистичности.

Очаг Cassette 500

Электрокамин Tahoe

Впечатлили так называемые лампы-фейерверки и подобные им люстры: у них плафон из стекла обработан специальным покрытием с 3D-эффектом, которое преобразует идущий изнутри свет в разноцветный взрыв. В выключенном виде светильник выглядит как хромированный шар с матовым стеклом.

Разноцветные шары слева — серия Nexus. Стенд «Сонекс» 

А этот вариант я про себя назвала «новогодним светильником»: взяли гигантский плафон в виде лампочки-груши или шара, просунули в него светодиодную гирлянду и — вуаля! — получилось весело и даже функционально. Есть подозрения, что могут возникнуть сложности с заменой перегоревшего светодиода — хотя, может, оно и к лучшему, будет повод поменять гирлянду на новую, с разноцветными огнями или рождественскими звёздами. Судя по обсуждениям в прессе, вполне себе перспективное направление в дизайне.

Стенд Freya

Люстра с акриловыми пузырьками сразила наповал. Выглядит волшебно и производит разрыв шаблона: так как светодиоды спрятаны внутрь патрона, а пузырьки воздуха весьма реалистичны, то кажется, будто это светит вода в стеклянных колбах. 

Светильник Ylvie. Стенд Globo Rus

Напоследок покажем вам люстры из фанеры, выделявшиеся на общем фоне не только добротной художественной идеей и оригинальной техникой исполнения, но и производителем — российской компанией «Механика света». Проект запущен в 2015 году и ставит перед собой большие цели — реально влиять на развитие отечественного промышленного дизайна, объединить под своим брендом российских дизайнеров, работающих над проектами декоративных светильников, и наладить успешное производство качественных и конкурентоспособных изделий. 

Стенд «Механика света». Дирижабль по центру — LED Zeppelin, справа и слева — серия «Эклектика»

Люстра «Эклектика»

Люстра из дерева — тоже результат развития LED-технологий. Светодиоды позволили не бояться высокой температуры нагрева источников света и смелее экспериментировать с материалами.

В рамках выставки Interlight Moscow powered by Light+Building 2017 прошёл XI Международный LED форум, ставший за эти 11 лет не только главным событием деловой программы выставки, но и крупнейшей бизнес-конференцией в России и СНГ на тему светодиодных технологий. В этом году тема форума звучала так: «От научно-технической революции к эволюции освещения», а ключевой вопрос первого дня — «Революция LED закончилась, что дальше?». Очень подходящее, как мне кажется, название. Эту победу можно было увидеть даже в павильонах декоративного света — пожалуй, самом трудно поддающемся бастионе на пути внедрения новых световых технологий. 

Если в области технического света новая парадигма — светодиод как самостоятельный, самодостаточный источник света и «строительный» элемент, из которого можно создавать абсолютно новые конструкции без ранее существовавших ограничений — была давно воспринята и активно внедрена в жизнь, то в области дизайнерских светильников эта парадигма стала влиять на формообразование и стимулировать появление свежих идей сравнительно недавно. Но и этот бастион пал, судя по тем же светодиодным люстрам без традиционных лампочек, вкручивающихся в цоколь, или филаментным лампам с собственной «электрической» эстетикой.

Ландшафтные светильники, компания Novo Tech. Стенд «Сонекс»

Наверняка нас впереди ждёт ещё много интересных дизайнерских решений: кое-какие из них уже можно отыскать в Сети на стадии прототипа или визуализации. Добавим, что декоративные светильники — это очень небольшая область применения светодиодных технологий, среди которых есть кардинально влияющие на образ жизни человека. Например, существуют разработки в области коммуникационной технологии Li-Fi — нового вида передачи данных, который использует видимый свет в открытом пространстве как канал связи и может стать альтернативой связи Wi-Fi, работающей, как известно, при помощи радиоволн. Учёные обсуждают возможности использования ламп со встроенными функциями Li-Fi, которые смогут служить защищёнными точками доступа в общественных местах, а в будущем — обеспечивать взаимодействие транспортных средств между собой и со светофорами через передние и задние фары.

P. S. Решила добавить немного фотографий с хрустальными люстрами, специально для приверженцев классики, читающих BERLOGOS. Да, классические люстры с позолотой и радужными подвесками на Интерлайте, конечно же, были. Но, честно говоря, мне они показались какими-то старомодными... Не хватило новизны и творческой смелости, пусть даже в рамках исторических стилей. Возможно, вы со мной не согласитесь.

Стенд Bohemia Crystal

Стенд ARTISluce 

P. P. S. Узнать больше о русском изобретателе А.Н. Лодыгине можно из документального фильма «Шестое чувство Александра Лодыгина», снятом в 2015 году. Фильм есть в Интернете в открытом доступе.

Больше о стимпанке можно узнать из серии статей:

Стимпанк в интерьере: способы реализации
Стимпанк в интерьере: когда техника становится искусством. Часть II
Стимпанк в интерьере: когда техника становится искусством. Часть I

А также: Почему людям нравится лофт?


Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта