Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
22 июля 2015 г.

Великий долгострой англиканцев. Часть 1

Великий долгострой англиканцев. Часть 1

 Архитектура и витражи Ливерпульского собора – крупнейшего англиканского храма, который строился почти столетие.

Ливерпульский англиканский собор (кафедральная церковь Христа в Ливерпуле) и его архитектор Джайлз Гилберт Скотт – это почти такая же длинная и в какой-то степени непростая история, как в случае с Огюстом Монферраном и Исаакиевским собором в Петербурге. Оба проекта осуществлялись очень долго, отняв у архитекторов много сил. Ливерпульский собор строился с 1904 по 1978 год, при этом Джайлз Скотт ушел на вечный покой в 1960 году. Срок строительства большой, однако это не рекордный долгострой в Англии. Готические соборы в Средние века и в Новое время возводились гораздо дольше. Для сравнения, Бристольский собор строили с 1140 по 1888 год, Честерский собор – с 1093 по 1537 год и т.д.

Собор настрадался за всю историю, много раз переделывался. Конкурс длился 3 года, после утверждения одного дизайна Скотт заменил его на другой. Сначала велось строительство капеллы Марии, которая в 1940 году пострадала от бомбежек фашистов. Пришлось восстанавливать витражи капеллы и оставшуюся часть собора. Все это делалось во время войны и после, на десятилетие из-за нехватки средств работы были прекращены. Крупнейшие мастера витражного дела Хоган и Хендри умерли сразу после Второй мировой, не завершив работу в соборе. Архитектор Скотт тоже не дожил до окончания строительства. В итоге долгострой растянулся (с учетом конкурса) более чем на 75 лет, но стоил того. Проект оказался крупнейшим англиканским храмом в мире и пятым по общему объему в мире. Правда, это утверждение оспаривает собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке, еще один долгострой англиканцев, который ведет свою историю аж с 1890-х годов и который не закончен до сих пор из-за отсутствия средств.
Ливерпульский собор имеет официальное название – кафедральная церковь Христа в Ливерпуле (Cathedral Church of Christ in Liverpool) – и является центром ливерпульской епархии провинции Йорка (одна из двух митрополий в Великобритании, первая и крупнейшая – Кентербери).
Собор построен в неоготическом стиле из кирпича по проекту Джайлза Гилберта Скотта. У здания есть несколько рекордных показателей. Длина собора – 189 м (самый длинный собор в мире, как считают английские исследователи, не учитывающие другого лидера – базилику святого Петра в Риме – 211,6 м), высота нефа – 36,5 м, хора – 35,3 м. Единственная башня имеет высоту 101 м – самый высокий в мире собор без шпиля. Занимаемая площадь – 9687 кв. м. Колокол весит 31 тонну и считается крупнейшим в мире из звонящих.
Примечательно, что из-за формы Сент-Джеймской холма Ливерпульский собор ориентирован с севера на юг, а не с запада на восток, как должно быть традиционно. Многие исследователи описывали направления не по компасу, а по литургическому смыслу: таким образом, алтарь находится на «востоке» – в «ист-энде» (фактически на юге, там же капелла), а главный вход – на «западе», в «вест-энде» (фактически на севере).


Джайлз Гилберт Скотт, главный архитектор Ливерпульского собора 

Трудный выбор окончательного проекта 
Открытый архитектурный конкурс был объявлен в конце 1901 года. Для архитекторов он стал возможностью построить не только крупнейшее здание эпохи, но и третий в истории англиканской церкви собор (первый – Святого Павла – перестраивался после Великого пожара в Лондоне в 1666 году, второй – собор Пресвятой Девы Марии в Труро, Корнуолл – был построен в 1880-1910 годах). Всего было подано 103 заявки, в числе архитекторов участвовали Темпл Мур, Чарльз Ренни Макинтош, Чарльз Райлли, а также архитектурное объединение «Остин и Палей». 

В 1903 году комиссия рекомендовала принять проект сына известного ливерпульского архитектора 22-летнего Джайлза Гилберта Скотта, работавшего тогда в мастерской Темпла Мура и еще не имевшего каких-либо реализованных построек. Как рассказал Скотт журналистам в то время, наиболее крупной его работой был резной стеллаж для труб. Сам архитектор поведал, что однажды подслушал разговор двух дам, удивлявшихся интерьеру собора, а одна из них заявила, как «столь огромное здание могло вырасти из столь маленького мозга?», так как до этого проекта Скотт ничего не создал.
Выбор победителя оказался вдвойне спорным, когда выяснилось вероисповедание архитектора: он был католик. В те времена было принято, чтобы архитектор строил церкви той конфессии, которой и придерживался. Известны случаи разрыва контрактов. Однако решение было принято и пересмотру не подлежало.
Инспектор комитета по строительству собора Джордж Брэдбери сообщил, что «мистер Скотт, похоже, унаследовал архитектурный гений своих родственников (дедушки и отца, построивших много неоготических церквей в Англии). Он очень приятен, словоохотлив, высокий, работает с энтузиазмом и выглядит значительно старше своего возраста». Несмотря на хорошие отзывы, комитет приставил к Скотту архитектора Бодли в качестве консультанта, однако совместной работы не получилось из-за частых отлучек последнего в США, где он возводил два собора. По словам самого Скотта, «работа с Бодли была больше похожа на фарс», и «мое терпение чуть было не лопнуло». Однако Бодли скоропостижно скончался в 1907 году. Комитет разрешил Скотту взять еще одного архитектора-консультанта, тем не менее тот отказался и никогда не рассматривал совместный труд с кем-либо.
Работа началась без задержек. Первый камень в фундамент собора был заложен королем Эдуардом VII в 1904 году. Джайлз Скотт, уверенный в собственных силах, в 1909 году предложил новый вариант дизайна. Он отказался от двух башен-близнецов в угоду одной, но большей башни (высота составила 85,344 м), увенчанной фонарем и окруженной двумя трансептами. Спустя десятилетия Пол Баркер предположил, что Скотт предложил второй дизайн, потому что «хотел приблизиться к проекту Макинтоша», также участвовавшему в конкурсе.
В ноябре 1910 года комитет утвердил новый дизайн Ливерпульского собора. Также увеличилось внутреннее пространство. Изменения в дизайне привели к тому, что большая часть готических деталей была «потеряна», а Скотт создал более современный, монументальный стиль.

Витражи капеллы Девы Марии
Капелла Девы Марии (первоначально планировалось назвать Утренняя часовня), первая возводимая часть здания, была освящена в 1910 году епископом Шавассом. Дата – 29 июня, день Святого Петра – была выбрана в честь собора, который был снесен ради нового проекта.



Большинство витражей разработала компания «Джеймс Пауэлл и сыновья» из Лондона. В частности, Джон Уильям Браун (1842-1928) в соавторстве с бюро Whitefriars разработали витраж Te Deum («Тебя, Бога, хвалим») в «восточной» части собора (фактически южной), то есть витражи главного алтаря, а также все витражи капеллы Девы Марии (1921).



Эти работы были сильно повреждены во время Второй мировой войны. После фашистских бомбардировок витражи были восстановлены по эскизам во второй половине 1940-х годов мастером Джеймсом Хоганом (1883-1948), одним из плодовитых художников компании «Джеймс Пауэлл и сыновья».
Капелла Девы Марии выполнена в духе средневековых традиций готических храмов с ювелирной резьбой и прекрасными витражами, сюжетной основой которых является Сретение Господне – принесение во храм младенца Христа, символизирующее собой встречу Ветхого и Нового Заветов. К примеру, изображены Святая Елизавета (мать Иоанна Крестителя), ее племянница Святая Анна, которая присутствовала при принесении Иисуса в храм, Дева Мария и др.
Из-за шторма часть витража была повреждена и в 2005 году мастерски восстановлена компанией Pendle Stained Glass Ltd из города Падихем (Ланкашир, около Бернли).

Дом настоятеля
Витражи выполнены в 1910-х годах компанией Morris and Co. Чувствуется влияние стилистики модерна. Северное окно: выбор темы и содержания перекликается с интересами масонов. В частности, на северном окне изображены аллегории Веры и Надежды, а на других витражах в доме настоятеля – Побиение камнями св. Стефана, Св. Георгий Победоносец, убивающий змея. Северный и восточный витражи – 1916 год, южное окно – 1923 год.



Окончание статьи читайте по ссылке .


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта