Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
30 ноября 2017 г.

Выставка Interlight Moscow 2017: люстры из света, филаментные лампы и живой огонь

Всё это произошло на наших глазах — из инновации светодиоды превратились в бытовую необходимость. Стремительно, убирая с дороги конкурентов, совершенствуясь по пути и дешевея в разы с каждым годом. Технологически прогрессивное и экономически эффективное изобретение оказалось ещё и благодатной почвой для новых экспериментов в дизайне декоративных светильников. В основном из-за своего размера: маленькие светодиоды в масштабах люстры — как клетки в масштабе растения, из которых строятся листья, стебли и плоды. Так же из элементов LED строятся светильники нового поколения, в которых лампочка давно перестала иметь решающее значение, а то и вовсе исчезла как явление.

Стенд Shekinah lighting

Светильник Mona, стенд «Сонекс»

Результаты светодиодных преобразований последних лет были выставлены 7-9 ноября 2017 года на Interlight Moscow powered by Light+Building 2017 — Международной выставке декоративного и технического освещения, электротехники и автоматизации зданий, проходившей в «Экспоцентре» на Краснопресненской набережной. Событие масштабное и разностороннее. BERLOGOS в первую очередь интересовали павильоны декоративных светильников, туда я и отправилась.

СВЕТОДИОДНЫЕ ЛЮСТРЫ

Первое, что бросилось в глаза, — это изобилие люстр, состоящих из световых колец, линий и лепестков. Наконец-таки производители окончательно переросли формат «патрон + лампочка» и стали смело «заливать» свет под акриловые рассеиватели всевозможных форм. Функциональность при этом осталась — свет достаточно яркий, он «добирается» количеством элементов, расположенных на спрятанной внутри светодиодной ленте. Стоимость таких светильников — около 20-30 тыс. рублей.

Стенд Ka Yuen Palace Lighting

Стенд Kink Light

Самым запоминающимся на выставке был стенд компании «Сонекс» с новой LED-коллекцией 2018 от Odeon Light. Пробежимся по самым интересным моделям.

Стенд «Сонекс»

Серия Lond

Серия Piano

На переднем плане: слева — Olimpo, справа — Reggio

Серия Nicco

Серия Orio 

Подвесы с небольшим количеством источников света стоят дешевле люстр — например, диск Mona можно приобрести за 14 тыс. рублей.

Серия Mona

Итальянская марка ST Luce также представила новую коллекцию 2018, оформив экспозицию с акцентом на современные стили — минимализм, хай-тек и техно.

Кубики справа — серия Cratere 

То, что ранее было техническим нововведением, за несколько лет вошло в обиход и стало доступно по цене: многие модели светодиодных люстр снабжены диммерами и могут управляться с помощью пульта дистанционного управления, меняя яркость и цветовую температуру.

Стенд ST Luce

На стенде поставщика «Ника» интересными показались светильники от Vele luce и Spot Light.

Слева направо: чёрный с золотым — Rich, белый с пятиугольным основанием — Arca, диск со световым центром — Minnesota 

Буйство светодиодной фантазии встречало меня и в Китайском национальном павильоне: всё от кучерявых кустов и светящихся «стружек» до гигантских хрустальных колец и спиралей, бросающих вызов ортодоксальным люстрам.

Стенд Kingston Lighting

Стенд Kingston Lighting

Стенд JZM Lighting

Стенд JZM Lighting

ФИЛАМЕНТНЫЕ ЛАМПЫ

Так называются стеклянные колбы самых немыслимых форм и размеров, внутри которых тёплым светом горят живописно закрученные нити и собранные в пучки стержни. Они же «ретро-лампы». Они же «лампы Эдисона». На самом деле, как вы понимаете, это вовсе не лампы накаливания и внутри светится не вольфрамовая нить, а её светодиодная имитация. Жёлтые стержни и спирали называются «LED-филаменты» и представляют собой стеклянные основы с кристаллами светодиодов, покрытые толстым слоем люминофора.

Стенд Bofa Lighting

Придумали их японцы в 2008, массовое производство началось в 2013, и вот, спустя 4 года, филаментные лампы составляют ощутимый сегмент рынка и продолжают удивлять декоративными модификациями. Внутри стеклянных колб умельцы из Китая выращивают целые плантации филаментов, радуя приверженцев лофта, индастриала и стимпанка.

Стенд Zhejiang Electro Cirkel 

Справедливости ради, имя Эдисона «ретро-лампы» носят лишь потому, что он их производил в промышленных масштабах и ставил на каждой коробке своё имя. Изобретателем же вакуумной лампы накаливания с вольфрамовой нитью был (и остаётся) Александр Лодыгин, который создал самую экономичную и долговечную из всех представленных на тот момент (1890) электрических ламп (учитывая «свечу Яблочкова» и лампу Эдисона с обугленной бамбуковой нитью) и имел, кстати, все необходимые патенты. В дальнейшем другие учёные дорабатывали его конструкцию: например, американец Ирвинг Ленгмюр, который предложил наполнять баллоны ламп инертным газом (аргоном).

Заслуга же Томаса Эдисона в том, что он умело вёл бизнес и наладил массовое производство ламп Лодыгина, а также успешно их рекламировал и продавал. Однако факт остаётся фактом: название научному изобретению даётся по имени изобретателя, а не завода-производителя или магазина-поставщика. Так что правильней было бы называть эти устройства лампами Лодыгина.

Стенд Shangjia Hardware

Стенд Crystal Lux

Впрочем, давайте вернёмся на Интерлайт. Филаментные лампы в зависимости от размера могут быть использованы и как самостоятельные декоративные светильники, и как лампочки в составе осветительного прибора. Если добавить к такому старинному свету тонированное стекло, металлы под медь и современный подход к формообразованию, то в итоге получим довольно симпатичные и свежо выглядящие версии светильников «а-ля ретро».

Стенд Divinare

Стенд Divinare

Стенд «Светлый мир»

ЭКЗОТИКА

В эту группу я собрала всё то, что показалось необычным, броским и эффектным.

На первом месте — электрокамины и очаги от Dimplex на стенде Торгового дома «Белая гвардия». Сразу скажу, что к искусственному огню я отношусь крайне скептически, но возле этих трёхмерных образцов поневоле задержалась: уровень реализма действительно достойный — языки пламени вылетают, искры сыплются, дым клубится и дрова потрескивают. Эффект усиливают всё те же революционеры-светодиоды, которые расположены в макетах дров и мерцают, имитируя процесс тления. Получается весьма и весьма! Фотографии, к сожалению, не передают всей реалистичности.

Очаг Cassette 500

Электрокамин Tahoe

Впечатлили так называемые лампы-фейерверки и подобные им люстры: у них плафон из стекла обработан специальным покрытием с 3D-эффектом, которое преобразует идущий изнутри свет в разноцветный взрыв. В выключенном виде светильник выглядит как хромированный шар с матовым стеклом.

Разноцветные шары слева — серия Nexus. Стенд «Сонекс» 

А этот вариант я про себя назвала «новогодним светильником»: взяли гигантский плафон в виде лампочки-груши или шара, просунули в него светодиодную гирлянду и — вуаля! — получилось весело и даже функционально. Есть подозрения, что могут возникнуть сложности с заменой перегоревшего светодиода — хотя, может, оно и к лучшему, будет повод поменять гирлянду на новую, с разноцветными огнями или рождественскими звёздами. Судя по обсуждениям в прессе, вполне себе перспективное направление в дизайне.

Стенд Freya

Люстра с акриловыми пузырьками сразила наповал. Выглядит волшебно и производит разрыв шаблона: так как светодиоды спрятаны внутрь патрона, а пузырьки воздуха весьма реалистичны, то кажется, будто это светит вода в стеклянных колбах. 

Светильник Ylvie. Стенд Globo Rus

Напоследок покажем вам люстры из фанеры, выделявшиеся на общем фоне не только добротной художественной идеей и оригинальной техникой исполнения, но и производителем — российской компанией «Механика света». Проект запущен в 2015 году и ставит перед собой большие цели — реально влиять на развитие отечественного промышленного дизайна, объединить под своим брендом российских дизайнеров, работающих над проектами декоративных светильников, и наладить успешное производство качественных и конкурентоспособных изделий. 

Стенд «Механика света». Дирижабль по центру — LED Zeppelin, справа и слева — серия «Эклектика»

Люстра «Эклектика»

Люстра из дерева — тоже результат развития LED-технологий. Светодиоды позволили не бояться высокой температуры нагрева источников света и смелее экспериментировать с материалами.

В рамках выставки Interlight Moscow powered by Light+Building 2017 прошёл XI Международный LED форум, ставший за эти 11 лет не только главным событием деловой программы выставки, но и крупнейшей бизнес-конференцией в России и СНГ на тему светодиодных технологий. В этом году тема форума звучала так: «От научно-технической революции к эволюции освещения», а ключевой вопрос первого дня — «Революция LED закончилась, что дальше?». Очень подходящее, как мне кажется, название. Эту победу можно было увидеть даже в павильонах декоративного света — пожалуй, самом трудно поддающемся бастионе на пути внедрения новых световых технологий. 

Если в области технического света новая парадигма — светодиод как самостоятельный, самодостаточный источник света и «строительный» элемент, из которого можно создавать абсолютно новые конструкции без ранее существовавших ограничений — была давно воспринята и активно внедрена в жизнь, то в области дизайнерских светильников эта парадигма стала влиять на формообразование и стимулировать появление свежих идей сравнительно недавно. Но и этот бастион пал, судя по тем же светодиодным люстрам без традиционных лампочек, вкручивающихся в цоколь, или филаментным лампам с собственной «электрической» эстетикой.

Ландшафтные светильники, компания Novo Tech. Стенд «Сонекс»

Наверняка нас впереди ждёт ещё много интересных дизайнерских решений: кое-какие из них уже можно отыскать в Сети на стадии прототипа или визуализации. Добавим, что декоративные светильники — это очень небольшая область применения светодиодных технологий, среди которых есть кардинально влияющие на образ жизни человека. Например, существуют разработки в области коммуникационной технологии Li-Fi — нового вида передачи данных, который использует видимый свет в открытом пространстве как канал связи и может стать альтернативой связи Wi-Fi, работающей, как известно, при помощи радиоволн. Учёные обсуждают возможности использования ламп со встроенными функциями Li-Fi, которые смогут служить защищёнными точками доступа в общественных местах, а в будущем — обеспечивать взаимодействие транспортных средств между собой и со светофорами через передние и задние фары.

P. S. Решила добавить немного фотографий с хрустальными люстрами, специально для приверженцев классики, читающих BERLOGOS. Да, классические люстры с позолотой и радужными подвесками на Интерлайте, конечно же, были. Но, честно говоря, мне они показались какими-то старомодными... Не хватило новизны и творческой смелости, пусть даже в рамках исторических стилей. Возможно, вы со мной не согласитесь.

Стенд Bohemia Crystal

Стенд ARTISluce 

P. P. S. Узнать больше о русском изобретателе А.Н. Лодыгине можно из документального фильма «Шестое чувство Александра Лодыгина», снятом в 2015 году. Фильм есть в Интернете в открытом доступе.

Больше о стимпанке можно узнать из серии статей:

Стимпанк в интерьере: способы реализации
Стимпанк в интерьере: когда техника становится искусством. Часть II
Стимпанк в интерьере: когда техника становится искусством. Часть I

А также: Почему людям нравится лофт?


Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта