Живые крыши: от мала до велика
Вам не темно?
В Екатеринбурге завершился Третий ежегодный фестиваль света «Не темно».
В этом году у фестиваля, традиционно прошедшего в самый короткий день года – 21 декабря, впервые появилась тема – «Победа над солнцем», в честь столетия одноименной футуристической оперы и наступающего 2015 года, названного ООН годом световых технологий.
Опера художников-футуристов Матюшина, Малевича и Крученых была символична и отражала восприятие прекрасного, характерное для начала XX века, когда стала важна не природная и человеческая красота, а искусственная, машинная, рукотворная.
Артем Антипин, куратор фестиваля:
– Футуристы говорили о будущем, а мы и есть то самое будущее! На премьере оперы администратор Фокин был вынужден сказать обескураженной толпе, что автор попал в сумасшедший дом, чтобы хоть как-то объяснить абсурдистское содержание произведения. Это как раз иллюстрация того, что искусство воспринималось как некое безумие. Нам хотелось посмотреть, изменилось ли отношение к художникам сто лет спустя.
В отличие от фестивалей прошлых лет, в этот раз организаторы и художники сделали акцент на проектах, созданных с применением современных технологий.
Световая инсталляция Space-0-Space болгарского художника HR-Stamenov, изображающая грозу и раскаты грома, была сделана в Доме культуры, что напротив Верх-Исетского завода. Ранее там же в рамках Первой уральской индустриальной международной биеннале на стенах градирни был представлен световой проект «Молния». Тогда его автор, екатеринбургская художница из МТ «Электро», полностью управляла процессом, подчиняя себе искусственный гром и молнии. Проект HR-Stamenov – это некий комплимент прошлому, и ДК ВИЗ был выбран площадкой для инсталляции не случайно.
Артем Антипин:
– В советское время культура воспринималась несколько иначе. Когда вы попадаете в колонный зал ДК, то видите на стенах изображения одних лишь ученых – Менделеева, Павлова, Пирогова и т.д. – это зал торжества разума. В то время не искусство и красота приравнивались к культуре, а наука и просвещение.
Сам HR-Stamenov пишет, что, оглядываясь назад, на процесс эволюции человека, можно проследить смысловое развитие архитектуры. Человек прятался от диких животных и природных катаклизмов в стенах собственных сооружений. Постепенно, с развитием технологий и эстетических потребностей, эти сооружения стали превращаться в архитектуру, которая затем стала искусством. Помещая природный мир внутрь здания, мы обнуляем изначальный смысл архитектуры – оберегать человека от безумств природы. Именно обновление и переосмысление пространства заложено в основу проекта Space-0-Space.
Одной из самых запоминающихся работ стал проект Саши Салтановой «Ложкой снег мешая, ночь идет большая», который располагался во внутреннем дворе дома на улице Малышева. Этот двор всегда был темным, пока на торце одного из зданий не установили огромный светодиодный экран, который внес световой дисбаланс в окружающую среду. Теперь, попав в пространство внутреннего двора, вы сможете пережить атмосферу утра, дня, сумерек и ночи буквально за одну минуту из-за постоянно меняющегося освещения.
Артем Антипин:
– Мы гуляли по городу, выискивая дворы, которые никто особо не знает, чтобы показать, с одной стороны, что они существуют, а с другой – что они могут выглядеть необычно и заманчиво. Двор на Малышева нас очень заинтересовал благодаря его новому световому решению, и работа Саши идеально подошла сюда по концепции.
Саша Салтанова, художник:
– Я выбрала это место не случайно. Этот двор – словно собирательный образ всего города, в котором никогда не гаснет свет, постоянно кипит жизнь. Мне хотелось очень нежно подойти к городу, поэтому я выбрала форму колыбели, внутри которой – вечно горящее окно. Бывает, что, как ни укачивай ребенка, он все равно не заснет, а если и задремлет, то любой шум его тут же разбудит. Так и наш город: никак не может заснуть, свет в окнах не гаснет, и этот постоянно мигающий световой экран тоже всегда освещает двор.
Еще одним проектом для внутреннего двора стала работа Лены Шубенцевой, отражающая цикличность искусства. История искусства, как и любая история, повторяет некий цикл, в котором революция – культурная, научная или промышленная – затмевает все предыдущие теории и представления и движется вперед, чтобы опять свершиться. Автор отсылает нас к высказыванию Михаила Матюшина: «Победа над солнцем есть победа над старым привычным понятием о солнце как о красоте». На самой световой инсталляции мы видим черный квадрат, который, делая оборот по часовой стрелке, каждый раз закрывает собой свет солнца, что и символизирует смену парадигмы.
Лена Шубенцева, художник:
– Работа изначально задумывалась в музее на Плотинке, около разводного механизма, но потом мы зашли сюда, во двор электростанции «Луч» на Горького, где соединяются сразу несколько архитектурных слоев. Даже сам забор, сделанный одновременно из дерева, металла и бетона, будто создан для этого проекта. Кроме того, на бетонной плите забора нарисован календарь. Многие даже спрашивали, является ли он частью работы, значит, проект влился в пространство абсолютно органично.
На улице Пушкина расположились сразу две инсталляции. Ровно в 18:00 обычные рекламные лайтбоксы в начале и конце улицы превратились в проект Натальи Хохоновой «На просвет». Вместо привычной рекламы автор поместила в эти лайтбоксы дневное фотоизображение пространства, которое находится непосредственно за ними, превратив рекламную витрину в волшебное окно, через которое мы можем вечером и ночью посмотреть на дневную картинку, буквально заглянуть во вчера.
Наталья Хохонова, художник:
– Если найти правильную точку, то дома на изображении и реальные дома соединятся, образовав единое пространство. Это тоже некая победа над солнцем и временем, о которой говорили футуристы. Кроме того, работа заставляет людей задуматься о вчерашнем дне или хотя бы удивиться и сфотографироваться рядом, а не распространяет ненужную информацию о скидках и новинках.
В арт-галерее «Свитер» был размещен проект Анны Ситниковой – материальное воплощение народной мудрости «все живое тянется к солнцу». Работа имеет двойственную трактовку: человек тянется к солнцу, к его теплу и свету, потому что оно ему жизненно необходимо; либо, может быть, человеком руководит тотальная жажда обладания и подчинения себе природы, поэтому он тянется не к солнцу, а за ним.
В фестивале «Не темно» участвовали более 15 художников, ожидавших посетителей на улице возле своих проектов и готовых рассказать о них, несмотря на холодную зимнюю ночь. Практически все работы находились в центре города, за исключением Белой башни, ставшей самой отдаленной точкой фестиваля. Инициаторами участия в общей программе стала группа «Подельники» и МТ «Электро», которые решили совместными усилиями подключить памятник конструктивизму к празднику света и сделать шоу-подсветку башни, которая могла бы показать, какой эта постройка станет в будущем. Белая башня, являясь архитектурной доминантой улиц Донбасской и Победы, хорошо видна днем, а вечером, особенно зимой, когда рано темнеет, она как будто исчезает из пространства города. Именно это упущение было решено исправить при помощи света, представленного в двух режимах: основной архитектурной подсветки и светового шоу со специально расставленными динамическими акцентами, рассказывающими историю памятника.
Фото: Влад Лоншаков
Комментарии